[<10>] ====== Толкования на Мф. 8:34 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **И вот, весь город вышел навстречу Иисусу; и, увидев Его, просили, чтобы Он отошел от пределов их** Им надлежало бы поклониться Христу и удивиться Его могуществу; а они отсылали Его и **просили** отойти **от пределов их**. Заметь кротость Иисуса Христа, соединенную с могуществом! Когда жители той страны, столь облагодетельствованные Им, принуждали Его удалиться, то Он без сопротивления удалился и оставил показавших себя недостойными Его учения, дав им наставниками освобожденных от демонов и – пасших свиней, чтобы узнали от них обо всем случившемся, а сам, удалившись, оставил их в великом страхе. Действительно, великая потеря распространяла слух о случившемся, и событие это занимало их ум. Отовсюду неслись слухи о необыкновенном чуде и от исцелившихся, и от хозяев потопленных свиней, и от пастухов их. И ныне можно видеть такие происшествия, и множество бесноватых, живущих в гробах, которых ничто не удерживает от неистовства: ни железа, ни оковы, ни множество народа, ни увещание, ни убеждение, ни страх, ни угрозы и ничто другое подобное. //**Беседы на Евангелие от Матфея. Беседа 28-я.**// ===== Свт. Хроматий Аквилейский ===== **И вот, весь город вышел навстречу Иисусу; и, увидев Его, просили, чтобы Он отошел от пределов их** Тот **город**, где, встретив Господа, **просили, чтобы Он отошел от пределов их**, являет собой образ синагоги, которая не захотела принять Господа и Спасителя человеческого рода, даже увидев божественную силу. И Он вернулся в Свой город, потому что, отвергнутый синагогой, пришел к Своей Церкви, которая в подлинном смысле называется градом Христовым. И тогда они попросили Господа отойти от их пределов. Давайте же будем смотреть, как бы вдруг и среди нас не нашелся тот, кто неверующим умом принудит Господа уйти из пределов его души, потому что Святой Дух, как написано, избежит учения и не живет в теле, погруженном в грехи. //**Трактат на Евангелие от Матфея.**// ===== Блаж. Иероним Стридонский ===== **И вот, весь город вышел навстречу Иисусу; и, увидев Его, просили, чтобы Он отошел от пределов их** То, что они просят, чтобы Он удалился из пределов их, они делают не вследствие гордости, - как полагают некоторые, - а вследствие смирения, ибо считают себя недостойными присутствия Господа, подобно Петру, во время ловли рыбы павшему к ногам Спасителя и сказавшему: //Выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный// [[new:lk:05:08|(Лк. 5:8)]]. //**Толкование на Евангелие от Матфея.**// ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== **И вот, весь город вышел навстречу Иисусу; и, увидев Его, просили, чтобы Он отошел от пределов их** См. Толкование на [[new:mf:08:32#blazh_feofilakt_bolgarskij|Мф. 8:32]] ===== Евфимий Зигабен ===== **И се, весь град изыде в сретение Иисусови: и видевше его, молиша, яко дабы прешел от предел их** **И се, весь град изыде в сретение Иисусови** потому что Он шел в город. Весь град, т.е. все жители. **и видевше Его, молиша, яко дабы прешел от предел их** скорбя, как сказано, о потере свиней, и испугавшись, как сказал Лука ([[new:lk:08:35|8, 35]]); потому что они боялись, чтобы изгнанные бесы не сделали и по отношению к ним самим какого-нибудь зла. И Христос тотчас повиновался, потому что они были достойны Его учения. Но Он оставил им учителей, именно: освобожденных от бесов и пасших свиней. //**Толкование Евангелия от Матфея.**// ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== **И вот, весь город вышел навстречу Иисусу; и, увидев Его, просили, чтобы Он отошел от пределов их** См. Толкование на [[new:mf:08:32#prot_ioann_buxarev|Мф. 8:32]] и [[new:mf:08:33#prot_ioann_buxarev|Мф. 8:33]] ===== Лопухин А.П. ===== **И вот, весь город вышел навстречу Иисусу; и, увидев Его, просили, чтобы Он отошел от пределов их** См. Толкование на [[new:mf:08:33|Мф. 8:33]] ===== Троицкие листки ===== **И вот, весь город вышел навстречу Иисусу; и, увидев Его, просили, чтобы Он отошел от пределов их** **И вот, весь город** (от мала до велика) **вышел навстречу Иисусу**. И как было не выйти посмотреть на такого Чудотворца? Но если бы не погибли их свиньи, то, может быть, и не вышли бы... Другие евангелисты говорят, что Гергесинцы увидели бесноватого, а может быть и обоих, исцеленными, у ног Иисуса Христа: они были уже одеты, в здравом уме и слушали кротко слово Христово. Можно было