[<10>] ====== Толкования на Мф. 10:10 ====== ===== Свт. Григорий Богослов ===== **ни сумы на дорогу, ни двух одежд, ни обуви, ни посоха, ибо трудящийся достоин пропитания** Если какой ученик посылается на благовествование, ему, как любомудренному и чуждому всякого излишества, должно не только не иметь при себе меди, жезла и более одной ризы, но и быть не обутым, чтобы видны были //«прекрасны ноги благовествующих мир»// [[old:is:52:07|(Ис.52:7)]] и все прочие блага. Но кто бежит от Египта и от всего египетского, тот должен быть в сапогах, для безопасности как от чего другого, так от скорпионов и змей, которых в Египте множество, чтобы не потерпеть вреда от блюдущих пяту, на которых повелено нам наступать [[new:lk:10:19|(Лк.10:19)]]. **//Слова. Слово 45.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **ни сумы на дорогу, ни двух одежд, ни обуви, ни посоха, ибо трудящийся достоин пропитания** В предупреждение вопроса: откуда же будем получать необходимое пропитание? – не говорит им: вы слышали, что Я говорил вам прежде: //«взгляните на птиц небесных»// [[new:mf:06:26|(Матф. 6:26)]], – каковой заповеди они еще не в состоянии были выполнить, – но выразился легче, сказав: **«ибо трудящийся достоин пропитания»**, желая показать этими словами, что им должно получать себе пропитание от учеников, чтобы они не гордились перед учениками своими тем, что, доставляя им все, сами ничем от них не заимствуются, а ученики, в свою очередь, будучи презираемы ими, не отделились от них. Далее, чтобы ученики не сказали: итак, велишь жить милостыней? и не вменили бы того себе в стыд, – Христос, называя их делателями, а даваемое им – мздой, показывает, что это так должно и быть. Хотя дело ваше, говорит Он, состоит только в учении, но не думайте, чтобы оказываемое вами благодеяние было маловажно; ваше занятие сопряжено с великими трудами, и что дают вам поучаемые, дают не даром, но в вознаграждение: **«ибо трудящийся достоин пропитания»**. Это Он сказал не потому, чтобы труды апостолов того только и стоили, – совсем нет! Здесь Он давал только ученикам правило не требовать большего, а доставляющих им нужное вразумлял, что они делают это не по щедрости, но по долгу. См. также Толкование на [[new:mf:10:09#svt_ioann_zlatoust|Мф. 10:9]] //**Беседы на Евангелие от Матфея. Беседа 32-я.**// ===== Свт. Иларий Пиктавийский ===== **ни сумы на дорогу, ни двух одежд, ни обуви, ни посоха, ибо трудящийся достоин пропитания** См. Толкование на [[new:mf:10:09#svt_ilarij_piktavijskij|Мф. 10:9]] ===== Прп. Варсонофий Великий ===== Господь повелел заботиться лишь об **одной ризе**, то есть об одеянии добродетелей, которого да сподобит всех нас Бог во веки, аминь. //**Руководство к духовной жизни. Вопрос 239.**// ===== Прав. Иоанн Кронштадтский ===== **ни сумы на дорогу, ни двух одежд, ни обуви, ни посоха, ибо трудящийся достоин пропитания** Эти слова Спаса Христа обличают тебя: ты совершенно не исполняешь их. Ты пальцем не коснулся их, как говорится, чтоб приложить их к делу. У тебя есть и сребро и медь при поясе, и притом в изобилии, и пира, и несколько пар риз и сапогов, – мало того: ты еще сребролюбствуешь и скупишься, не от души гостеприимен и общителен ради жаления тленной яди. Друже! Ведь //достоин есть делатель мзды своея//. Разве ты не уверен, что доколе ты [являешься] священником, делателем духовным, до тех пор непременно необходимо будет и мзда тебе, по устроению Владыки, Который никогда, никогда не забудет рабов Своих земными дарами. Друг мой! Твой долг и твоя первая добродетель должны быть нестяжательность и гостеприимство и готовность к услугам всех. //Не стяжите//... //А кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою// [[new:mf:20:26|(Мф. 20, 26)]]. Служитель Иисуса Христа! Исполни заповедь твоего Спасителя: ты проповедуешь другим учение и заповеди Спасителя – как же они будут исполнять, когда в тебе первом будут видеть несостоятельность в исполнении? Они будут указывать на тебя и говорить: он глаголет и не творит. **//Дневник. Том IV. 1860-1861.//** ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **ни сумы на дорогу, ни двух одежд, ни обуви, ни посоха, ибо трудящийся достоин пропитания** См. Толкование на [[new:mf:10:09#blzh_ieronim_stridonskij|Мф. 10:9]] ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== **ни сумы на дорогу, ни двух одежд, ни обуви, ни посоха, ибо трудящийся достоин пропитания** См. Толкование на [[new:mf:10:09#blazh_feofilakt_bolgarskij|Мф. 10:9]] ===== Евфимий Зигабен ===== **ни пиры в путь, ни двою ризу, ни сапог, ни жезла: достоин бо есть делатель мзды своея** **Ни пиры в путь, ни двою ризу, ни сапог, ни жезла** Так как они возвещали Царство Небесное, то и должно было им, как бы Ангелам, снисшедшим с неба, идти легкими и беспрепятственными, свободными от всякой земной заботы и внимательными к одному только врученному им служению. "Пирой" называет суму, которой пользовались во время пути для хранения хлеба. Нужно также исследовать, почему Матфей и Лука ([[new:lk:09:03|9, 3]]) говорят, что Христос повелел Апостолам не иметь ни обуви, ни посоха, а Марк ([[new:mk:06:08|6, 8-9]]) говорит, что Он позволил им только эти одни вещи. Что должно сказать на это? Что сначала Он повелел так, как сказали Матфей и Лука, а после позволил им только надеть сандалии и взять посох для охранения ног и для поддержания тела, снисходя к слабости их, ради трудности путешествия, как написал Марк. Вместо "не стяжите", ([[new:lk:09:03|Лк. 9, 3]]) сказал: "не возмите". А чтобы не сказали: откуда же мы будем питаться, если ничего не возьмем, говорит: **достоин бо есть делатель мзды своея** Нет нужды, – говорит, – вам в дорожных запасах, так как вы заслуживаете пропитания от тех, которым вы помогаете, для которых трудитесь и работаете. И это не есть дар, но награда за ваши труды, и это необходимо, как должное. //**Толкование Евангелия от Матфея.**// ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== **ни сумы на дорогу, ни двух одежд, ни обуви, ни посоха, ибо трудящийся достоин пропитания** См. Толкование на [[new:mf:10:09#prot_ioann_buxarev|Мф. 10:9]] ===== Лопухин А.П. ===== **ни сумы на дорогу, ни двух одежд, ни обуви, ни посоха, ибо трудящийся достоин пропитания** См. Толкование на [[new:mf:10:09#lopuxin_ap|Мф. 10:9]] ===== Троицкие листки ===== **ни сумы на дорогу, ни двух одежд, ни обуви, ни посоха, ибо трудящийся достоин пропитания** См. Толкование на [[new:mf:10:09#troickie_listki|Мф. 10:9]] [<10>]