[<10>] ====== Толкования на Мф. 9:2 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **И вот, принесли к Нему расслабленного, положенного на постели. И, видя Иисус веру их, сказал расслабленному: дерзай, чадо! прощаются тебе грехи твои** Расслабленный, о котором здесь говорится, не тождествен с упоминаемым у Иоанна. Тот лежал при купели, а этот в Капернауме. Тот страдал тридцать восемь лет, а об этом ничего подобного не сказано. О том никто не заботился, а у этого были люди, заботившиеся о нем, которые и принесли его ко Христу. Этому Спаситель сказал: **Чадо! прощаются тебе грехи твои**, а тому: //Хочешь ли быть здоров// [[new:in:05:06|(Ин. 5:6)]]? Того исцелил в субботу, а этого не в субботу; иначе иудеи не опустили бы случая обвинить Его. При исцелении этого, они ничего не говорили, а за исцеление первого не переставали гнать Его. На эти различия я указал не напрасно, но для того, чтобы кто-либо, приняв обоих расслабленных за одно лицо, не подумал, что евангелисты разногласят между собою. Но обрати внимание на смирение и кротость Господа. Он и прежде отдалял от Себя народ, и когда жители страны Гадаринской не хотели принять Его к себе, Он не воспротивился им, но удалился от них, хотя и не далеко. И взошед опять на корабли, переправился на другую сторону, тогда как мог сделать это и без помощи корабля. Он не всегда хотел творить чудеса, чтобы не нарушить порядка Своего домостроительства. Матфей говорит только, что расслабленного принесли; а другие евангелисты прибавляют, что принесшие раскрыли и кровлю и, спустив больного, поставили его пред Христом, не говоря ничего, а все оставляя на волю Спасителя. Прежде Господь Сам обходил страны, и не требовал такой веры от приходящих к Нему; а теперь к Нему и пришли, и обнаружили пред Ним веру свою, – евангелист именно говорит: **«Видя Иисус веру их»**, то есть, тех, которые спустили расслабленного. Спаситель не всегда требовал веры от самих страждущих, например, когда они страдали сумасшествием или лишились ума по причине какой-нибудь другой болезни. Но здесь и больной обнаружил свою веру. Иначе, не имея веры, он не позволил бы и спустить себя. Итак, поскольку и расслабленный и принесшие его показали великую веру, то и Господь явил Свою силу, отпустил грехи больному, как имеющий на то полную власть. Он во всем показывал Свое одинаковое достоинство с Богом Отцом. Прежде Он показал это в Своем учении, когда учил народ, как имеющий власть; над прокаженным, когда сказал ему: //«хочу, очистись»// [[new:mf:08:03|(Мф. 8:3)]]; над сотником, когда за слова его: //«Скажи только слово, и выздоровеет слуга мой»// [[new:mf:08:08|(Мф.8:8)]], удивился ему и превознес его пред всеми; над морем, когда укротил его одним словом; над демонами, когда они исповедали Его Судиею, и когда Он с великою властью изгнал их. А теперь опять иным, высшим образом принуждает врагов Своих признать Свое равночестие с Богом Отцом, и возвещает это их устами. Спаситель был чужд любочестия, несмотря на то, что пред Ним предстояло великое множество народа, который заграждал даже вход к Нему, почему и расслабленного спустили сверху; Он не тотчас приступает к исцелению тела явившегося пред Ним больного, но от самих врагов ожидает к тому повода, и сперва врачует невидимое, т. е. душу, отпустив грехи, – что само доставило расслабленному исцеление, а Исцелившему не принесло большой славы. //**Беседы на Евангелие от Матфея. Беседа 29-я.**// ===== Свт. Иларий Пиктавийский ===== **И вот, принесли к Нему расслабленного, положенного на постели. И, видя Иисус веру их, сказал расслабленному: дерзай, чадо! прощаются тебе грехи твои** Расслабленный представляет собой весь языческий мир, нуждающийся в исцелении, и следует рассмотреть то, какими словами было совершено это исцеление. Господь не сказал расслабленному: «Стань здоровым» или «Встань и ходи», но произнес: **Дерзай, чадо! Прощаются тебе грехи твои!