[<10>] ====== Толкования на Мф. 10:5 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 5-6 **Сих двенадцать послал Иисус, и заповедал им, говоря: на путь к язычникам не ходите, и в город Самарянский не входите; а идите наипаче к погибшим овцам дома Израилева** Но посмотрим, куда и к кому Христос посылает их? **Сих двенадцать**, говорит, **послал Иисус**. Кто же они таковы? Рыбари, мытари. Четверо из них были рыбари, двое мытари – Матфей и Иаков, а один и предатель. Что же говорит им? Тотчас заповедует им, говоря: **на путь к язычникам не ходите, и в город Самарянский не входите; а идите наипаче к погибшим овцам дома Израилева**. Не подумайте, говорит Он, будто за то, что они Меня поносят и называют беснующимся, Я питаю к ним ненависть и отвращение; напротив, Я стараюсь исправить их прежде других, и запрещаю вам ходить к другим народам; к ним посылаю вас учителями, врачами. И не только запрещаю вам проповедовать кому-либо прежде их, но не позволяю даже и ступать на путь, который ведет к язычникам, и входить в город самарянский. И самаряне были противниками иудеев, хотя их обращать было удобнее, потому что они гораздо более расположены были к вере, а обращать иудеев было труднее. И, однако, Иисус посылает апостолов к упорным иудеям, показывая тем Свое о них попечение, заграждая их уста, и пролагая путь проповеди апостольской, чтобы после не стали жаловаться, что апостолы пошли к необрезанным, и чтобы не имели никакой благовидной причины убегать и отвращаться их. Называя же их овцами погибшими, а не заблудившимися, всячески внушает им мысль о прощении, и привлекает сердца их. //**Беседы на Евангелие от Матфея. Беседа 32-я.**// ===== Свт. Григорий Двоеслов ===== Ст. 5-6 **Сих двенадцать послал Иисус, и заповедал им, говоря: на путь к язычникам не ходите, и в город Самарянский не входите; а идите наипаче к погибшим овцам дома Израилева** Когда всем известно, возлюбленнейшие братья, что наш Искупитель пришел в мир ради искупления [всех] народов, когда видим, что Он ежедневно призывал самарян к вере, что же означает то, что, посылая учеников на проповедь, Он говорит: **На путь к язычникам не ходите и в город Самарянский не входите; а идите наипаче к погибшим овцам дома Израилева?** Это означает, как мы заключаем из конца дела, что прежде Он хотел проповедовать только иудеям, а после всем язычникам, чтобы, когда те отвергнут призыв к обращению, святые проповедники направились в свою очередь к призванию язычников (поскольку проповедь нашего Искупителя, отвергнутая своими, нуждалась в языческих народах, которые были словно бы чужие) и чтобы то, что для иудеев было свидетельством [исполнения обетований], для язычников стало преизбытком благодати. И в Иудее тогда были люди, способные к тому, чтобы слышать призвание, и среди язычников были неспособные. //**Сорок гомилий на Евангелия.**// ===== Свт. Иларий Пиктавийский ===== **Сих двенадцать послал Иисус, и заповедал им, говоря: на путь к язычникам не ходите, и в город Самарянский не входите** Господь увещает апостолов, чтобы они воздерживались ходить по путям язычников, но это не значит, что Он не посылает их для спасения язычников, но то, что им следует избегать дел и образа жизни непросвещенных язычников. Апостолам также запрещено входить в самарянские города. Но разве Сам Он не проявил заботы о самарянке? Здесь апостолам повелевается не посещать собрания еретиков, потому что искажения веры ничем не отличаются от [языческого] неведения. Затем, Господь посылает их //к погибшим овцам дома Израилева// (см. [[new:mf:10:06|Мф. 10:6]]). Но ведь они неистовствовали против Него змеиными языками и волчьими клыками! Тем не менее наследники закона должны были обладать первоочередным правом услышать евангельскую проповедь, и чем меньше оправданий оставалось у Израиля в его преступлении, тем большее усердие следовало проявлять в его увещании. //**Комментарий на Евангелие от Матфея.