[<10>] ====== Толкования на Мф. 9:34 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **А фарисеи говорили: Он изгоняет бесов силою князя бесовского** Фарисеи судили совсем иначе. Они не только перетолковывают Его поступки, но не стыдятся говорить и против самих себя. Такова-то злоба! В самом деле, что говорят они? **Он изгоняет бесов силой князя бесовского**. Может ли быть что безрассуднее этого? Совершенно ведь невозможно, – как и Сам Христос говорит после, – чтобы бес изгонял беса, так как и бес обыкновенно свое утверждает, а не разоряет. А Христос не только изгонял бесов, но и очищал прокаженных, воскрешал мертвых, укрощал море, отпускал грехи, проповедовал царствие, приводил к Отцу, чего бес никогда и не захочет, и не сможет сделать. Бесы приводят к идолам, отвращают от Бога и научают не верить будущей жизни. Бес, будучи оскорблен, не станет делать добро, когда он и, не будучи оскорблен, причиняет вред даже тем, которые служат и угождают ему. //**Беседы на Евангелие от Матфея. Беседа 32-я.**// ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **А фарисеи говорили: Он изгоняет бесов силою князя бесовского** См. Толкование на [[new:mf:09:32#blzh_ieronim_stridonskij|Мф. 9:32]] ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **А фарисеи говорили: Он изгоняет бесов силою князя бесовского** Слова крайнего безумия! Ибо ни один демон не изгоняет демона. Допустим, что Он изгонял демонов, как слуга князя демонского или как маг, но болезнь и грехи - как их Он разрешал и как проповедовал царство? Демон поступает совершенно наоборот: он порождает болезни и отлучает от Бога. //**Толкование на Евангелие от Матфея.**// ===== Евфимий Зигабен ===== **Фарисее же глаголаху: о князи бесовстем изгонит бесы** Народ удивлялся, а фарисеи клеветали на Него, говоря, что Он, имея другом Своим князя бесов, силой его изгоняет бесов. И не стыдились болтать легко изобличимое. Кто имеет другом своим князя бесовского, тот делает угодное ему, а бесу приятно – вредить всегда людям, научать всякому злу и отклонять всех от Бога. Но Христос делал совершенно противное этому, так как всегда благодетельствовал людям, научал всякой добродетели и всех приводил к Богу. И, однако, Он не только не наказал их, но и не изобличил, научая нас великодушно переносить клевету, и скорее делать добро обижающим. Смотри, что Он сделал. //**Толкование Евангелия от Матфея.**// ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== **А фарисеи говорили: Он изгоняет бесов силою князя бесовского** Почему фарисеи объясняли чудотворения Христовы силою бесовскою? Они сами не веровали в Иисуса Христа, ненавидели Его, старались препятствовать и народу веровать в Него. Не силою Божией, а силою князя, начальника бесовского, Он изгоняет бесов, говорили они об Иисусе Христе народу, дивившемуся чудесам Его. **//Краткое толкование Евангелий читаемых на литургии во все воскресные и праздничные дни года.//** ---- **О князе бесовстем** (силою его) **изгонит бесы**. Фарисеи, которые ненавидели Иисуса Христа за то, что Он обличал их пороки, и завидовали Его славе, так как народ уважал Его более, чем их, сами не хотели веровать в Иисуса Христа, старались о том, чтобы и другие не веровали в Него. Потому и объясняли народу чудеса Иисуса Христа не божественною Его силою, а **силою князя**, или начальника **бесов**, и тем старались, вместо зарождавшейся в народе веры в Него, как в Мессию, – **не это ли Христос Сын Давидов?** – вопрошал народ, видя чудеса Христовы [[new:mf:12:24|(12 гл. 24 ст.)]], – старались возбудить ненависть и боязнь к Нему, как имеющему сношения с нечистою силою. Каковой страх и ненависть, например, простой народ у нас чувствует к так называемым колдунам. Так делали фарисеи неоднократно. Такова бывает человеческая злоба, что она ослепляет ум зараженного ею. Христос изгоняет бесов силою князя бесовского, говорили фарисеи: они не думали о том, что бес не может изгонять беса, как впоследствии и разъяснил им Господь: потому что бес обыкновенно свое утверждает, а не разоряет. **//Толкование на Евангелие от Матфея.//** ===== Лопухин А.П. ===== **А фарисеи говорили: Он изгоняет бесов силою князя бесовского** О том, какой смысл имело это обвинение, будет сказано ниже, при объяснении [[new:mf:12:24|12:24]] и след. Теперь же заметим с Бенгелем, что magnitudinem miraculorum negare non poterant: magno igitur ea auctori, sed pessimo, adscribunt (великих чудес не могли отрицать; и потому приписывают их великому виновнику, но самому худшему). //**Толковая Библия.**// ===== Троицкие листки ===== **А фарисеи говорили: Он изгоняет бесов силою князя бесовского** Фарисеи не только перетолковывают Его поступки, но не стыдятся говорить против самих себя. Такова-то злоба! Ибо что они говорят? **А фарисеи говорили: Он изгоняет бесов силою князя бесовского**. «Может ли быть что-нибудь безрассуднее сего? – говорит святитель Златоуст. – Ибо совсем невозможно, как и Сам Христос говорит после, чтобы бес изгонял беса, так как и бес обыкновенно свое утверждает, а не разоряет. А Христос не только изгонял бесов, но и очищал прокаженных, воскрешал мертвых, укрощал море, отпускал грехи, проповедовал Царствие, приводил к Отцу, чего бес никогда и не захочет, и не сможет сделать. //**Троицкие листки. №801-1050.**// [<10>]