** В одном [потомке] Адама отпускаются грехи всем людям. Итак, показано, что он исцеляется служащими ангелами и называется сыном, поскольку есть первое творение Божие, ему отпускаются грехи души и милостиво прощается первородный грех. Мы не согласны с тем, что расслабленный согрешил в чем-либо; и действительно, в другом месте Господь сказал, что слепота от рождения не была следствием личного или потомственного греха. //**Комментарий на Евангелие от Матфея.**// ===== Свт. Григорий Палама ===== **И вот, принесли к Нему расслабленного, положенного на постели. И, видя Иисус веру их, сказал расслабленному: дерзай, чадо! прощаются тебе грехи твои** См. Толкование на [[new:mf:09:01#svt_grigorij_palama|Мф. 9:1]] **//Омилия 29, имеющая своей темой исцеление расслабленного в Капернауме.//** ===== Свт. Николай Сербский ===== **И вот, принесли к Нему расслабленного, положенного на постели. И, видя Иисус веру их, сказал расслабленному: дерзай, чадо! прощаются тебе грехи твои** Это событие описывают и евангелисты Марк и Лука, однако последние приводят некоторые подробности, опущенные евангелистом Матфеем. Расслабленный человек был настолько болен, что не только сам не мог прийти ко Христу, но его нельзя было даже снять с постели, потому-то сродники и друзья вынуждены были вынести его прямо с постелью из дома и принести ко Господу. Отчаянное расслабление больного видно еще и из того, что постель должны были нести четверо, дабы как можно крепче ее держать и как можно меньше раскачивать при ходьбе. Принеся его к дому, где находился Христос, они увидели, что за многолюдством войти невозможно, ибо уже и у дверей не было места. И они решились разобрать кровлю дома и спустили больного через отверстие в кровле. В это время Христос излагал людям Свое учение. И Он говорил им слово. Ни одной минуты Он не бездельничал: после дела говорил слово, после слов творил дела. Непрестанно Он пользовался и словами, и делами, лишь бы помочь людям радоваться добру, веровать в добро – и в Него как верховного носителя и открывателя добра. **И, видя Иисус веру их, сказал расслабленному: дерзай, чадо! прощаются тебе грехи твои.** Господь наш Иисус Христос видел их веру не только тогда, когда они спустили больного, но и тогда еще, когда они подняли постель с больным и отправились к Нему. Ибо Тот, Кто мог видеть помышления сердца человеческого, тем более мог видеть события на расстоянии, как и вблизи. Он видел Нафанаила под смоковницей, прежде нежели тот пришел к Нему [[new:in:01:48|(Ин. 1:48)]]. Да что говорить? Он видел не только то, что происходит, но и то, что будет происходить до конца времен. Здесь не говорится: «видя их», но: **видя Иисус веру их**, – дабы показать сим: Христос видит и то, что увидеть еще тяжелее, видит в человеке самое сокровенное. И это опять же написано ради нас, дабы мы знали, на что Господь смотрит – и ныне, как и тогда. И еще, дабы мы знали: лишь имея веру, мы можем ожидать помощи Божией в страданиях. Видя веру нашу, Бог не медлит со Своею помощью. **И, видя Иисус веру их.** Но чью веру? Только веру принесших больного или также и веру самого больного? Во-первых, очевидна вера принесших больного. И по одной их вере Господь мог исцелить расслабленного. Ибо Господь не раз совершал чудеса и без знания, и без веры больного. Скажем, мертвые, воскрешенные Им, не могли веровать так, чтобы чудо свершилось по их вере. Даже близкие умерших не всегда выказывали особую веру. О вдове из Наина не сказано, что она веровала, но только, что она плакала над умершим сыном. Но, возможно, в тот миг, когда Господь подошел к ней и, сжалившись, решительно сказал ей: не плачь, в ней вспыхнула вера в Его могущество. И Марфа и Мария, сестры Лазаря, не слишком веровали, что Христос воскресит их умершего брата после того, как тот уже четыре дня находился во гробе. Лишь начальник синагоги Иаир имел крепкую веру во Христа, когда подошел к Нему и говорил: //«дочь моя теперь умирает; но приди, возложи на нее руку Твою, и она будет жива»// [[new:mf:09:18|(Мф. 