[<10>] ====== Толкования на Мф. 9:20 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **И вот, женщина, двенадцать лет страдавшая кровотечением, подойдя сзади, прикоснулась к краю одежды Его** Почему же она не приступила к нему с дерзновением? Потому что стыдилась болезни своей, и почитала себя нечистою. Если женщина во время месячного очищения почиталась нечистою, то тем более могла почитать себя таковою страждущая такою болезнью. Болезнь эта, по закону почиталась весьма нечистою. Вот почему кровоточивая скрывается и таится. Притом она не имела еще надлежащего и совершенного понятия об Иисусе; иначе она не думала бы, что может укрыться от Него. Эта жена первая приходит к Иисусу Христу при народе, так как слышала, что Он и жен исцеляет, и теперь идет к умершей отроковице. Призвать Христа в свой дом она не осмелилась, хотя была и богата; она даже не дерзнула явно и приступить к Нему, но тайно с верою прикоснулась к одежде Его; она не сомневалась и не говорила сама в себе: исцелюсь ли я от болезни, или нет? но приступила с твердою уверенностью, что получит исцеление. //**Беседы на Евангелие от Матфея. Беседа 31-я.**// =====Прп. Исихий Иерусалимский===== //Недоумение X.// Почему Матфей повествует, что начальник синагоги рассказывает Христу о своей дочери, как об умершей [[new:mf:09:18|(Мф. 9:18)]], Марк же и Лука – как о находящейся в опасности [[new:mk:05:23|(Мк. 5:23]]; [[new:lk:08:42|Лк. 8:42)]]? [И почему] Матфей говорит, что Христос прежде исцеления ублажает за веру [кровоточивую] [[new:mf:09:20|(Мф. 9:20)]], Марк же и Лука – что [она] была исцелена через прикосновение, ублажена же была после [[new:mk:05:29|(Мк. 5:29]]; [[new:lk:08:43|Лк. 8:43-48)]]? //Разъяснение// см. [[new:mf:09:18#prp_isixij_ierusalimskij|Мф. 9:18]] ===== Прп. Макарий Великий ===== **И вот, женщина, двенадцать лет страдавшая кровотечением, подойдя сзади, прикоснулась к краю одежды Его** <...> как кровоточивая жена, истинно уверовав и прикоснувшись воскрилию ризы Господней, тотчас получила исцеление, и иссох поток нечистого источника кровей: так всякая душа, имея неисцелимую язву греха, источник нечистых и лукавых помыслов, если придет ко Христу, и истинно веруя, будет просить, то получит спасительное исцеление от неисцельного тока страстей, и силою единого Иисуса иссякнет, оскудев, оный источник, источающий нечистые помыслы; но никому другому невозможно исцелить сию язву. Ибо того и домогался враг, чтобы Адамовым преступлением уязвить и омрачить внутреннего человека, владычественный ум, зрящий Бога. И очи его, когда недоступны им стали небесные блага, прозрели уже для пороков и страстей. Посему, человек так уязвлен, что никому невозможно исцелить его, кроме единого Господа. Ему единому возможно сие. Ибо Он пришел и взял грех мира, то есть, иссушил нечистый источник душевных помышлений. Как оная кровоточивая, расточив все имущество тем, которые бы могли уврачевать ее, ни от кого из них не получила пользы, пока не приблизилась ко Господу, истинно в Него уверовав, и не прикоснулась к воскрилию риз Его, при чем тотчас почувствовала исцеление и остановилось течение крови: так и душу, в начале уязвленную неисцельною язвою вредоносных страстей, никто не мог исцелить ни из праведных, ни из Отцов, ни из Пророков, ни из Патриархов. Приходил Моисей, но не мог подать совершенного исцеления. Были священники, дары, десятины, субботствования, новомесячия, омовения, жертвы, всесожжения, и всякая прочая правда совершалась по Закону; а душа не могла исцелиться и очиститься от нечистого течения злых помыслов, и вся правда ее не в состоянии была уврачевать человека, пока не пришел Спаситель, истинный врач, туне врачующий, и Себя дающий в искупительную цену за род человеческий. Он один совершил великое и спасительное искупление и уврачевание души; Он освободил ее от рабства, и извел ее