ожидать, что пораженные чудом Гергесинцы будут просить Господа Иисуса остаться у них, как просили потом благоразумные Самаряне исцелить других больных, научить их вере истинной; однако, вместо этого они просили об одном – чтобы Чудотворец скорее покинул их... **и, увидев Его, просили, чтобы Он отошел от пределов их**. Не радовались они даже исцелению бесноватых; им было жаль своих свиней. «Познай из этого, – говорит блаженный Феофилакт, – где свинская жизнь, там живет не Христос, а живут демоны». Говорил некогда и апостол Петр: //«выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный»// [[new:lk:05:08|(Лк. 5:8)]], но это был голос смиренной веры, благоговейный страх от сознания своего недостоинства. Не такой страх овладел Гергесинцами. Они как бы так рассуждали: страшен этот Чудотворец для нас, подальше бы от Него; без Него спокойнее будет жить, как жили доселе, можно и грешить по-прежнему. И Господь удалился от них, оставил их одних, согласно их желанию. Так иногда Бог в гневе Своем внимает врагам Своим и не внимает любящим Его. Мы не можем строго судить Гергесинцев: они были язычники. Но не то же ли бывает и с нами, грешными, в годину Божия посещения земными скорбями и бедствиями? Вот, например, появилась ужасная смертоносная болезнь: смерть собирает вокруг нас свою жатву; сердце наше трепещет от страха; мы просим Господа, – да мимо идет Его гнев праведный... Но крепко ли при этом наше желание, наше сердечное Богу обещание – раскаяться в прежних грехах и начать новую жизнь по заповедям Божиим? Не таится ли, напротив, в самой глубине сердца нашего тайное желание поскорее успокоиться от страха смертного, опять закрыть глаза и заснуть в привычном порядке прежней греховной жизни?.. «Отметим кротость Иисуса Христа, – говорит святой Златоуст, – соединенную с могуществом. Когда жители той страны, столь облагодетельствованные Им, принуждали Его удалиться, то Он без сопротивления удалился, оставил показавших себя недостойными Его учения, дав им наставниками освобожденных от демонов и пасших свиней, дабы узнали от них о всем случившемся». Какой прекрасный урок для всех, кто творит добро ближнему, но не видит за это добро благодарности от ближнего! Чем меньше получишь ты благодарности за добро от людей, тем дороже будет твое добро в очах Божиих. Кто усиленно ищет благодарности от людей, тот не благодетель, а только заимодавец и даже – торгаш. //«И блажен будешь»//, – говорит Господь, – //«что они не могут воздать тебе, ибо воздастся тебе в воскресение праведных»// [[new:lk:14:14|(Лк. 14:14)]]. Святой Лука повествует, что исцеленный Господом бесноватый, а может быть и оба, умоляли Господа позволить им не разлучаться с Ним. Может быть, бесноватый боялся, чтобы бесы опять не овладели им, когда не будет с ними Господа; или из чувства благодарности в сердце он пожелал быть постоянным учеником своего Исцелителя. Но Господь поручил ему великое и святое дело: //«возвратись в дом твой»//, – сказал Он ему, – //«и расскажи, что сотворил тебе Бог»// [[new:lk:08:39|(Лк. 8:39)]]. Господь оставил Гадарян, которые оказались недостойными Его присутствия, но Он не хотел удалиться от них, не оставив среди них свидетеля. Этот свидетель должен был проповедовать благодать и всемогущество Господа, Который готов был исцелить и всех Гадарян от их душевных недугов так же, как исцелил Он бесноватого. И он, этот исцеленный, безпрекословно исполнил волю Господа: //«он пошел и проповедывал»// не только //«но всему городу»//, из которого сам происходил, но и по всему Десятиградию, //«что сотворил ему Иисус»// [[new:lk:08:39|(Лк. 8:39)]]. И все дивились чуду Божию, совершенному над ним. «Никому не возбраняется, – говорит Златоуст, – разуметь эту историю в таинственном смысле. Люди, уподобляющиеся свиньям своими греховными страстями, не только уловляются бесами, но и низвергаются ими в бездну. Так, когда сладострастный пленяется всякой красотой телесной, тогда он ничем не отличается от беснующегося. Кто сможет связать и укротить столь безстыдного и неистового, никогда не бывающего в самом себе? А что сказать о сребролюбце? Не таков ли и он? Кто может когда-либо связать его? Бес, хотя и презирал людей, но повелению Христову покорился и немедленно вышел из тела. А такой не повинуется и повелению Христову, хотя каждый день слышит Его слова: //«Не можете служить Богу и маммоне»// [[new:mf:06:24|(Мф. 6:24)]]». //**Троицкие листки. №801-1050.**// [<10>]