9:18)]]. Точно так же Христос исцелял многих тяжелобольных не по их вере, но по вере их сродников ил и друзей. Так Он исцелил слугу сотника в Капернауме [[new:mf:08:05|(Мф. 8:5–6)]] не по вере самого тяжко болящего слуги, но по вере сотника; исцелил дочь хананеянки по вере матери [[new:mf:15:22|(Мф. 15:22)]]; исцелил многих лунатиков, бесноватых, глухонемых по вере их сродников и друзей, их к Нему приведших ([[new:mf:09:32|Мф. 9:32]], [[new:mf:15:30|15:30]], [[new:mf:17:14|17:14]]; и др.). Бесов же из гадаринских одержимых Он изгнал и без веры страждущих, и без веры окружавших их людей, исключительно по Своим соображениям и по плану домостроительства человеческого спасения, исключительно для того, чтобы пробудить веру в отупевших и укрепить ее в маловерных. Между тем в случае с сим расслабленным мы видим, что вера принесших его ко Христу была велика. Христу не нужно было оценивать веру их по внешним признакам, Он смотрел в самые сердца их и видел веру их. Но мы, не видя сердец, можем по внешним признакам определить, что вера их воистину была велика. То, что четверо решились принести безнадежного больного ко Христу, – разве это не признак великой веры? Да еще поднялись на кровлю дома, разобрали ее и сквозь кровлю спустили больного с постелью на средину дома – разве это не очевидный признак сильной веры? Ибо, представьте, как рисковали сии четверо и на какое посмешище своим соседям они бы себя выставили, если бы вынуждены были, после стольких трудов и после раскрытия кровли дома, возвратиться назад с неисцеленным больным! А люди и тогда боялись насмешек, как и теперь, и опасались и стыдились провалов, как и теперь. Лишь крепкая вера не боится насмешек и не опасается провалов – она даже и не думает о насмешках и не сомневается в успехе. Таким образом, Господь мог исцелить больного только по вере принесших его. Но есть признаки того, что и сам больной имел веру. Прежде всего, разве находящийся хоть сколько-нибудь в сознании человек, не имея веры, позволил бы людям тащить себя вместе с постелью по улицам и, что еще важнее, разве позволил бы поднять себя на кровлю и сквозь нее спустить в дом? Но есть еще один скрытый знак веры расслабленного. Господь, обращаясь к нему, называет его словом чадо: дерзай, чадо! прощаются тебе грехи твои. Разве Христос назвал бы чадом неверующего? Разве нераскаянному можно было бы сказать: прощаются тебе грехи твои? При воскрешении сына вдовы из Наина Христос не называет его ни «чадо», ни «сын», но юноша. Ибо мертвый не верует и не может каяться. Здесь, однако, Он говорит болящему: **чадо!** И затем, не сказал ли Господь: //«если покается брат, прости ему»// [[new:lk:17:03|(Лк. 17:3–4)]]? Покаяние, таким образом, есть условие прощения. А покаяние невозможно без стыда и страха Божия и без веры в Бога. //**Беседы на Евангелие.**// ===== Свт. Филарет (Дроздов) ===== **И вот, принесли к Нему расслабленного, положенного на постели. И, видя Иисус веру их, сказал расслабленному: дерзай, чадо! прощаются тебе грехи твои** Евангелие, в повествовании о исцелении разслабленнаго, предлагает нашему вниманию и размышлению Божественныя действия Христа Спасителя, и различныя о них суждения людей, которые были свидетелями оных. Разсматривание Божественных действий должно подать нетленную пищу духу, а разсмотрение различных суждений о сих действиях может составить предохранительное врачевство против суждений дерзновенных и ложных, и потому вредных. Первое в разсматриваемом теперь повествовании Божественное действие Христа Спасителя есть явление Божественной власти Его в прощении грехов. //Рече разслабленному: дерзай, чадо, отпущаются ти греси твои// [[new:mf:09:02|(Мф. 9:2)]]. Не словом только явил Он власть сию, но и доказал ее словом и делом. В основание доказательства положил Он следующий вопрос: //что есть удобее, рещи: отпущаются ти греcи, или рещи: востани и ходи?