[<10>] ====== Толкования на Мф. 9:13 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы? Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию** Чтобы не подумали, что Господь порицает призываемых, называя их болящими, смотри, как Он опять смягчает слова Свои, когда в обличение фарисеев говорит: **Пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы**. Он сказал это для того, чтобы укорить их в незнании Писания, и употребил строгое слово не потому, будто бы Сам гневался на фарисеев, но чтобы вывести мытарей из сомнения. Он мог бы сказать: или вы не знаете, как Я отпустил грехи расслабленному? Как укрепил его тело? Но ничего такого Он не говорит, а сначала употребляет доказательство общее, а потом приводит слова Писания. Сказавши: //«Не здоровые имеют нужду во враче, но больные»//, и таким образом, скрытно назвавши Себя врачом, присовокупил: **«Пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы»** ([[old:os:06:start|Ос. 6]]– //«Ибо Я милости хочу, а не жертвы»//). Так поступает и апостол Павел. Употребив сперва общие доказательства в подтверждение своей мысли, и сказав: //«Кто, пася стадо, не ест молока от стада»// [[new:1kor:09:07|(1Кор. 9:7)]], он приводит потом и слова Писания, говоря: //«Не заграждай рта волу, когда он молотит»// [[old:vtor:25:04|(Втор. 25:4)]]; и еще: //«Так и Господь повелел проповедующим Евангелие жить от благовествования»// [[new:1kor:09:14|(1Кор. 9:14)]]. Но учеников Своих Спаситель убеждает не так; Он напоминает им о Своих знамениях, говоря: //«Не понимаете и не помните о пяти хлебах на пять тысяч [человек], и сколько коробов вы набрали»// [[new:mf:16:09|(Мф. 16:9)]]? А с фарисеями Христос поступает иначе; им напоминает Он об общей немощи, показывает, что и они сами немощны, потому что не знают Писания и, пренебрегая прочими добродетелями, все свое служение Богу ограничивают одними жертвами. На это-то преимущественно указывая, Спаситель в кратких словах заключает то, что говорили все пророки. **«Научитесь**, – говорит Он,–** что значит: милости хочу, а не жертвы»**.. Этими словами Он вразумляет их, что не Он поступает несправедливо, но они; как бы так говорил: за что вы обвиняете Меня? За то ли, что я исправляю грешников? Но в таком случае вы обвиняете в том же и Отца Моего. Итак, словами: **«Пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы»**, Он выражает ту же самую мысль, которая заключается и в других словах Его: //«Отец Мой доныне делает, и Я делаю»// [[new:in:05:17|(Ин. 5:17)]]. Как Отец, говорит Он, хочет этого, так и Я. Видишь ли, как Он одно представляет излишним, а другое необходимым? Он не сказал: милости хочу и жертвы, но – **«милости хочу, а не жертвы»**: одно одобрил, а другое отверг, и тем показал, что обращение с грешниками, за которое Его обвиняли, не только не воспрещено, но еще предписано законом, и даже предпочитается жертвам; и в доказательство этого приводит само место из Ветхого Завета, в котором предписывается делать то же, что делал Иисус. Итак, опровергши фарисеев и общими доказательствами и свидетельством Писания, Он присовокупляет далее: **«Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию»**. Эти слова Спаситель сказал в посмеяние фарисеев, подобно тому, как сказано: //«Вот, Адам стал как один из Нас»// [[old:gen:03:22|(Быт. 3:22)]]; и в другом месте: //«Если бы Я взалкал, то не сказал бы тебе»// [[old:ps:049:12|(Пс. 49:12)]]. А что на земле не было ни одного праведного, о том ясно свидетельствует Павел, говоря: //«Потому что все согрешили и лишены славы Божией»// [[new:rim:03:23|(Рим. 3:23)]]. С другой стороны, слова Христовы служили утешением и для призванных, – Он как бы так говорил: Я не только не гнушаюсь грешников, но для них одних и пришел. А чтобы не сделать их беспечными, для этого, сказав: **«Я пришел призвать не праведников, но грешников»**, не остановился на этих словах, но присовокупил: **«к покаянию»**, – т. е., Я пришел не для того, чтобы грешники остались грешниками, но чтобы они переменились и сделались лучшими. //**Беседы на Евангелие от Матфея. Беседа 30-я.**// ===== Свт. Игнатий (Брянчанинов) ===== **пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы? Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию** **Шедше!** - этим словом облечены следующие мысли: "Удалитесь! вы неспособны приступить ко мне. Ваш образ мыслей, настроение вашего духа соделывают для вас несвойственным принятие Меня. Вам нужно приготовление. Вам нужно предварительно понять, ощутить, сознать, изучить, исповедать падение ваше". Оно — страшно. Слова Божии **милости хощу, а не жертвы** объясняют его. Слова эти имеют такое значение: "Вы не можете приносить жертв: все помышления, чувствования, действия ваши запечатлены, пропитаны грехом, соединены, смешаны с ним, все помышления, чувствования, действия ваши недостойны всесвятого Бога, не могут быть благоприятны Ему. И потому Бог объявляет вам, что Он не только не требует от вас жертв, но и не благоволит, чтоб вы приносили их. Познайте глубину вашего падения; познайте лютость повреждения