[<10>] ====== Толкования на Мф. 8:29 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **И вот, они закричали: что Тебе до нас, Иисус, Сын Божий? пришел Ты сюда прежде времени мучить нас** См. Толкование на [[new:mf:08:28#svt_ioann_zlatoust|Мф. 8:28]] ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **И вот, они закричали: что Тебе до нас, Иисус, Сын Божий? пришел Ты сюда прежде времени мучить нас** См. Толкование на [[new:mf:08:28#svt_kirill_aleksandrijskij|Мф. 8:28]] ===== Свт. Хроматий Аквилейский ===== **И вот, они закричали: что Тебе до нас, Иисус, Сын Божий? пришел Ты сюда прежде времени мучить нас** См. Толкование на [[new:mf:08:28#svt_xromatij_akvilejskij|Мф. 8:28]] ===== Прп. Анастасий Синаит ===== **И вот, они закричали: что Тебе до нас, Иисус, Сын Божий? пришел Ты сюда прежде времени мучить нас** Говоря «прежде времени», они указывают, что знают о своем осуждении там, в геенне, и ожидают его. **//Вопросы и ответы.//** ===== Блаж. Иероним Стридонский ===== **И вот, они закричали: что Тебе до нас, Иисус, Сын Божий? пришел Ты сюда прежде времени мучить нас** См. Толкование на [[new:mf:08:27#blazh_ieronim_stridonskij|Мф. 8:27]] ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== **И вот, они закричали: что Тебе до нас, Иисус, Сын Божий? пришел Ты сюда прежде времени мучить нас** Вот, провозглашают Его Сыном Божиим после того, как раньше обнаружили вражду к Нему. Мучением они считают то, что им не позволили вредить людям; слова же "**прежде времени**" понимай в том смысле, что демоны думали, будто Христос, не вынеся слишком сильной злобы их, не выждет времени наказания, чего в действительности нет, ибо им до кончины века позволено бороться с нами. //**Толкование на Евангелие от Матфея.**// ===== Евфимий Зигабен ===== **И се, возописта глаголюща: что нама и тебе, Иисусе Сыне Божий? пришел еси семо прежде времене мучити нас** **пришел еси семо прежде времене мучити нас** Так как Христос застал, что они всевозможными способами терзали и мучили Его творение (человека), то они не могут отрицать своего греха, но приводят некоторую защиту, именно, что они не должны терпеть наказания теперь, но во время Всеобщего Суда, и, сильно страдая, говорят: **Ты пришел сюда**, т.е. на землю, **чтобы мучить нас прежде определенного времени**. От пророков они слышали, что Христос по скончании мира придет на землю, будет судить мир и накажет демонов. См. также Толкование на [[new:mf:08:28#evfimij_zigaben|Мф. 8:28]] ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== **И вот, они закричали: что Тебе до нас, Иисус, Сын Божий? пришел Ты сюда прежде времени мучить нас** **Мучение** – это непозволение им мучить людей, так как мучить для них радость. **Прежде времени** значит то, что демоны думали, что Иисус Христос не станет ждать конца мира и страшного всеобщего суда, чтобы уже тогда осудить их на вечные мучения, а сделает это прежде того времени. Священное писание учит, что злым духам в настоящем веке, до времени страшного суда, попущено искушать и иногда мучить людей; в день же суда они окончательно будут осуждены на вечные мучения со злыми людьми [[new:2pet:02:04|(2 Петр. 2, 4,]] [[new:iud:01:06|Иуд. 6)]]. Духи знают это и как бы жалуются, что Иисус Христос преждевременно пришел мучить их, а потому в повествовании о сем же чуде еванг. Лукою [[new:lk:08:31|(8, 31)]] и просят не посылать их в бездну, т.е. в ад. **//Краткое толкование Евангелий читаемых на литургии во все воскресные и праздничные дни года.//** ---- **Что тебе до нас**, т. е. какое тебе дело до нас? [[old:2ts:16:10|(2 Цар. 16, 10)]]. **Иисусе Сыне Божий**… Бесы узнают в Иисусе Христе Мессию, Сына Божия и считают Его и врагом, и повелителем своим [[new:mf:08:31|(ст. 31)]], потому что знают, что Он пришел разрушить их дела. Св. Златоуст при этом замечает: «И вот, тогда как люди почитали Иисуса Христа за человека, бесы пришли исповедать Его божество». **Прежде времени**, т. е. прежде Страшного суда Христова [[new:mf:25:41|(25, 41)]]. **Мучить бесов**, т. е. как слуг сатаны, их преследовать, изгонять и ввергать в ад мучения [[new:lk:16:23|(Лк. 16, 23.]] [[new:otkr:14:10|Апок. 14, 10)]]. Священное Писание учит, что до времени Страшного суда злым духам попущено искушать и иногда мучить людей; в день же суда они окончательно будут осуждены на вечные мучения, и злые люди вместе с ними [[new:2pet:02:04|(2 Петр. 2, 4.]] [[new:iud:01:06|Иуд. 6)]]. Они знают это и потому как бы жалуются, что Иисус Христос преждевременно пришел мучить их, и при этом просят не посылать их, как говорится у Евангелиста Луки [[new:lk:08:31|(8, 31)]] **в бездну**, т. е. в ад. Так страшны адские муки, что сами бесы трепещут их! Блаженный Феофилакт толкует, что мучением для себя бесы называют непозволение им мучить людей, так как мучить составляет для них удовольствие; а словами **прежде времени** выражается, что бесы думали, что Христос, не терпя чрезмерной их злобы, не станет отлагать времени наказания их. **//Толкование на Евангелие от Матфея.