из тьмы, прославив ее собственным светом Своим; Он иссушил в ней источник нечистых помыслов. Ибо сказано: «//се Агнец Божий, вземляй грехи мира//» [[new:in:01:29|(Ин. 1, 29)]]. Собственные от земли взятые врачевства, то есть свои только дела правды, не могли уврачевать и исцелить душу от такой невидимой язвы; только силою небесного и Божеского естества, даром Духа Святого — сим одним врачевством мог человек получить исцеление и достигнуть жизни, по очищении сердца Духом Святым. Но как там жена, хотя не могла исцелиться, и оставалась язвенною, однако же имела ноги, чтобы прийти ко Господу и пришедши получить исцеление. //**Собрание рукописей типа II. Беседа 20.**// ===== Прп. Максим Исповедник ===== **И се, жена кровоточива дванадесяте лет, приступльши созади, прикоснуся воскрилию ризы Его** **Край одежды** Христа — это разнообразные виды аскезы: как край одежды связан с этой одеждой, так виды аскезы связаны с нравственной философией. Сочетаясь со смиренномудрием, они могут остановить истечение страстей. //**Вопросы и затруднения.**// ---- <...> кровоточивая есть естество или душа, изливающие дарованную им для рождения праведных дел и речений силу в страстной приверженности к веществу. //**Вопросоответы к Фалассию.**// ===== Прп. Нил Синайский ===== **И вот, женщина, двенадцать лет страдавшая кровотечением, подойдя сзади, прикоснулась к краю одежды Его** Оная жена, о которой упоминает Евангелие [[new:mf:09:20|(Мф. 9:20)]], осквернявшая землю каплями нечистой крови, служит образом всякой нечистой души; потому что она, преизбыточествуя верою и коснувшись воскрилия ризы Владычней, тотчас иссушила источник крови. Из сего научаемся, что всякому человеку, который страшится по причине грехов, но верует и призывает Христа Сына Божия, воссиявает Солнце правды, оправдывающее согрешившего и дарующее исцеление от пречистых крил [[new:mf:04:02|(Мф. 4:2)]] **//Письма на разные темы. Анастасию.//** ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **И вот, женщина, двенадцать лет страдавшая кровотечением, подойдя сзади, прикоснулась к краю одежды Его** В Евангелии от Луки написано, что дочь князя была двенадцатилетнего возраста [[new:lk:08:42|(Лк. 8:42)]]. Таким образом, обрати внимание на то, что эта женщина, т. е. народы языческие, начала болеть тогда, когда уверовал народ иудейский [или: когда зарождалась вера иудейского народа], если только [в данном случае] из сопоставления добродетелей не выставляется на вид порок. А эта кровоточивая женщина приступила к Господу не в доме, не в городе, ибо по закону она изгоняется из городов [[old:lev:15:25|(Лев. 15:25]] и далее, [[old:chis:05:03|Чис. 5:3)]], но на пути, когда Господь пошел, так что, пока Он направлялся к одной, другая была исцелена. Поэтому и апостолы говорят: //вам первым надлежало быть проповедану слову Божию, но как вы отвергаете его и сами себя делаете недостойными вечной жизни, то вот, мы обращаемся к язычникам// [[new:act:13:46|(Деян. 13:46)]]. //**Толкование на Евангелие от Матфея.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== Ст. 20-22 **И вот, женщина, двенадцать лет страдавшая кровотечением, подошла сзади, прикоснулась к краю одежды Его. Ибо она говорила сама в себе: если только прикоснусь к одежде Его, выздоровею. Иисус же, обратившись и увидев ее, сказал: дерзай, дщерь! вера твоя спасла тебя. Женщина с того часа стала здорова** Нечистая по своей болезни, женщина не подошла явно, опасаясь, чтобы не помешали ей. Хотя она считала возможным скрыться, однако верила, что получит здоровье, как только прикоснется к краю одежды. Но Спаситель открывает ее не из любви к славе, а чтобы для нашей пользы показать ее веру и чтобы уверовал начальник синагоги. "**Дерзай**" говорит Он ей потому, что она испугалась, как похитившая дар; "**дщерью**" же называет ее как верную. Показывает равно и то, что если бы она не имела веры, то не получила бы и благодати, хотя одежды Его и были святы. Передают, что эта женщина сделала статую Спасителя, у ног которой росла трава, помогавшая кровоточивым женам. Во времена Юлиана нечестивцы разбили ее. //**Толкование на Евангелие от Матфея.