// [[new:mf:09:05|(Мф. 9:5)]] Ответ на сие не был произнесен: он остался в совести слышавших вопрос. Не могли они не признать, что власть и сила человеческая недостаточна для того, чтобы сказать разслабленному: **вocтaни и ходи**, и тем произвесть исцеление; должны были признать, что для сего потребна власть и сила Божественная, равно как и для того, чтобы сказать грешнику: **отпущаются ти греси**, и тем действительно очистить душу. Власть Божественная в обоих случаях одна, с тою разностию, что не так очевидна в действии прощения грехов, которое простирается на душу, как в исцелении тела, которое подлежит чувствам. И так Христос Спаситель исцелил словом разслабленнаго, и тем явил и доказал Свою Божественную власть прощать грехи. Можно спросить: что было радостнее для разслабленнаго, услышать: «отпущаются ти греси», или услышать: «востани и ходи»? – Я думаю, что слово прощения было для него столько радостнее, сколько душа и ея здравие важнее тела и его здравия. И сию-то высшую радость предлагаю, братия, и вам. Ибо Господь для того так торжественно явил над разслабленным Свою Божественную власть прощать грехи, что бы ею не один он воспользовался, но и все мы. //**181. Слово в неделю шестую по Пятдесятнице (Напечатано в Твор. Св. От. и в собр. 1848 г.) 1844 год**// ===== Прп. Иоанн Пророк ===== Вопрос. Может ли вера других принести пользу тому, кто не присоединит к сему своей собственной веры, подобно тому, как вера тех, которые несли оного **расслабленного**, принесла ему пользу? Ответ. Если бы и расслабленный не имел веры, то он не дозволил бы им нести и спустить себя (сквозь раскрытую кровлю). Таким образом, общая их вера спасла его. Итак, если человек (к вере других) не присоединит и своей веры к Богу, то не получит никакой пользы. Не извиняйся же в том, что, возлагая на других все свое бремя, ты (потому) ничего не делаешь; ибо Иеремия, веруя, что Бог милостив к людям, молился о них; а как они не присовокупили к сему своей веры, то Бог и не услышал его. Где же была вера пророка? Разве он не имел ее, как и несшие расслабленного? Но причина сего исключительно была в людях! Так же бывает и в подобных сему случаях; ибо не напрасно сказано: //много бо может молитва праведного поспешествуема// [[new:iak:05:16|(Иак. 5, 16)]]. //**Руководство к духовной жизни. Вопрос 384.**// ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **И вот, принесли к Нему расслабленного, положенного на постели. И, видя Иисус веру их, сказал расслабленному: дерзай, чадо! прощаются тебе грехи твои** См. Толкование на [[new:mf:09:01#blzh_ieronim_stridonskij|Мф. 9:1]] ===== Блж. Петр Хрисолог ===== **И вот, принесли к Нему расслабленного, положенного на постели. И, видя Иисус веру их, сказал расслабленному: дерзай, чадо! прощаются тебе грехи твои** Заметьте в этом месте, братья, что Бог не вникает в намерения глупцов, не ждет веры от невежественных людей, не исследует глупые желания больного, но приходит на помощь вере другого, чтобы из одной только благодарности он во всем руководствовался божественной волей и не отвергал ее. И действительно, братья, когда это врач спрашивает или исследует желания больных; разве больной не склонен всегда иметь разные желания и требования? //**Собрание проповедей.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **И вот, принесли к Нему расслабленного, положенного на постели. И, видя Иисус веру их, сказал расслабленному: дерзай, чадо! прощаются тебе грехи твои** **И вот, принесли к Нему расслабленного, положенного на постели. И видя Иисус веру их** - или принесших, так как Он часто чудодействовал и ради веры приносящих или же и самого расслабленного. **сказал расслабленному: дерзай, чадо! прощаются тебе грехи твои** Называет "чадом" - или как создание Божие, или как уверовавшего. Показав, что расслабление произошло главным образом от грехов, прежде всего отпускает их. //**Толкование на Евангелие от Матфея.