[<10>] ====== Толкования на Мф. 9:22 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Иисус же, обратившись и увидев ее, сказал: дерзай, дщерь! вера твоя спасла тебя. Женщина с того часа стала здорова** Что же Христос? Он не захотел, чтобы она оставалась в неизвестности, но открыл и обнаружил ее по многим причинам. Некоторые безумные говорят, что Иисус Христос сделал это из любви к славе. Для чего, говорят они, Христос не оставил ее в неизвестности? Что ты говоришь, нечестивый и беззаконный? Неужели, Тот любит славу, Кто и другим запрещает говорить, и Сам не упоминает о бесчисленных чудесах Своих? Итак, для чего же Он обнаруживает кровоточивую? Во-первых, Он освобождает ее от страха, чтобы она, угрызаемая совестью, как похитительница дара, не проводила жизнь в мучении. Во-вторых, исправляет ее, потому что она думала утаиться. В-третьих, открывает всем веру ее, чтобы и другие соревновали ей. Да и показать, что Он знает все, есть столь же великое чудо, как и остановить течение крови. Наконец и начальника синагоги, который легко мог потерять веру, а с нею и все, исправляет примером жены. Действительно, пришедшие говорили: //«Дочь твоя умерла; не утруждай Учителя»//, и находившиеся в дому смеялись над Иисусом, когда Он сказал, что девица спит; естественно, что и сам отец мог поколебаться в вере. Чтобы предостеречь отца девицы от такой слабости, Христос и обнаруживает жену. А что отец отроковицы принадлежал к числу самых грубых людей, послушай, что Христос говорит ему: //«Не бойся, только веруй, и спасена будет»// [[new:lk:08:50|(Лк. 8:50)]]. Спаситель с намерением медлит, и приходит в дом тогда, когда девица уже умерла, чтобы ясно показать, что Он воскресил ее. Для того Он и медленно идет и много разговаривает с женщиною, чтобы дать время умереть отроковице, и придти тем, которые возвестили о ее смерти и говорили: //«Не утруждай Учителя»//. На это указывает и евангелист, говоря: //«Когда Он еще говорил это»//, пришли некоторые из дома (начальника синагоги), говоря: //«Дочь твоя умерла; не утруждай Учителя»// [[new:lk:08:49|(Лк. 8:49)]]. Христос хотел, чтобы они уверились в смерти отроковицы, дабы после не могли сомневаться в ее воскресении. Так поступает Он и во всех случаях. Так и к Лазарю приходит по прошествии трех дней после его смерти. Вот по каким причинам обнаруживает Он жену и говорит ей: **«Дерзай, дщерь!»**; также как и расслабленному сказал: //«Дерзай, чадо!»// [[new:mf:09:02|(Мф. 9:2)]]. Женщина была объята страхом; поэтому Он и говорит: **«дерзай»**, и называет ее **дщерию**, – потому что вера сделала ее дщерию. Потом в похвалу ее говорит: **«Вера твоя спасла тебя»**. Евангелист Лука много и другого говорит нам об этой женщине. Когда она подошла, говорит он, и получила исцеление, Христос не тотчас после этого призвал ее, но прежде сказал: //«Кто прикоснулся ко Мне»// [[new:lk:08:45|(Лк. 8:45)]]? Потом, когда Петр и бывшие с ним говорили: //«Наставник! народ окружает Тебя и теснит, – и Ты говоришь: кто прикоснулся ко Мне?»// – (что служило несомненным доказательством того, что Иисус облечен был истинною плотью и попирал всякую гордость: народ не в отдалении следовал за Ним, но отовсюду окружал Его), – Господь снова настойчиво повторил: //«Прикоснулся ко Мне некто, ибо Я чувствовал силу, исшедшую из Меня»// [[new:lk:08:46|(Лк.8:46)]], – приспособляя ответ Свой к грубым понятиям Своих слушателей. Он сказал это для того, чтобы заставить женщину добровольно сознаться в своем поступке. С намерением Он не тотчас изобличил ее, чтобы, показав, что он все знает, убедить ее добровольно рассказать все, и заставить возвестить о случившемся, и чтобы не показаться подозрительным, если бы Сам стал говорить о том. Видишь ли превосходство жены пред начальником синагоги? Она не удержала, не остановила Христа, но краями перст прикоснулась только к одежде Его; и, придя последнею, первая ушла с исцелением. Начальник синагоги самого Врача ввел в дом свой; а для этой довольно было и одного прикосновения. Хотя она связана была узами болезни, но вера окрыляла ее. Смотри же, как Спаситель утешает ее: **"Вера твоя**, – говорит Он,–** спасла тебя»**. Если бы он обнаружил ее из честолюбия, то не присовокупил бы этих слов. Но Он говорит так для того, чтобы научить вере и начальника синагоги, и похвалить жену, а равно доставить ей радость и пользу не меньшую телесного здравия. А что Христос поступил таким образом не для того, чтобы прославиться Самому, но чтобы прославить жену и исправить других, это видно и из того, что Он равно мог быть славным и без этого чуда (потому что чудеса Его превосходили своим множеством и самые капли дождевые, а также и потому что Он и сотворил и намерен был сотворить чудеса гораздо более славные, чем настоящее), между тем жена, если бы Христос не обнаружил ее, осталась бы в неизвестности и лишилась великих похвал. Вот почему Господь обнаружил ее, похвалил, освободил от страха (она, говорится, приступила с трепетом), ободрил ее и, даровав ей телесное здравие, напутствовал желанием и других благ, сказав: //«Иди с миром»//. //**Беседы на Евангелие от Матфея. Беседа 31-я.**// ===== Свт. Иларий Пиктавийский ===== **Иисус же, обратившись и увидев ее, сказал: дерзай, дщерь! вера твоя спасла тебя. Женщина с того часа стала здорова** Но прежде вместе с апостолами исцеляется толпа грешников. И хотя надлежало, чтобы сначала продолжалось избрание, предопределенное законом, предыдущее исцеление совершалось на глазах [кровоточивой] женщины над мытарями и грешниками. Поэтому она твердо верила, что, бросившись навстречу проходящему Господу и дотронувшись до Его одежды, она исцелится от кровотечения. И хотя она была одета в запятнанную одежду и осквернена пятнами внутреннего недуга, с верой поспешила дотронуться до края одежды Господа. Оказавшись среди апостолов, она, очевидно, коснулась дара Святого Духа, исшедшего от тела Христа, и тотчас же исцелилась. <...> Господь похвалил ее за веру и решительность, поскольку то, что было уготовано Израилю, обрел языческий народ. //**Комментарий на Евангелие от Матфея.**// ===== Прав. Иоанн Кронштадтский ===== **Иисус же, обратившись и увидев ее, сказал: дерзай, дщерь! вера твоя спасла тебя. Женщина с того часа стала здорова** **Вера твоя спасла тебя**: не труды наши, не добрые дела наши спасают нас от грехов наших и от скорбей наших, – мы это испытывали многократно, например, на молитве, и всякий испытал, – а вера наша. Вера всегда нас спасает. Как мы должны благодарить за это Господа! **//Дневник. Том III. 1859-1860.//** ---- **Вера твоя спасла тебя** – не заслуги, не дела, а одна вера. Не гордись же, спасаемый. Все милости туне подает Владыка, за одну веру твою истине, за одно то, что ни во что ставишь, как ложные, внушения духа лжи и веруешь истине. **//Дневник. Том IV. 1860-1861.//** ===== Блж. Августин ===== **Иисус же, обратившись и увидев ее, сказал: дерзай, дщерь! вера твоя спасла тебя. Женщина с того часа стала здорова** //Дочь начальника синагоги// символизирует иудейский народ; а **женщина** символизирует Церковь из язычников. Господь Христос, рожденный от иудеев по плоти, явился во плоти этим самым иудеям; к язычникам же Он посылал, но Сам не ходил. Его телесная и видимая жизнь проходила в Иудее. Поэтому и апостол говорит: //Разумею, что Христос сделался служителем для обрезанных - ради истины Божией, чтобы исполнить обещание отцам// (ибо Аврааму было сказано: //И благословятся в семени твоем все народы земли// [[old:gen:22:18|(Быт. 22:18)]], //а для язычников - из милости, чтобы славили Бога// [[new:rim:15:08|(Рим. 15:8-9)]]. Поэтому Христос был послан к иудеям. И Он шел, чтобы воскресить дочь начальника синагоги. Но появляется женщина и исцеляется: она исцеляется прежде всего по своей вере, а Спаситель словно пребывает в неведении. Ибо отчего Он говорит: //Кто прикоснулся ко Мне// [[new:mk:05:30|(Мк. 5:30-31)]]? Неведение Бога - залог тайны. Это имеет какое-то [скрытое] значение, поскольку в неведении пребывает Тот, Кто не может пребывать в неведении. Что же это означает? Исцеленную Церковь из язычников, телесное присутствие которой не видит Христос, Чей голос говорит в Псалмах: //Народ, которого я не знал, служит мне; по одному слуху о мне, повинуются мне// [[old:ps:017:44|(Пс. 17:44-45)]]. Вся вселенная услышала и уверовала; народ же иудейский видел и распял на кресте, но затем и он пришел к Нему. Так что и иудеи уверуют, но в конце веков. //**Проповеди.**// ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **Иисус же, обратившись и увидев ее, сказал: дерзай, дщерь! вера твоя спасла тебя. Женщина с того часа стала здорова** См. Толкование на [[new:mf:09:21#blzh_ieronim_stridonskij|Мф. 9:21]] ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Иисус же, обратившись и увидев ее, сказал: дерзай, дщерь! вера твоя спасла тебя. Женщина с того часа стала здорова** См. Толкование на [[new:mf:09:20#blzh_feofilakt_bolgarskij|Мф. 9:20]] ===== Евфимий Зигабен ===== **Иисус же обращься и видев ю, рече: дерзай, дщи, вера твоя спасе тя. И спасена бысть жена от часа того** **Иисус же обращься и видев ю, рече: дерзай, дщи, вера твоя спасе тя** Матфей, как любитель краткости, пропустил все случившееся посредине, рассказав об одном только чуде, а Лука из точности рассказал все. Это найдешь в указанной главе. **И спасена бысть жена от часа того** **Спасена бысть**, т.е. выздоровела, как и Лука сказал: //изцеле// ([[new:lk:08:47|Лк. 8,47]]). От часа, не от того, когда Христос сказал ей: //дерзай, дщерь//, но от того, когда она прикоснулась к краю одежды, как написали Марк ([[new:mk:05:29|5, 29]]) и Лука ([[new:lk:08:44|8, 44]]). //**Толкование Евангелия от Матфея.**// ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== **Иисус же, обратившись и увидев ее, сказал: дерзай, дщерь! вера твоя спасла тебя. Женщина с того часа стала здорова** Евангелисты Марк и Лука передают при этом еще следующее обстоятельство: когда исцелилась женщина, то //Иисус, почувствовав Сам в Себе, что из Него вышла сила// (чудотворная), //обратился к народу и спросил: кто прикоснулся к Моей одежде? Ученики Его отвечали Ему: Ты видишь, как народ теснит Тебя, и спрашиваешь: кто прикоснулся ко Мне? Но Он посмотрел вокруг, чтобы увидеть, кто сделал сие. Женщина, испугавшись и трепеща, зная, что с нею сделалось, пришла, пала пред Ним и сказала Ему всю истину//. Иисус же ободрил ее, сказав: **дерзай** (не бойся), **дщерь** и проч. Женщина эта, по преданию, называлась Вероникою и была язычницею. Впоследствии она пострадала за Христа и сделалась св. мученицею (память ее 12-го июля). Св. Златоуст указывает следующие причины, для чего Господь не оставил исцеленной женщины в неизвестности: во-первых, чтобы она, угрызаемая совестью, как похитительница дара, не проводила жизнь в мучении; во-вторых, чтобы показать, что она напрасно думала укрыться; в-третьих, чтобы открыть всем веру ее, дабы и другие соревновали ей; в-четвертых, чтобы показать свое всеведение, и, наконец, чтобы чтобы подкрепить веру и надежду Иаира. **//Толкование на Евангелие от Матфея.//** ===== Лопухин А.П. ===== **Иисус же, обратившись и увидев ее, сказал: дерзай, дщерь! вера твоя спасла тебя. Женщина с того часа стала здорова** [[new:mk:05:30|(Мк. 5:30-34;]] [[new:lk:08:45|Лк. 8:45-48)]]. Сравнительно с рассказами Марка и Луки рассказ Матфея отличается большой краткостью. У Матфея передается только о том, что Спаситель, обратившись назад и увидев женщину, сказать ей, что ее вера спасла ее, и она стала здорова с того часа. У Матфея представляется не так ясно как у других синоптиков, в чем заключалась или отчего происходила боязнь женщины. Однако, что она действительно чего-то боялась, это можно вывести и из его рассказа, потому что она тайно прикасается ко Христу, а заговорить с Ним воспрепятствовали ей, конечно, ее боязнь или страх. “Дочь” в этом случае может служить добавлением к слову “дерзай”. Женщина должна быть смелою, потому что она не чужая Христу, а Его дочь, как и расслабленный [[new:mf:09:02|(Мф. 9:2)]], как и все другие люди, верившие в Христа. Обращение, полное любвеобилия. //**Толковая Библия.