**// ===== Прп. Исидор Пелусиот ===== **Сих двенадцать послал Иисус, и заповедал им, говоря: на путь к язычникам не ходите, и в город Самарянский не входите** Не идти **на путь язык** - значит не сходиться с ними в образе мыслей, равно как и **во град самарянский не входить** значит не то, чтобы удаляться от сожительства с ними, но чтобы не приобщаться к их злочестию и лукавству. //**Письма. Книга I.**// =====Прп. Исихий Иерусалимский===== //Недоумение XV.// Как Господь, сказав апостолам **«На путь язычников не ходите и в город самарянский не входите»** [[new:mf:10:05|(Мф. 10:5)]], Сам, оказавшись в Самарии, просил пить [воды] у самарянки и, когда множество самаритян вышли к Нему, беседовал [с ними] [[new:in:04:09|(Ин. 4:9-30)]]? //Разъяснение.// Заповедь эту прежде Креста дал ученикам [Христос], желая отнять всякий повод [к нападкам] от иудеев. После же [Креста] говорит: //«Научите все народы»// и прочее [[new:mf:28:19|(Мф. 28:19)]], чтобы иудеи, исполненные зависти, не вознегодовали на Него. Кроме того, путь может быть не у язычников только, но и у иудеев, и у всех. Ведь не одни лишь язычники собственным образом по пути идут. Путь же язычников в переносном [смысле] – это идолослужение, магические заклинания, астрология. [В] город самарянский вошёл [Он], идя дорогой [в Галилею] [[new:in:04:04|(Ин. 4:4)]]. Ведь не отличался Он жестокосердием, чтобы Иудеев, отвергающих Его привлекать [к Себе], а самаритян, уверовавших и влекущихся к Нему, отвергать. Цитаты из Св. Писания, если это особо не оговорено, приводятся по переводу еп. Кассиана (Безобразова) и П.А. Юнгерова. Слова в квадратных скобках отсутствуют в оригинале и добавлены для связности речи.Перевод: иерей Роман Романов. **//«Собрание недоумений и разъяснений». //** ===== Блж. Иероним Стридонский ===== Ст. 5-6 **Не идите по направлению к язычникам и не входите в город Самарянский, а идите преимущественно к погибшим овцам дома Израилева** Это место не противоречит тому повелению, которое дается потом: //Идите, учите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа// [[new:mf:28:19|(Мф. 28:19)]], потому что первое повеление дано до воскресения, а второе - после воскресения. Действительно, сначала должно было возвестить пришествие Христово иудеям, чтобы они не имели основания оправдываться (ne justam haberent excusationem), говоря, что они потому отвергли Господа, что Он послал апостолов к язычникам и Самарянам. В переносном смысле нам, носящим имя христиан, заповедуется, чтобы мы не блуждали по пути еретиков и язычников, так что, отделяясь [от них] в вере, мы должны отличаться [от них] и своей жизнью. //**Толкование на Евангелие от Матфея.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== Ст. 5-7 **Сих двенадцать послал Иисус и заповедал им, говоря: на путь к язычникам не ходите и в город Самарянский не входите, а идите наипаче к погибшим овцам дома Израилева. Ходя же, проповедуйте, что приблизилось Царство Небесное** "Сих" - кого? Рыбарей, простых людей, мытарей. Первоначально посылает их к иудеям, чтобы они не могли сказать: апостолы были посланы к язычникам, поэтому мы, иудеи, не уверовали. Итак, Он делает иудеев безответными. Самарян ставит наряду с язычниками, так как они, будучи вавилонянами, населяли Иудею и не принимали пророков, а только пять книг Моисеевых. Под Царством Небесным разумеет блаженство. Господь дает апостолам чудеса, как оружие, говоря им: //больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте; даром получили, даром давайте// [[new:mf:10:08|(Мф. 10:8)]]. //**Толкование на Евангелие от Матфея.