**// ===== Евфимий Зигабен ===== **И се, принесоша ему разслаблена (жилами), на одре лежаща: и видев Иисус веру их, рече разслабленному: дерзай, чадо, отпущаются ти греси твои** **И се, принесоша Ему разслаблена (жилами), на одре лежаща** Слово "се" еврейское. Писание часто поставляет, как особенность языка, подобно многим другим выражениям. Нужно сказать, что это был другой расслабленный, отличный от того, о котором упоминает Иоанн ([[new:in:05:05|5, 5]]). Тот лежал при Вифезде, а этот находился в Капернауме; тот имел тридцать восемь лет, а об этом не повествуется ничего такого; тот не имел человека, а этот имел носильщиков; этому сказал: **отпущаются ти греси твои**, а тому: //хощеши ли цел быти// ([[new:in:05:06|Ин. 5, 6]])? Притом же, того исцелил в субботу, почему и роптали иудеи, а этого исцелил в другой день, потому они и молчали. **и видев Иисус веру их, рече разслабленому: дерзай, чадо, отпущаются ти греси твои** Как говорят Марк ([[new:mk:02:04|2, 4]]) и Лука ([[new:lk:05:19|5, 19]]), принесшие его, не имея возможности войти (в дом) по причине многолюдного собрания, взошли на крышу дома, в котором учил Иисус, и, проломив ее, спустили постель, на которой лежал расслабленный. Все это служило доказательством великой веры, которая убедила их не отчаиваться и не возвращаться, но потерпеть и сделать все, чтобы представить больного пред лицо Спасителя, с полной уверенностью, что он тотчас получит исцеление. Верой их называет веру не только опустивших, но и того, который был опущен, потому что он не позволил бы опустить себя, если бы не верил, что получит исцеление. Видя столь великую веру их, Иисус прежде всего отпускает больному грехи его, а потом уже исцеляет тело, внушая нам, с одной стороны, что многие болезни происходят от грехов, почему и сказал расслабленному, упоминаемому у Иоанна: //се, здрав еси: ктому не согрешай, да не горше ти что будет// ([[new:in:05:14|Ин. 5, 14]]), – с другой стороны, показывая, что Он есть Бог. Исцелять телесные болезни было свойственно и святым, но отпускать грехи свойственно одному только Богу. Потому-то и возмутились книжники. //**Толкование Евангелия от Матфея.**// ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== ** И вот, принесли к Нему расслабленного, положенного на постели. И, видя Иисус веру их, сказал расслабленному: дерзай, чадо! прощаются тебе грехи твои** Что за болезнь расслабления и что такое одр, на котором принесли к Иисусу Христу расслабленного? Под названием расслабления в Новом завете разумеется несколько болезней: и удар, поражающий все тело, и паралич одной какой-либо части, напр., руки, и под. Одр – это постель в роде одного матраца, или одеяла, чтобы легко было носить. У евангелиста Марка [[new:mk:02:04|(2, 4)]] при описании сего чуда говорится, что расслабленного хотели было внести в дом, в котором учил Иисус Христос, но за множеством народа не могли. Тогда внесли его на верх дома, раскрыли кровлю и сквозь отверстие спустили одр пред Иисусом Христом. Взойти на верх дома и разломать крышу было легко, потому что в странах на востоке, где жил Господь, кровли домов плоские, для входа на кровле устроены лестницы с улицы. Как понимать слова: **видя Иисус веру их, сказал расслабленному: дерзай, чадо! прощаются тебе грехи**? **Веру их**, т. е. или тех одних, которые принесли расслабленного для исцеления, или и их, и вместе веру самого расслабленного. **Дерзай** – это слово ободрения. Быть может, больной по грехам своим почитал себя недостойным милосердия Иисуса Христа. Прощаются грехи – болезни иногда посылаются в наказание за грехи. Посему, чтобы исцелить болезнь, нужно снять грех. Господь видел причину болезни расслабленного во грехе, и потому говорит прежде о прощении грехов. **//Краткое толкование Евангелий читаемых на литургии во все воскресные и праздничные дни года.