**// ===== Троицкие листки ===== **Иисус же, обратившись и увидев ее, сказал: дерзай, дщерь! вера твоя спасла тебя. Женщина с того часа стала здорова** А святой Матфей рассказывает короче: **Иисус же, обратившись** (посмотрев вокруг и остановив Свой Божественный взор на исцеленной) **и увидев ее**, одним взглядом милосердия вызвал в ней признание. Желая загладить свою вину, она забыла свою женскую стыдливость, трепеща от страха, пала перед Ним и перед всем народом, и рассказала Ему всю правду. Она, очевидно, боялась гнева Его, потому что Закон ясно гласил, что прикосновение кровоточивой делало человека нечистым до вечера. Она как бы так говорила: «Прости мне мое дерзновение, милосердный Господи! Целых двенадцать лет страдала я, несчастная; все потратила на врачей без пользы для себя; услышала, что другие так легко получают помощь от Тебя, Врача милосердного, они удостаиваются счастья принять Тебя в доме своем, а я, грешница, не смею и мечтать об этом, – я только прикоснулась к воскрилию риз Твоих святых и вот – я исцелилась... Не сочти же мое прикосновение осквернением для Себя!» Но прикосновение кровоточивой к Нему не только не осквернило Его, но еще и очистило ее саму. И Спаситель с отеческой любовью **сказал** ей: **дерзай, дщерь!** и в этом ласковом слове дщерь уже звучало для нее прощение – дерзай, не бойся, **вера твоя** соделала тебя чадом Божиим, она **спасла тебя**, иди с миром и будь здрава от болезни твоей. Дивно смирение нашего Господа! Сотворив чудо, Он относит исцеление к вере исцеленной: «вера твоя спасла тебя!» Дивно преизбыточество Его благодати: поспешая на одно дело милосердия, Он являет Свое всемогущество и в другом. Дивно и Его премудрое милосердие. Он не потребовал от страдалицы всенародного признания своей болезни, почитавшейся нечистотой по Закону, прежде, чем исцелил ее, и таким образом очистил от этой нечистоты... **Женщина с того часа**, с той минуты, как она прикоснулась к ризам Спасителя, **стала здорова**. «Видишь ли, – говорит святитель Златоуст, – превосходство жены перед начальником синагоги? Она не остановила, не спрашивала Мужа, но краями перст прикоснулась только к одежде Его, и придя последней, первая получила исцеление. Начальник синагоги Самого Врача вел в дом свой, а для нее довольно было и одного прикосновения». Эта остановка Господа, разговор Его с учениками, потом с женщиной, – все это было болезненным испытанием для убитого горестью отца, когда ему дорога была каждая минута, когда смерть быстро гасила последние искры жизни в страдалице-отроковице. Так впоследствии испытана была вера Марфы и Марии, когда они с болью сердца видели, что их возлюбленный брат Лазарь близился к могиле, а Господь, несмотря на это, медлил... Но как ни болезненно было это испытание для отца, мы не замечаем в нем никаких признаков нетерпеливости, и это, без сомнения, Господь вменил ему в заслугу. Несчастный Иаир слышал рассказ женщины и кто лучше него мог принять к сердцу это событие? Если женщина только коснулась ризы Его и исцелилась, то почему же и его больной дочери не получить исцеления? Ведь Иисус не отказал ему, – Он для того и идет в его дом... Но теперь-то и готово было для него искушение: Спаситель не окончил еще слов Своих к жене, как Иаиру объявили: дочь твоя уже умерла, не безпокой Учителя, мертвых не лечат... Но Господь не дает проникнуть сомнению в смятенную этой вестью душу отца. Чудотворец в ту же минуту поспешил утешить его: //«не бойся, только веруй и будет жива»//. Мертвая – будет жива! Кто мог понять это? Но там и место вере, где недоумевает ум. И вера не покинула Иаира: Христос медленно идет, много разговаривает с апостолами и женщиной, чтобы дать время умереть отроковице и прийти тем, которые возвестили о ее смерти. Христос хотел, чтобы все уверились в смерти отроковицы, дабы после не могли сомневаться в ее воскресении. Так и к Лазарю приходит Он по прошествии трех дней после его смерти. Наконец, вот и дом архисинагога. Там уже раздавался жалобный плач и крикливые причитания наемных плакальщиц, которых тогда имели обычай приглашать родные умерших, и которые с шумом и криком колотили себя в грудь и притворными воплями возмущали душу; там погребальные свирели уже издавали свои печальные звуки. //**Троицкие листки. №801-1050.**// [<10>]