**// ===== Евфимий Зигабен ===== Ст. 5-6 **Сия обанадесять посла Иисус, заповеда им, глаголя: на путь язык не идите и во град самарянский не внидите: идите же паче ко овцам погибшым дому Израилева** **Сия обанадесять посла Иисус, заповеда им** Каких сих? Рыбарей и мытарей; Петр, Андрей, Иаков и Иоанн были рыболовы, а Матфей и Иаков Алфеев – мытари. Лука ([[new:lk:06:12|6, 12-13]]) указал и место, на котором Он отделил их для апостольства. Он сказал: //изыде в гору помолитися: и бе об нощь в молитве Божии. И егда бысть день, призва ученики Своя и избра от них дванадесяте, ихже и Апостолы нарече// и т. д. Но не тогда Он послал их. А Марк ([[new:mk:06:07|6, 7]]) говорит о способе, что //начат их посылати два два//, – два, конечно, ради взаимного утешения. **глаголя: на путь язык не идите, и во град Самарянский не внидите: идите же паче ко овцам погибшым дому Израилева** Сначала посылает учеников в иудейские города и села, как учителей и врачей, показывая этим Свою преимущественную любовь к иудеям и чрезмерное попечение о них; претерпевая от них обиды, Он не помнит этого, но старается всяким способом исправлять и врачевать их. Поэтому запрещает посланным касаться пути, ведущего к язычникам, и повелевает не идти в город Самарянский, лежащий между иудейскими городами, так как самаряне, наполовину сохраняя иудейство, враждебно относились к иудеям. И со всех сторон затыкает уста неблагодарных, хотя они, предпочтенные Им пред всеми, больше всех обесчестили Его. По справедливости назвал их погибшими овцами дома Израилева, – овцами, как пасомых некогда Богом: //Пасый//, говорит, //Израиля, вонми// ([[old:ps:079:02|Пс. 79, 2]]) , – погибшими, как изнуренных и рассеянных, как выше было сказано, – а овцами дома Израилева, как Израильтян. Назвав так иудеев, Он смирял гордость учеников и внушал им заботу о чистоте души. //**Толкование Евангелия от Матфея.**// ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== Ст. 5-6 **Сих двенадцать послал Иисус, и заповедал им, говоря: на путь к язычникам не ходите, и в город Самарянский не входите; а идите наипаче к погибшим овцам дома Израилева** **На путь язык** (к язычникам) **не идите**. Язычники – это люди, после столпотворения Вавилонского потерявшие веру в истинного Бога и признававшие за Бога разные приносившие пользу или вред твари, например, солнце, огонь, воду, некоторых животных, прославившихся чем-либо людей или какие выдуманные божества. Называются эти люди язычниками оттого, что идолопоклонство началось со времени смешения языков, а идолопоклонниками, конечно, от почитания идолов. Так как со времени Авраама народ еврейский был избран Богом для сохранения истинной веры на земле, сему народу был обещан Мессия – Христос Спаситель, и от сего народа Он имел произойти и среди Него явиться; то прежде всех и должна начаться проповедь у Евреев [[new:in:04:24|(Ин. 4, 24)]] и затем уже после них – у всех других народов [[new:mf:28:19|(28, 19.]] [[new:mk:16:15|Мк. 16, 15)]]. **Во град** (ни в какой город) **Самарянский не внидите** (не входите). **Самаряне** – это был народ, живший в средине еврейской земли, или Палестины, между областями Иудеею и Галилеею. Народ этот состоял из смеси Иудеев, которые остались здесь от пленения десяти колен израильского царства Ассириянами, и язычников, которые переселены были из разных областей Ассирийского царства на место отведенных в плен [[old:4ts:17:23|(4 Цар. 17, 23]] [[old:4ts:17:24|-24)]]. Переселенцы эти, наученные священником, приняли еврейскую веру, но не оставляли служения и своим богам, и таким образом религия их состояла из смешения иудейской и языческой и называлась Самарянским расколом. Из священных книг Самаряне принимали только 5 книг Моисеевых, следовательно, не принимали писания пророков. Господь до времени не позволил апостолам ходить с евангельскою проповедью и к Самарянам, хотя Сам проповедовал у них [[new:in:04:start|(Ин. 4 гл.)]]. **Идите же паче к овцам погибшим дому Израилева**. **Паче** – наипаче, главным образом, т. е. прежде язычников и Самарян (чит. объясн. [[new:mf:10:05#prot_ioann_buxarev|5 ст.)]]. **Овцам погибшим**, т. е. не имеющим истинных пастырей, а потому и истинной веры, и погибающим в заблуждении (чит. объясн. [[new:mf:09:36#prot_ioann_buxarev|36 ст. 9 гл.)]]