//** ---- О болезни **расслабления** чит. в объясн. [[new:mf:04:24#prot_ioann_buxarev|24 ст. 4 гл.]] К Иисусу Христу принесли расслабленного, **на одре лежаща**, т. е. положенного на одре. **Одр** – это вроде матраца или одеяла, на котором легко было нести больного. Иисус Христос исцелил расслабленного, **видев веру их**. Кто же разумеется здесь под именем **их**? Люди, принесшие больного, и сам больной. Вера их всех очевидна из того, что первые из них приняли на себя труд принести больного, а последний желал быть принесенным ко Христу. Евангелист Марк, повествуя о сем чуде исцеления расслабленного, говорит, что из-за множества народа никак нельзя было внести больного в дом, и что несшие внесли его на верх дома, разломали потолок, который был в то же время и крышею дома, и спустили больного к ногам Иисуса Христа [[new:mf:02:start|(2 гл.)]]. На востоке дома строятся так, что крыша на них делается плоскою, она же служит и потолком. Для входа на верх дома устраиваются лестницы и изнутри, и снаружи. Кровля огораживается перилами, и по вечерам, пользуясь прохладою, хозяева дома проводят там время. Поэтому нетрудно было разломать крышу и спустить больного к ногам Иисуса Христа. Может быть, даже Господь, для большего простора, учил в это время не в жилых комнатах, а на дворе, который обыкновенно от солнечного жара сверху закрывался легкими щитами из кожи или полотна; щиты эти легко можно было разобрать. **Дерзай, чадо, отпущаются ти** (тебе) **греси твои**. Так сказал Иисус Христос прежде, нежели исцелить расслабленного. Грех есть причина наших болезней: первые люди согрешили, потому и осуждены были на болезни и смерть. Мы нередко видим, как от некоторых грехов происходят болезни, напр., от пьянства, распутства и т. п. Бог часто посылает болезни в наказание за грехи [[old:2ts:24:10|(2 Цар. 24, 10-14)]]. Так, Иисус Христос видел, что расслабленный наказан болезнью за грехи, может быть, за грех любострастия; поэтому сначала уничтожает причину болезни – прощает грех. Должно быть, и сам расслабленный хорошо сознавал свои грехи, так что считал себя недостойным милосердия Божия. Посему Господь и сказал ему слово ободрения: **дерзай**. **//Толкование на Евангелие от Матфея.//** ===== Лопухин А.П. ===== **И вот, принесли к Нему расслабленного, положенного на постели. И, видя Иисус веру их, сказал расслабленному: дерзай, чадо! прощаются тебе грехи твои** [[new:mk:02:03|(Мк. 2:3, 4;]] [[new:lk:05:18|Лк. 5:18-19).]] У Марка и Луки о событии рассказывается с большими подробностями, чем у Матфея (см. [[new:mk:02:01|Мк. 2:1-12;]] [[new:lk:05:17|Лк. 5:17-26)]]. Слова “веру их” (αυτών) должны прежде всего относиться к лицам, которые принесли расслабленного. Если бы и у самого расслабленного была сильна вера, то не встретилось бы надобности напоминать ему о грехах. Весьма возможно, что сам больной мог смотреть на свою болезнь, как на наказание за свои грехи. Таким образом он мог страдать не только физически, но и духовно. Чтобы прекратить эти страдания, нужно было, следовательно, прежде всего исцелить его от душевной болезни. Поэтому, как бы откладывая дело чудесного исцеления, Христос говорит прежде всего: “прощаются тебе грехи твои”. Произнеся эти слова, Спаситель “предварительно исцелил душу, отпустив грехи; если бы Он наперед исцелил больного, то это не доставило бы Ему большой славы” (//Иоанн Златоуст//). //**Толковая Библия.**// ===== Троицкие листки ===== **И вот, принесли к Нему расслабленного, положенного на постели. И, видя Иисус веру их, сказал расслабленному: дерзай, чадо! прощаются тебе грехи твои** **И вот**, родственники или другие сострадательные люди **принесли к Нему расслабленного, положенного на постели**. Это был человек, пораженный сильным параличом, вовсе не владевший членами и, кажется, лишенный языка. Этот больной, видимо, хотел во что бы то ни стало пробраться к Божественному Учителю Чудотворцу; святой Марк говорит, что его несли четверо, причем и Марк, и Лука рассказывают, что принесшие не могли протиснуться сквозь толпу народа, чтобы войти в дверь, а потому поднялись с больным на крышу дома, раскрыли ее и оттуда спустили одр, на котором лежал расслабленный, прямо «на то малое