[<10>] ====== Толкования на Мф. 8:16 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 16-17 **Когда же настал вечер, к Нему привели многих бесноватых, и Он изгнал духов словом и исцелил всех больных, да сбудется реченное через пророка Исаию, который говорит: Он взял на Себя наши немощи и понес болезни** Видишь ли, как многие, наконец, уверовали? Они не хотели удалиться, хотя время и побуждало к тому, и не почитали неблаговременным приводить вечером больных своих. Заметь, о каком множестве исцеленных евангелисты умалчивают, когда не говорят нам и не повествуют о каждом порознь, но одним словом переходят неизреченное море чудес. Потом, чтобы величие чуда не повергло в недоверие, что Он такое множество и от столь различных болезней освободил и исцелил в одно мгновение времени, евангелист приводит пророка, свидетельствующего о случившемся, показывая тем, что доказательство, заимствованное из Писания, во всяком случае, важно и не ниже самых знамений. Исаия сказал, говорит он, что Христос **взял на Себя наши немощи и понес болезни**. Пророк не сказал: освободил, но – взял и понес: это, мне кажется, сказано пророком более о грехах, согласно со словами Иоанна: //вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира// [[new:in:01:29|(Ин. 1:29)]]. Итак, почему же здесь евангелист относит это пророчество к болезням? Или потому, что принимал это свидетельство буквально, или для того, чтобы показать, что большая часть болезней есть следствие грехов душевных. В самом деле, если самая смерть, утверждение болезней, имеет своим корнем и началом грех, то тем более многие болезни. Точно также и то, что мы можем подвергаться болезням, родилось от греха. //**Беседы на Евангелие от Матфея. Беседа 27-я.**// ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **Когда же настал вечер, к Нему привели многих бесноватых, и Он изгнал духов словом и исцелил всех больных** Почему же они не принесли [его] днем? Или боясь книжников и фарисеев, или стыдясь своих немощей, как Никодим, или же потому, что [днем] больные не имели никого, кто мог бы их привести к Иисусу. //**Комментарии на Евангелие от Матфея.**// ===== Блаж. Иероним Стридонский ===== Ст. 16-18 **Когда же наступил вечер, привели к Нему многих имеющих демонов, и Он изгнал духов словом, и всех болящих исцелял**[или: исцелил], **так что исполнилось слово, сказанное чрез пророка Исайю, который говорит: Он взял на себя наши немощи и понес наши болезни. Видя же вокруг Себя многочисленные толпы, Иисус приказал ученикам переправиться чрез залив** Все исцеляются не утром, не в полдень, а к вечеру, когда солнце должно было зайти, т. е. когда умирает в земле зерно пшеничное, чтобы принести многочисленные плоды [[new:in:12:start|(Ин. 12)]]. //**Толкование на Евангелие от Матфея.**// ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== Ст. 16-17 **Когда же настал вечер, к Нему привели многих бесноватых, и Он изгнал духов словом и исцелил всех больных; да сбудется реченное чрез пророка Исайю, который говорит: Он взял на Себя наши немощи и понес болезни** Вечером и не вовремя привели недужных, но Он, как человеколюбец, уврачевал всех. Затем, чтобы у тебя не возникло сомнения, как Он мог в короткое время уврачевать столько болезней, евангелист приводит как свидетеля Исайю. Правда, пророк говорит это о грехах, но Матфей приложил его слова к болезням, потому что большая часть из них происходит от грехов. //**Толкование на Евангелие от Матфея.**// ===== Евфимий Зигабен ===== Ст. 16-17 **Позде же бывшу, приведоша к нему бесны многи: и изгна духи словом и вся болящыя изцели: да сбудется реченное Исаием пророком, глаголющим: той недуги нашя прият и болезни понесе** **Позде же бывшу, приведоша к Нему бесны многи: и изгна духи словом** Позде, т.е. при конце дня. Посему Марк ([[new:mk:01:32|1, 32]]) и Лука ([[new:lk:04:40|4, 40]]) упомянули о захождении солнца, яснее обозначая время. Народная толпа, обождав до захождения солнца ради соблюдения субботы, привела тогда страдающих болезнями; а ученики и прежде захождения солнца просили Его исцелить лежащую в горячке, потому что они и прежде видели, что Христос, не наблюдая субботы, исцелял, и знали уже от Него, от каких дел закон о субботнем покое повелевал удерживаться, и к каким позволял приступать. Наблюдай также, как иногда Он исцеляет, простерши руку, как напр., тещу Петра, – иногда же произнося слово, как слугу сотника и этих бесноватых, а иногда делая то и другое, как прокаженного. Этим показывает, что Он всемогущ. **и вся болящыя изцели: да сбудется реченное Исаием пророком, глаголющим: Той недуги нашя прият и болезни понесе** Под недугами и болезнями разумей здесь вину недугов и болезней. Освобождая страдающих от недугов и болезней, Он перенес на Самого Себя их вину, т.е. страдания и смерть. Посему, претерпев много трудов во время спасительных страстей, Он умер. Но Матфей метафорически говорит о телесных недугах и болезнях, а Исаия болезнями и недугами назвал грехи, которые, как говорится, Христос взял и понес, наподобие жертвы. Животное, приводимое в жертву за грехи, некоторым образом брало на себя грехи всех и носило, освобождало от них народ и само закалалось за них. Весьма кстати взял евангелист это пророческое выражение. Очень многие телесные недуги и болезни происходят от грехов, как это мы узнаем впереди; и ничто не препятствует называть и их грехами. //**Толкование Евангелия от Матфея.**// ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== **Когда же настал вечер, к Нему привели многих бесноватых, и Он изгнал духов словом и исцелил всех больных** Привели к Иисусу Христу больных, потому что слышали об исцелении слуги сотника [[new:mf:08:13|(13 ст.)]] и тещи Симоновой; но сделали это, как замечает Евангелист: **позде бывшу** (когда настал вечер), т. е. когда кончился покой субботнего дня (в этот день была суббота). Ранее не приводили вследствие того, что Иудеи держались фарисейского понятия о субботнем покое, будто бы грешно и лечиться в этот день. **Бесны** – бесноватых. О бесноватых чит. объясн. [[new:mf:04:24#prot_ioann_buxarev|24 ст. 4 гл.]] Иисус Христос исцелял больных и по состраданию к ним, и главным образом для того, чтобы показать Свое посланничество от Бога. **//Толкование на Евангелие от Матфея.//** ===== Лопухин А.П. ===== **Когда же настал вечер, к Нему привели многих бесноватых, и Он изгнал духов словом и исцелил всех больных** [[new:mk:01:32|(Мк. 1:32-34;]] [[new:lk:04:40|Лк. 4:40, 41)]]. У Матфея речь, сокращенная сравнительно с Марком и Лукою. Из сообщений последних двух евангелистов можно вывести, что это было вечером того дня, когда Иисус Христос учил в синагоге. Это было в субботу [[new:mk:01:21|(Мк. 1:21;]] [[new:lk:04:31|Лк. 4:31)]]. Этим объясняется, почему больные были приведены или принесены ко Христу только вечером, так как в самую субботу ни лечить, ни лечиться не дозволялось. К словам Матфея “когда же настал вечер” Марк добавляет “когда заходило солнце”; также, что весь народ собрался “к дверям” (к двери); что больные страдали “различными болезнями” и что Христос “не позволял бесам говорить, что они знают, что Он Христос.” У Луки также добавления, отчасти те же, какие у Марка, а отчасти — другие: Христос возлагал на больных руки и демоны выходили (не из всех), а из многих, и восклицали: Ты Христос, Сын Божий. Это последнее добавление, хотя и косвенно, бросает свет на причину, по которой Спаситель запрещал демонам называть Себя так. Она, очевидно, заключалась в нежелании, чтобы Его провозглашали Сыном Божиим демоны. Что касается причины, по которой у Матфея упоминается прежде всего о бесноватых, то это объясняется тем, что утром в эту субботу Христос исцелил бесноватого [[new:mk:01:23|(Мк. 1:23-27)]], и это возбудило в народе большое движение. Таким образом из сопоставления показаний евангелистов получается более или менее полная картина того, о чем кратко в рассматриваемом месте повествует евангелист Матфей. Очень важно заметить, что для истинного и всемогущего Целителя не было, по-видимому, никаких ограничений в проявлении Его чудесной силы. Выражение Луки [[new:lk:04:41|(4:41)]] από πολλών (из многих, но не из всех бесноватых выходили бесы) не служит само по себе свидетельством об ограниченности проявления божественной силы, и его следует толковать соответственно показаниям других евангелистов, которые утверждают, что Христос исцелял “всех” (πάντας) больных, собств. “худо имеющих”, или худо себя чувствующих. И среди обыкновенных людей встречаются целители; но обыкновенно далеко не все, к ним прибегающие, получают исцеления, так что в некоторых случаях вполне возможно объяснять исцеления даже естественными причинами. Но иное дело, когда исцеляются не только “многие”, но и “все”; такой факт невозможно объяснить никакими естественными причинами; а как будто ненамеренное указание на него евангелистами может служить для апологетики одним из самых сильных доказательств присутствия во Христе необычайной божественной чудотворной силы. //**Толковая Библия.**// ===== Троицкие листки ===== **Когда же настал вечер, к Нему привели многих бесноватых, и Он изгнал духов словом и исцелил всех больных** Ученики Господа уже знали, от каких дел Закон повелевал удерживаться в день субботний до захождения солнца, а потому в доме Симона спокойно просили Господа об исцелении болящей; но простой народ еще держался фарисейского понятия о покое субботнем, будто грешно в субботу приносить больных к Целителю, и потому только после захода солнца, **когда же настал вечер**, как говорит святой Матфей, т.е. когда уже миновали часы субботнего покоя и повеяла вечерняя прохлада, более удобная для перенесения больных по улицам города, пришел в движение весь Капернаум: и здоровые, и больные – все спешили к дверям дома, где находился Христос. Принесли больных, страдавших разными недугами. Были тут и бесноватые: **к Нему привели многих бесноватых**. И милосердный Господь вышел к страждущим из дома, **и Он изгнал духов словом**, и, переходя от одного больного к другому, взирая на каждого из них с безпредельной любовью и состраданием, со словом утешения и ободрения возлагал Он на каждого Свои Божественные руки, **и исцелил всех больных**. //**Троицкие листки. №801-1050.**// [<10>]