. **Дома Израилева**, т. е. народа еврейского [[old:lev:10:06|(Лев. 10, 6.]] [[old:ish:19:03|Исх. 19, 3]] и дал.). Господь запретил апостолам идти с проповедью к язычникам и Самарянам еще для того, чтобы иудеи не стали обвинять их, что они входят в общение с людьми недостойными, и чуждаться их; а также и жаловаться, что ходили к таким людям. **//Толкование на Евангелие от Матфея.//** ===== Лопухин А.П. ===== **Сих двенадцать послал Иисус, и заповедал им, говоря: на путь к язычникам не ходите, и в город Самарянский не входите** По общему мнению древних толкователей, которое особенно хорошо выражают Златоуст, Иероним и Феофилакт, запрещение отправляться с проповедью к язычникам и самарянам вызвано было тем, что ученики должны были прежде всего проповедать иудеям, которые после этого не могли уже иметь никакого предлога говорить, что первоначальная проповедь была направлена не к ним, и приводить этот факт в свое извинение. В виде параллели указывают при этом на [[new:act:13:46|Деян. 13:46]]. Запрещение проповедовать язычникам и самарянам было дано несмотря на то, что как язычники, так и самаряне были даже способнее иудеев к принятию евангельской проповеди. Впоследствии, по воскресении, это запрещение было отменено. //**Толковая Библия.**// ===== Троицкие листки ===== **Сих двенадцать послал Иисус, и заповедал им, говоря: на путь к язычникам не ходите, и в город Самарянский не входите** Перечислив по имени двенадцать избранных апостолов, святой евангелист продолжает: **Сих двенадцать** (из которых четверо были рыбари, двое, Матфей и Иаков, – мытари и один предатель) **послал Иисус** на проповедь Своего Евангелия. Он избрал не богатых и знатных, не ученых, а самых простых людей, с чистой душой и непорочным сердцем, способным воспринимать благодатное семя Его учения. Господь знал, что ученые книжники и законники, священники и фарисеи извратили все понятия о духовном и неспособны сделаться провозвестниками Его Божественного откровения. Впоследствии Господь призвал и из ученых одного – великого апостола Павла. Теперь же Он вверяет Свою истину благовестия не премудрым и разумным, а младенцам, по простоте их верующего сердца. Мало-помалу они возвышались духом, совершенствовались, забывали свою личность; Он один наполнял все их существо, их мысли, их сердца. И это постепенно преобразовывало, перерождало всю их духовную природу, пока, наконец, сошествием на них Святаго Духа в день Пятидесятницы, после вознесения Господня, они совсем не стали новыми людьми. Только один Иуда Искариот омрачает своим именем этот светлый сонм Христовых апостолов. Он был человеком крайне себялюбивым и корыстным. Имея самые грубые, чувственные понятия о Царстве Мессии, он только потому и последовал за Христом, что мечтал получить высокое место в Его земном царстве. Господь, конечно, видел его злую природу, но избрал его в число двенадцати, чтобы он, пребывая около самого Источника всякого добра, получил возможность исправиться и обновиться. Злополучный ученик не захотел воспользоваться этой близостью и показал собой скорбный пример того, что и Бог не спасает грешника насильно, если сам грешник не пожелает всем сердцем себе спасения... Но вернемся к Евангельскому повествованию. Настало время на опыте познакомить апостолов с обязанностями и трудностями их служения; пока и проповедь их должна ограничиться немногим, – не более, как возвещением того, что приблизилось Царствие Божие, с чего начали свою проповедь и Иоанн Предтеча и Сам Иисус Христос. И вот, посылая их на проповедь, приготовляя в лице их не только проповедников Евангелия для всей вселенной, но и великих подвижников благочестия, Господь дает им самые подробные наставления: **и заповедал им, говоря: на путь к язычникам** теперь пока **не ходите**, даже и не касайтесь того пути, который ведет к язычникам, чтобы Иудеи не стали обвинять вас, будто сходитесь в образе мыслей с нечистыми и отверженными, по их понятиям, язычниками, **и в город Самарянский не входите**, иначе станут говорить, что вы сделались участниками в злочестии и лукавстве Самарян. //**Троицкие листки. №801-1050.**// [<10>]