вашего, вполне отвергните упование на себя; восчувствуйте соболезнование к себе, которого не имеете лишь по причине самомнения, самообольщения, ожесточения, ослепления ваших! Стяжите милость: совокупите ваше действие относительно вас с действием Божиим; споспешествуйте вашим действием действию Божию. Окаменевшие сердца, смягчитесь! Умилосердитесь над собою и над всем человечеством: вы, как и все без исключения человеки, — создания, отверженные Создателем за произвольное отвержение Создателя, создания несчастные, пресмыкающиеся, мятущиеся, страждущие на земле, в этом преддверии ада; создания, постоянно размножающиеся на земле, постоянно пожинаемые смертью, пожираемые землею; создания, низвергнутые на землю из рая за возмущение в раю против Бога. **//Аскетическая проповедь.//** ---- Здесь праведниками названы фарисеи не потому, чтоб они были точно праведники, но потому, что сами признавали себя такими, с мелочною точностью исполняя обрядовые постановления Закона Божия и попирая его сущность, которая заключается в направлении ума, сердца, всего существа человеческого - по воле Божией. **//Аскетическая проповедь.//** ---- Услышь, что говорит тебе Господь: **«милости хочу.»** Увидя недостаток ближнего, умилосердись над ближним твоим: это уд твой! Немощь, которую ты видишь сегодня в нем, завтра может сделаться твоей немощью. Ты соблазняешься единственно оттого, что ты горд и слеп! Ты исполняешь некоторые наружные правила закона и за это любуешься собой, презираешь, осуждаешь ближних, в которых замечаешь нарушение некоторых мелочей, и не замечаешь исполнения великих сокровенных добродетелей, возлюбленных Богу, незнакомых твоему надменному, жестокому сердцу. Ты не глядел в себя довольно, ты не увидел себя, только от этого не признаешь себя грешником. От этого не сокрушилось твое сердце, не исполнилось покаяния и смирения, от этого ты не понял, что наравне со всеми прочими человеками нуждаешься в милости Божией, в спасении. Страшно – не признать себя грешником! От непризнающего себя грешником отрекается Иисус: "Я пришел", – говорит Он, – «призвать не праведников, но грешников к покаянию.» Какое блаженство признать себя грешником! Признавший себя грешником получает доступ к Иисусу. Какое блаженство – узреть грехи свои! Какое блаженство – смотреть в сердце свое! Кто засмотрится в сердце свое, тот забудет, что на земле находятся грешники, кроме него одного. Если он и взглянет когда на ближних, то все ему кажутся непорочными, прекрасными, как Ангелы. Глядя в себя, рассматривая свои греховные пятна, он убеждается, что для спасения его единое средство – милость Божия, что он раб неключимый не только по нарушению, но и по недостаточному исполнению заповедей Божиих, по исполнению, более похожему на искажение, нежели на исполнение. Нуждаясь сам в милости, он обильно изливает ее на ближних, имеет для них одну милость. **//Аскетические опыты. Том 1.//** ---- См. также Толкование на [[new:mf:09:11#svt_ignatij_brjanchaninov|Мф. 9:11]] ===== Свт. Филарет (Дроздов) ===== **пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы? Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию** Есть жертва милости, которой учит Сам Иисус Христос. **Шедше, научитеся, что есть, милости хощу, а не жертвы**. Как дела милосердия, по любви к Богу, творимыя нами для ближних наших, Господь Иисус приемлет, как-бы сделанныя Ему Самому; //понеже//, – глаголет, – //сотвористе единому сих братий моих меньших, Мне сотвористе// [[new:mf:25:40|(Мф. 25:40)]]: то понятно, каким образом дела сии составляют приношение или жертву Богу. Апостол побуждает нас к таковым жертвам, обнадеживая, что оне будут приятны Богу. //Благотворения и общения не забывайте; таковыми бо жертвами благоугождается Бог// [[new:evr:13:16|(Евр. 13:16)]]. //**99. Слово по освящении храма Св. Великомученика Димитрия, в доме призрения для ведомства Духовнаго Попечительства, устроенном Гвардии Капитаном Дмитрием Петровичем Горихвостовым (Говорено октября 2 дня; напечатано в собраниях 1844 и 1848 гг.) 1832 год**// ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы? Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию** **пойдите, научитесь, что значит** Они видели, что мытарь, обратившийся к лучшему, нашел средство к покаянию и потому и сами не отчаиваются в спасении и, не оставаясь в своих прежних пороках, приходят к Иисусу, так что книжники и фарисеи ропщут, но совершая покаяние, как показывает следующее затем слово Господа, которое говорит: **"милости хочу, а не жертвы"? Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию** Господь ходил на пиршества грешников, чтобы иметь случай к научению и подавать приглашавшим Его духовные яства. Затем, когда неоднократно говорится, что Он проводил время на пиршествах, то говорится только о том, что Он там делал, чему учил, так что показывается и смирение Господа в хождении к грешникам, и могущественное действие Его учения в обращении кающихся. Следующие затем слова: //Милости хочу, а не жертвы// [[old:os:06:06|(Ос. 6:6)]] и: **Я пришел призвать не праведников, но грешников**, - в которых приводится свидетельство пророка, - служат к поношению книжников и фарисеев, которые, считая себя праведниками, отклоняли от себя общение с мытарями и грешниками. //**Толкование на Евангелие от Матфея.