[<10>] ====== Толкования на Мф. 8:24 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **И вот, сделалось великое волнение на море, так что лодка покрывалась волнами; а Он спал** Матфей говорит просто, что Иисус **спал**; а Лука говорит, что Он //спал на возглавии//, показывая через то Свое смирение, и поучая нас великой мудрости. //**Беседы на Евангелие от Матфея. Беседа 28-я.**// ===== Свт. Игнатий (Брянчанинов) ===== **И вот, сделалось великое волнение на море, так что лодка покрывалась волнами; а Он спал** Сном Спасителя изображается наше забвение Бога. Искушением уничтожается забвение. Воспомянутый и призванный на помощь Бог запрещает ветрам и морю. Всеблагий и Всемогущий, Он доставляет //тишину велию// [[new:mf:08:26|(Мф. 8.26)]] всякому, воспомянувшему и призвавшему Его на помощь во время скорби. **//Аскетическая проповедь.//** ===== Блаж. Иероним Стридонский ===== **И вот, сделалось великое волнение на море, так что лодка покрывалась волнами; а Он спал** См. Толкование на [[new:mf:08:23#blazh_ieronim_stridonskij|Мф. 8:23]] ===== Блаж. Петр Хрисолог ===== **И вот, сделалось великое волнение на море, так что лодка покрывалась волнами; а Он спал** Море, которое [сначала] подставило ногам Христа свою вздымающуюся спину, распростерло равниной свои гребни, усмирило волнение, сковало волны и таким образом из влаги превратилось в дорогу твердую, как камень. Так почему же оно свирепствовало, неистовствовало и стремилось погубить своего Творца? Почему Сам Христос, знающий будущее, оказался столь несведущим в настоящем, что не принял мер предосторожности перед надвигающейся бурей, непогодой и опасностью, и почему, тогда как все бодрствовали, только Он один пребывал во сне, когда Ему и Его [ученикам] грозила столь великая опасность? Братья, опытность кормчего доказывает не ясная погода, но бурное ненастье. Когда дует легкий ветерок, последний моряк может управлять кораблем, но во время бури требуется подлинное мастерство. //**Собрание проповедей.**// ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== **И вот, сделалось великое волнение на море, так что лодка покрывалась волнами; а Он спал** См. Толкование на [[new:mf:08:23#blazh_feofilakt_bolgarskij|Мф. 8:23]] ===== Евфимий Зигабен ===== **И се, трус велик бысть в мори, якоже кораблю покрыватися волнами: той же спаше** **И се, трус велик бысть в мори, якоже кораблю покрыватися волнами** Этот назвал трусом, а Марк ([[new:mk:04:35|4,35]]) и Лука ([[new:lk:08:23|8,23]]) ветреной бурей; это одно и то же, потому что и трусом, и ветреной бурей здесь названо волнение, так как при этом воды трясутся, поднимаются и понижаются. И опять: Матфей и Марк говорят, что корабль был захвачен волнами на море, а Лука говорит, что на озере. Но они не противоречат между собою, потому что и те, и этот разумеют Тивериадское озеро, которое по своему природному устройству было озером, а по величине – морем; поэтому иногда называют его морем. Волнение это случилось, чтобы смирить гордость учеников, которые много о себе думали, потому что они одни вошли (в корабль) с Учителем, между тем как все прочие остались, и чтобы они упражнялись, как атлеты мира, в страшных опасностях, и как кормчие вселенной, в бурях искушений. **Той же спаше** Марк обозначал и место, на котором Он спал, потому что сказал, что //Он спал на корме на возглавии// ([[new:mk:04:38|Мк. 4, 38]]), которое из дерева было устроено на корме. Спал Он с мудрым намерением, чтобы ученики сильно испугались, потому что если бы Он бодрствовал, то они нисколько не испугались бы, или, по крайней мере, мало. Необходимо было им получить сильное ощущение страха, чтобы больше почувствовать Его могущество и воспринять большую веру в Него. //**Толкование Евангелия от Матфея.**// ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== **И вот, сделалось великое волнение на море, так что лодка покрывалась волнами; а Он спал** Так как Галилейское озеро окружено горами, то, при появлении ветра, быстро, часто совершенно внезапно, происходили тут сильные бури: ветер, вырываясь из-за гор, производил их. Бури эти были опасны для пловцов (чит. объясн. [[new:mf:18:04#prot_ioann_buxarev|18 ст. 4 гл.)]]. **Той же** (а Он, Иисус Христос) **спаше** (спал); у Евангелиста Марка говорится, что Христос спал //на корме//; спал потому, что это путешествие было вечером, после утомивших Его дневных трудов [[new:mk:04:35|(4, 35.]] [[new:mk:04:38|38)]]. Своим примером Господь показывал, что и во время опасности можно быть совершенно спокойным, когда совесть мирна и чиста. **//Толкование на Евангелие от Матфея.//** ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 24-26 **И вот, сделалось великое волнение на море, так что лодка покрывалась волнами; а Он спал. Тогда ученики Его, подойдя к Нему, разбудили Его и сказали: Господи! спаси нас, погибаем. И говорит им: что вы так боязливы, маловерные? Потом, встав, запретил ветрам и морю, и сделалась великая тишина** [[new:mk:04:39|(Мк. 4:39, 40;]] [[new:lk:08:24|Лк. 8:24, 25)]]. У Матфея упрек ученикам в маловерии высказывается до утишения бури, у других двух синоптиков — после. Различие это не имеет большой важности, так как и вообще евангелисты, рассказывая о событиях, в своей речи иногда нанизывают факт за фактом, мало заботясь о точном определении времени и хронологической последовательности. //**Толковая Библия.**// ===== Троицкие листки ===== **И вот, сделалось великое волнение на море, так что лодка покрывалась волнами; а Он спал** Настала темная южная ночь. **И вот, сделалось великое волнение на море**: неожиданно поднялась одна из тех страшных бурь, которые так обыкновенны на этом озере, окруженном ущельями гор. Опасность была страшная, лодку постоянно накреняло и заливало: **так что лодка покрывалась волнами**. А Господь, утомленный трудами прошедшего дня, склонил Свою усталую главу к кожаному возглавию на корме лодки и спокойно заснул: **а Он спал**. Своим примером Он хотел показать, что и во время опасности можно быть совершенно спокойным, если иметь мирную и чистую совесть. Правда, и пророк Иона заснул посреди такой же опасности, но – от помраченной совести, от духа уныния и тоски, которые овладели им; а Спаситель заснул с чистой совестью. Иона своим присутствием навлекал беду, – присутствие Иисуса Христа служило залогом и ручательством спасения от опасности. Но ученики этого не понимали. Для них в этом спокойном сне Господа и Учителя готовилось испытание их веры – «образ искушений, которые их ожидали в будущем, так как впоследствии Господь часто попускал им впадать в жесточайшие бедствия, и через это укреплял дух их. Если бы буря случилась во время Его бодрствования, то они или не устрашились бы, или не стали бы Его просить, или не подумали бы, что Он может совершить такое чудо. Поэтому Он предался сну, дабы дать им время подвергнуться страху», познать свою немощь, навсегда запечатлеть это чудо в их памяти, научить их мужеству среди опасностей, а после избавления от опасности дать им сильнее почувствовать Его благодеяние. Итак, лодка, бывшая вероятно уже посередине озера, стала наполняться водой и тонуть. //**Троицкие листки. №801-1050.**// [<10>]