пространство, которое между Господом и собравшимся к Нему народом оставлено было благоговением сего народа». Дома на Востоке располагались четырехугольником вокруг внутреннего двора; может быть, Спаситель, для большего простора, учил не в жилых комнатах, а на дворе, который от жара солнечного закрывался легкими щитами из кожи и полотна; щиты эти легко было разобрать без всякой опасности для народа, который был во дворе. Крыши на домах были плоские, обнесенные перилами; там можно было свободно прогуливаться; поэтому туда вели лестницы и со двора, и с улицы; и вот, сердобольные люди, принесшие расслабленного, воспользовались этими лестницами, чтобы через крышу спустить его к ногам Господа Иисуса. Без всяких слов они выражали этим веру свою. «Спаситель, – говорит святитель Златоуст, – не всегда требовал веры от самих страждущих, например, когда они еще не начинали владеть умом, или лишились его по причине болезни. Но здесь и больной обнаружил свою веру. Иначе, не имея веры, он не позволил бы спустить себя, а он согласился быть вынесенным из дома, поднятым на крышу и оттуда спущенным ко Христу. Так изобретательно сильное желание, так благоуспешна любовь». Подлинно, //«ищущий находит, и стучащему отворят»// [[new:lk:11:10|(Лк. 11:10)]]. Итак, поскольку расслабленный и принесшие его показали такую веру, то и Господь явил Свою силу: **И, видя Иисус веру их, сказал расслабленному**, в сознании своих грехов, может быть, не дерзавшему и очей возвести к Целителю: **дерзай, чадо! прощаются тебе грехи твои**, которые так тревожат бедную душу твою! Вот пример того, как Податель всех благ дарует нам их прежде, чем мы просим, и блага, лучшие тех, которые просим. Вот видимое оправдание и той истины, что молитва веры и в Таинстве елеосвящения может спасать болящих, как учит святой апостол Иаков: //«И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему»// [[new:iak:05:15|(Иак. 5:15)]]. «Один Бог, действительно, дает прощение грехов, – рассуждает святитель Филарет Московский, – одна вера приемлет оное. За Его милосердием дело не станет: надобно, притом, чтобы не стало дело за нашей верой. Но как один верует, а другой исцеляется, один верует, а другой разрешается от грехов? Дух выше плоти; благодать выше природы; вера выше разума; посему неудивительно, что для плоти непонятно, как действует дух; для природы непонятно, как действует благодать, для разума непонятно, как действует вера. Впрочем, есть некоторая возможность //«верою»// же и познавать [[new:evr:11:03|(Евр. 11:3)]] самую веру и ее спасительные действия. Души принесших Евангельского расслабленного, с одной стороны, верою стремились ко Христу, с другой, человеколюбием и состраданием прилеплялись к душе расслабленного; и видел Иисус веру их, и ток благодати пролился от Него через их души на душу и тело расслабленного, и душа расслабленного верою открылась для принятия благодати». В грехах, этих болезнях души, большей частью кроется причина и болезней телесных: расслабление, паралич мог произойти от любострастия или пьянства. Сердцеведец Господь видел скорбную душу больного, видел, что он больше страдал от сознания своих грехов, чем от телесного расслабления; поэтому, прежде всего, уничтожает причину болезни – прощает болящему его грехи, называя его, по отеческой любви Своей, «чадом»; прощает, как власть имеющий, показывая Свое равенство с Богом Отцом. Он вынуждает даже врагов Своих признать за Ним это Его Божественное достоинство, – их устами возвещает оное. «Спаситель, – говорит святитель Златоуст, – был чужд честолюбия; Он не тотчас приступает к исцелению тела расслабленного, но от самих врагов Своих ожидает для этого повода, и сперва врачует невидимое, т.е. душу, отпустив грехи, – что доставило расслабленному исцеление, а Исцелителю не принесло большой славы. Книжники, снедаемые злобой и думая обвинить Его в богохульстве, невольным образом прославили Его за это исцеление». //**Троицкие листки. №801-1050.**// [<10>]