//** ===== Лопухин А.П. ===== **И вот, они закричали: что Тебе до нас, Иисус, Сын Божий? пришел Ты сюда прежде времени мучить нас** [[new:mk:05:07|(Мк. 5:7-10;]] [[new:lk:08:28|Лк. 8:28-31)]]. Буквально— что нам и Тебе (ср. [[old:sud:11:12|Суд. 11:12]]; [[old:3ts:17:18|3 Цар. 17:18;]] [[old:4ts:03:13|4 Цар. 3:13)]]. В русском тексте смысл слов выражен хорошо: что Тебе до нас? т.е., следовательно, своим вопросом бесы просто просили Христа не трогать их. По словам Августина, бесы назвали Христа Сыном Божиим более по подозрению. Слова //“прежде времени”// можно соединить или со словом “пришел”, или со словом “мучить”. В том и другом случае бесноватые хотели сказать, что Иисус Христос пришел до своего мессианского прославления, до окончательной победы Своей над адом и смертью, мучить их. Слова “Иисус” нет во многих кодексах; оно, как полагают, вставлено здесь с полей рукописи, по образцу выражений Марка и Луки. Речь бесноватых к Иисусу Христу показывает, что они были иудеи, а не язычники. //**Толковая Библия.**// ===== Троицкие листки ===== **И вот, они закричали: что Тебе до нас, Иисус, Сын Божий? пришел Ты сюда прежде времени мучить нас** Святой Матфей говорит об исцелении обоих бесноватых, и потому опускает эти подробности. **И вот**, говорит он, ** они закричали: что Тебе до нас, Иисус, Сын Божий?** Что Ты хочешь делать с нами? Какое Тебе дело до нас? Могли ли так взывать к неизвестному Страннику, Которого в первый раз видели, люди, жившие в языческой стране? Могли ли они от себя называть Его по имени, да еще Сыном Божиим? К тому же они были вне себя... Ясно, что устами их взывали злые духи, о которых слово Божие говорит, что они //«веруют и трепещут»// [[new:iak:02:19|(Иак. 2:19)]], которые предчувствовали, что Господь изгонит их из людей, но были связаны Божиим повелением – не увлекать несчастных страдальцев в пустыню, а встретить Господа на берегу моря. И вот, «тогда как люди почитали Его за человека, бесы, как говорит святитель Златоуст, пришли исповедать Его Божество, и те, которые еще оставались невнимательными при укрощении бури на море, услышали теперь демонов, взывавших о том, о чем возвещало море своей тишиной». Не благоговение перед Господом заставляло бесов называть Его Сыном Божиим, – для них нестерпимым мучением было само присутствие Христа: «будучи пронзаемы, воспламеняемы, они невидимо наказывались и обуревались сильнее моря», как выражается Златоуст. И устами обуреваемых ими людей они «исповедуют свою вражду, как говорит тот же святитель, не могут сказать, что они не согрешили, признают, что для них настанет время Страшного Суда и осуждения на вечные муки, и только как бы упрекают Господа Иисуса», жалуются, что Он прежде времени отнимает у них власть мучить людей, и тем самым их подвергает мучению; **пришел Ты сюда прежде времени мучить нас!** «Бесы умоляли Его, – говорит Златоуст, – и заклинали не ввергать их в бездну. Они думали, что теперь настало время их вечного наказания. Поелику Спаситель застал их делающими нестерпимые лютости и злодеяния, когда они мучили Его творение, то и думали, что Он не будет отлагать времени наказания. Таким образом те, коих не могли удержать и узы железные, приходят связанные; те, кои бегали по горам, выходят на поле; те, кои другим преграждали путь, останавливаются, увидев Преграждающего им самим путь». Святой Марк повествует, что //«много просили Его, чтобы не высылал их вон из страны той»// [[new:mk:05:10|(Мк. 5:10)]], из страны Гергесинской, где жили язычники, и потому бесы имели там большую власть над людьми. А святой Лука говорит, что бесы умоляли Господа, чтобы не приказывал им идти в бездну, в глубины мрачного ада, в темницу духов, где уготованы им вечные муки. Из этого видно, как страшны муки адские, если сами бесы страшатся их. //**Троицкие листки. №801-1050.**// [<10>]