**// ===== Евфимий Зигабен ===== **И се, жена кровоточива дванадесяте лет, приступльши созади, прикоснуся воскрилию ризы Его** Об этом пространнее и яснее написал Лука: его повествование в восьмой главе. "Воскрилие" есть край одежды, который, покрывая ноги, касается при путешествии земли. //**Толкование Евангелия от Матфея.**// ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== Ст. 20-21 **И вот, женщина, двенадцать лет страдавшая кровотечением, подойдя сзади, прикоснулась к краю одежды Его, ибо она говорила сама в себе: если только прикоснусь к одежде Его, выздоровею** Женщина стыдилась прямо просить Господа об исцелении, тем более, что болезнь кровотечения, по закону Моисееву [[old:lev:15:25|(Лев. 15, 25)]], считалась нечистою, а потому решилась только прикоснуться к краю одежды Его. Она имела такую веру в Иисуса Христа, что говорила в себе: **аще токмо** (если только) **прикоснуся риз Его, спасена буду** (выздоровею). Край одежды – это кисти на краях одежды, какие Иудеи по закону Моисееву [[old:chis:15:38|(Чис. 15, 38)]], должны были носить для постоянного напоминания о законе Божием. Так мы, христиане, с верою прикасаясь к чудотворным иконам, к мощам угодников Божиих или приступая к таинствам Церкви, исцеляемся. «Для нас, чувственных, – говорит святитель Феофан Затворник, – необходимо чувственное прикосновение, чтобы принять нечувственную духовную силу. Так Господь и устроил в святой Своей церкви» (Троиц. лист.). Посему заблуждаются те христиане, которые отвергают все чувственное в церкви и хотят держаться одного духовного. **//Толкование на Евангелие от Матфея.//** ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 20-21 **И вот, женщина, двенадцать лет страдавшая кровотечением, подойдя сзади, прикоснулась к краю одежды Его, ибо она говорила сама в себе: если только прикоснусь к одежде Его, выздоровею** [[new:mk:05:28|(Мк. 5:28-29;]] [[new:lk:08:44|Лк. 8:44)]]. У Марка сообщаются подробности о самом процессе исцеления; у Луки — о том же весьма кратко. У Матфея об исцелении не говорится, но оно, конечно, подразумевается само собой. Поступок женщины и ее мысли нельзя считать “суеверными”, потому что это слово означает напрасную, суетную веру; обстоятельства же показали, что вера женщины не была ни напрасна, ни суетна. Этим устраняются все рассуждения о суеверном поступке женщины и о том, что она верила в пользу от прикосновения к одеждам Спасителя. //**Толковая Библия.**// ===== Троицкие листки ===== **И вот, женщина, двенадцать лет страдавшая кровотечением, подойдя сзади, прикоснулась к краю одежды Его** Но в этой многолюдной толпе была одна больная женщина, которой было не до праздного любопытства. **И вот, женщина, двенадцать лет страдавшая кровотечением**, много претерпела она от многих врачей, истощила на них все свое имение, но никакой пользы не получила, а пришла в еще худшее состояние. Услышав об Иисусе Христе, эта страдалица решилась прибегнуть к помощи Божественного Врача; с усилием пробралась она сквозь тесную толпу и, не смея по женской стыдливости прямо просить Господа об исцелении своей болезни, не смея даже остановить Его или коснуться Его пречистой руки, – только **подойдя сзади**, с великой верой и благоговением **прикоснулась** незаметным образом **к краю одежды Его**, к тем белым кистям на одежде Его, которые Иудеи должны были носить по закону Моисееву в знак того, что они помнят и исполняют заповеди Божии. Она прикоснулась именно к этому «воскрилию» ризы Его, приписывая ему особенную святость. //**Троицкие листки. №801-1050.**// [<10>]