[<10>] ====== Толкования на Мф. 9:28 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Когда же Он пришел в дом, слепые приступили к Нему. И говорит им Иисус: веруете ли, что Я могу это сделать? Они говорят Ему: ей, Господи** Приведя слепых в дом, Христос еще спрашивает. Он большей частью исцелял только по просьбе – чтобы не подумали, что Он из честолюбия Сам ищет случаев творить такие чудеса, а равно, чтобы показать, что исцеляемые Им были достойны исцеления, и чтобы не сказали, что если Он исцелял по одному милосердию, то надлежало бы всем исцелиться. Ведь и самое человеколюбие соразмеряется несколько с верой исцеляемых. Но не по этим только причинам Христос требует от них веры. Так как они называли Его сыном Давида, то, возводя их к высшему понятию и научая, как должны разуметь о Нем, Он и спрашивает: **веруете ли, что Я могу это сделать**? Не сказал: веруете ли, что Я могу умолить Отца Моего, могу испросить у Него; но сказал: **веруете ли, что Я могу это сделать?** Что же они? **Ей Господи**! Уже называют Его не сыном Давида, но парят мыслью выше, и исповедуют Его владычество. //**Беседы на Евангелие от Матфея. Беседа 32-я.**// ===== Свт. Григорий Палама ===== Ст. 28-29 **Когда же Он пришел в дом, слепые приступили к Нему. И говорит им Иисус: веруете ли, что Я могу это сделать? Они говорят Ему: ей, Господи! Тогда Он коснулся глаз их и сказал: по вере вашей да будет вам** Не по неведению он вопрошает, но для того, чтобы для незнающих сделать явной веру слепцов. Посему и когда прикоснулся к глазам их, Он прибавил: **«По вере ваю (вашей) буди вама»**. **//Омилия 30, заключающая в себе изложение о слепцах, прозревших в доме, о чем повествует евангелист Матфей.//** ===== Свт. Филарет (Дроздов) ===== **Когда же Он пришел в дом, слепые приступили к Нему. И говорит им Иисус: веруете ли, что Я могу это сделать? Они говорят Ему: ей, Господи!** Вера... та малая и как-бы неприметная, которой бы нужно было доискиваться, как и подлинно Господь Сам искал ее в двух слепцах, просивших зрения, вопрошая их: **веруета ли, яко могу сие сотворити**? //**46. Беседа о прикосновении веры ко Христу По Евреин. сборн.: Слово в день Святителя Николая, говоренное в Николаевском Перервинском Монастыре, маия 9 дня 1825 года. (Напечатано в собраниях 1844 и 1848 гг.) 1825**// ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **Когда же Он пришел в дом, слепые приступили к Нему. И говорит им Иисус: веруете ли, что Я могу это сделать? Они говорят Ему: ей, Господи** См. Толкование на [[new:mf:09:27#blzh_ieronim_stridonskij|Мф. 9:27]] ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Когда же Он пришел в дом, слепые приступили к Нему. И говорит им Иисус: веруете ли, что Я могу это сделать? Они говорят Ему: ей, Господи** Увлекает за Собой слепцов до самого дома с целью показать твердость их веры и изобличить иудеев. Спрашивает их, веруют ли они, показывая этим, что вера все совершает. //**Толкование на Евангелие от Матфея.**// ===== Евфимий Зигабен ===== **Пришедшу же ему в дом, приступиста к нему слепца, и глагола има Иисус: веруета ли, яко могу сие сотворити? Глаголаста ему: ей, Господи** **Пришедшу же Ему в дом, приступиста к Нему слепца** Довел их до дома, чтобы недовольные не подумали, что Он из честолюбия навязывается на чудеса. Мудро все располагает, отнимая всякий повод к обвинению. Вероятно, дом, в котором Он задержался, принадлежал кому-либо из верующих. **и глагола има Иисус: веруета ли, яко могу сие сотворити** т.е. чего вы просите. Он знал, что они веруют в то, что Он может, – иначе каким образом они взывали бы, следуя за Ним; однако спрашивает, чтобы обнаружить их веру и других привлечь чрез это. Чудеса Он совершал не только ради тех, которые получали исцеление, но, преимущественно, ради тех, которые видели и слышали. **Глаголаста Ему: ей, Господи** Уже называли Его не сыном Давидовым, а Господом, так как поднялись вопросом Его на высоту веры. //**Толкование Евангелия от Матфея.**// ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== Ст. 28-29 **Когда же Он пришел в дом, слепые приступили к Нему. И говорит им Иисус: веруете ли, что Я могу это сделать? Они говорят Ему: ей, Господи! Тогда Он коснулся глаз их и сказал: по вере вашей да будет вам** Христос не исцелил слепцов **дорогою**, когда они просили об исцелении – с целью испытать твердость их веры и сотворить чудо наедине в доме. С другой стороны, Он не хотел поощрять преждевременно наименование Его Сыном Давидовым, чтобы это не повело народа к восстанию в Его пользу против Римлян. **//Толкование на Евангелие от Матфея.//** ===== Лопухин А.П. ===== **Когда же Он пришел в дом, слепые приступили к Нему. И говорит им Иисус: веруете ли, что Я могу это сделать? Они говорят Ему: ей, Господи** Неизвестно, в какой дом вошел Спаситель. Что событие произошло на дороге из дома Иаира, этого никак нельзя утверждать с достоверностью, даже ввиду пренебрежительного отношения со стороны Матфея к хронологическим и отчасти топографическим данным. Во всяком случае можно думать, что это не был дом Иаира. Невероятно, чтобы это был и дом Матфея или Петра. Всего вероятнее это был дом, где жили мать, братья и сестры Христа [[new:in:02:12|(Ин. 2:12;]] ср. [[new:mf:04:13|Мф. 4:13)]]. Как видно из рассказа, Господь сначала не отвечал на крики слепцов по вышеуказанной причине; но они пошли за Ним в сам дом и здесь просили Его об исцелении. Исцеление произошло не сразу, но после вопроса: веруете ли и проч. Вообще Матфей сообщает о большом разнообразии действий при исцелениях: простое слово [[new:mf:08:13|(8:13,]] [[new:mf:08:16|16,]] [[new:mf:08:32|32;]] [[new:mf:09:06|9:6)]]; слово и прикосновение [[new:mf:08:03|(8:3;]] [[new:mf:09:29|9:29)]]; только прикосновение [[new:mf:08:15|(8:15;]] [[new:mf:09:25|9:25,]] иначе [[new:mk:05:41|Мк. 5:41]]); ни то, ни другое [[new:mf:09:20|(9:20-22);]] никакого описания нет 9:33 (Цан). Слово, переведенное по-русски “ей”, выражено по-гречески через ναί, много раз употребляется в Новом Завете, и означает: да, точно, конечно. //**Толковая Библия.**// ===== Троицкие листки ===== **Когда же Он пришел в дом, слепые приступили к Нему. И говорит им Иисус: веруете ли, что Я могу это сделать? Они говорят Ему: ей, Господи** Может быть, при этом Он не хотел поощрять преждевременное наименование Его Сыном Давидовым, так как это могло привести неразумный народ к восстанию в Его пользу против Римлян. А для слепцов это молчание Господа служило испытанием их веры. **Когда же Он пришел в дом**, вслед за Ним вошли **слепые** и с дерзновением **приступили к Нему**. «Господь, – говорит святитель Златоуст, – большей частью исцелял только по просьбе, дабы не подумали, что Он из честолюбия Сам ищет случаев творить такие чудеса и чтобы показать, что исцеляемые Им были достойны исцеления. У Него самое человеколюбие несколько соизмеряется с верой исцеляемых». Притом, они говорили: //«Сын Давидов»//, и вот Он учит их, в каком смысле они могут называть Его Сыном Давидовым. **И говорит им Иисус: веруете ли, что Я могу это сделать**, что могу исцелить вас от слепоты? Иисус Христос, как сердцеведец Бог, и веру знал, и благоговение слепцов видел; однако вопрошал – для того, чтобы мы научились, что без веры не дается человеку никакой благодати. «Не сказал, – говорит Златоуст, – веруете ли, что Я могу умолить Отца Моего, могу испросить у Него, но сказал: «веруете ли, что Я могу это сделать?» Что же они на это отвечают? **Они говорят Ему: ей, Господи!** От всего сердца веруем. Уже называют Его не Сыном Давидовым, но парят мыслью выше и исповедуют Его владычество». //**Троицкие листки. №801-1050.**// [<10>]