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы? Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию** См. Толкование на [[new:mf:09:12#blzh_feofilakt_bolgarskij|Мф. 9:12]] ===== Евфимий Зигабен ===== **шедше же научитеся, что есть: милости хощу, а не жертвы? не приидох бо призвати праведники, но грешники на покаяние** **шедше же научитеся, что есть: милости хощу, а не жертвы** Упрекает их в незнании Писаний и смиряет их гордость, потому что они гордились жертвами. Слова эти значат: Я не делаю ничего противного Божественному Писанию. Бог, говоря чрез пророка: //милости хощу, а не жертвы// ([[old:os:06:06|Ос. 6, 6]]), показал, что милость лучше жертвы; поэтому и Я, оказывая милость больным грехами, посещаю их, как врач,– вращаюсь между ними и врачую всяким способом. **не приидох бо призвати праведники, но грешники на покаяние** Я не пришел обратить (на путь истины) праведных, потому что они сами для себя достаточны для спасения; но объявляю: Я пришел только ради одних грешников, нуждающихся в покаянии; каким же образом Я буду гнушаться тех, ради которых пришел? А Златоуст говорит, что Христос сказал это с упреком: **не приидох призвати праведники**, какими вы сами себя считаете... //**Толкование Евангелия от Матфея.**// ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== **пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы? Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию** **Шедше** (подите), т. е. в свои синагоги, где читают закон и пророков, **научитеся**, так как вы еще не научились, **что есть** (что значит): **милости хощу, а не жертвы**. Эти слова Господа, сказанные через пророка Осию [[old:os:06:06|(6, 6)]]. 1) Господь не осуждает ими жертв, приносимых Ему при известных случаях; так как Сам же Он и учредил их чрез законодателя Моисея; но слова эти значат то, что милосердие для Господа приятнее всяких жертв; так как оно есть выражение любви. Эта-то любовь заставляет и Меня искать общения с мытарями и грешниками, замечает Иисус Христос. «Я желаю не жертвы вместо милости, а милости вместо жертвы», как бы так говорит Господь словами: **милости хощу, а не жертвы**. 2) Этими словами Господь особенно осуждает жертвы фарисеев, которые по большей части представляли только одну форму, не сопровождаясь добродетельною жизнью и благочестивым чувством; потому что и из жертв угодны Господу только те, которые соединяются с соответственными чувствами и богоугодною жизнью. **Не приидох бо** (Я пришел) **призвати праведники** (не праведников), **но грешники на покаяние**. Эти слова опять имеют отношение к фарисеям, которые в самомечтании считали себя праведниками. Правда, Господь пришел призвать и таких людей – Он пришел призвать всех; но призвание сих людей бесполезно, пока они не оставят самомечтания о своей праведности: ибо они не способны послушаться призвания. **//Толкование на Евангелие от Матфея.//** ===== Лопухин А.П. ===== **пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы? Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию** См. Толкование на [[new:mf:09:11#lopuxin_ap|Мф. 9:11]] ===== Троицкие листки ===== **пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы? Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию** **Пойдите** в свои синагоги, где всегда читают и объясняют Закон и Пророков, **научитесь**, если вы доныне не научились еще, **что значит** сказанное Отцом Моим через пророка Осию: **милости хочу, а не жертвы?** Научитесь, что значит милость, особенно духовная; познайте, что милосердие к грешникам приятнее для Бога всяких жертв. Не нужны Богу твои жертвы, если ты отказываешь ближнему в милости. Дела милосердия, сами по себе, – лучшая жертву Богу, о которой воспомянется на Страшном Суде Божием паче всяких жертв. Что же касается Меня, как бы так продолжал Спаситель, то Я не только не гнушаюсь грешников, но для них-то Я и пришел: **Ибо Я пришел призвать не праведников**, таких мнимых праведников, как вы, **но грешников**, сокрушенных сердцем и смиренных духом грешников Я пришел призвать **к покаянию**. Я пришел, говорит Спаситель, не для того, чтобы грешники остались грешниками, но чтобы они переменились и сделались лучшими. А для вас, пока вы считаете себя праведниками, спасение невозможно, потому что ваше гордое сердце неспособно внимать голосу благодати Моей, призывающей ко спасению. Какое грозное предостережение дает Господь и всем нам в этом ответе фарисеям! Оглянемся: нет ли и в нас фарисейского пренебрежения к немощам ближнего, и не таится ли в нас на самом дне души это самообольстительное: несмь, якоже прочии человецы, я еще не такой отчаянный грешник, как вот тот человек?.. Если есть хотя бы тень такого помысла в сердце нашем, то и от нас – далече Царствие Божие, Христом возвещенное... //**Троицкие листки. №801-1050.**// [<10>]