[<10>] ====== Толкования на Мф. 10:14 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 14-15 **А если кто не примет вас и не послушает слов ваших, то, выходя из дома или из города того, отрясите прах от ног ваших; истинно говорю вам: отраднее будет земле Содомской и Гоморрской в день суда, нежели городу тому** Он готовил их быть подвижниками благочестия и проповедниками вселенной; а потому, приучая к умеренности и делая достойными любви, говорит: **а если кто не примет вас и не послушает слов ваших, то, выходя из дома или из города того, отрясите прах от ног ваших; истинно говорю вам: отраднее будет земле Содомской и Гоморрской в день суда, нежели городу тому**. Не ожидайте, говорит, приветствия себе от других, потому что вы учители, но сами прежде отдавайте честь другим. Кроме того, показывая, что их приветствие не простое слово, но благословение, говорит: если будет дом достоин, придет мир ваш на него, а если оскорбят вас, то первым наказанием будет то, что дом лишится мира, а вторым то, что подвергнется одинаковой участи с Содомом. Но скажут: какая нам польза в их казнях? Такая, что для вас найдутся дома достойных. Что же значит выражение: **отрясите прах от ног ваших**? Этим показывается или то, что апостолы ничего у них не заимствовали, или это служит свидетельством дальнего путешествия, которое апостолы предпринимали для них. Но заметь, что Господь еще не все дарования дает апостолам. Так не дает еще им предведения, чтобы могли узнавать, кто достоин и кто недостоин, а велит узнавать и дожидаться, что покажет опыт. Почему же Сам Он пребывал у мытаря? Потому что мытарь, переменившись, сделался достойным. Заметь еще, что Он, лишив апостолов всего, все им дал, когда позволил жить в тех домах, где принимали их наставления, ничего при себе не имея, входить в эти дома. Таким образом, и сами они освобождались от забот, и принимавших удостоверяли, что пришли к ним единственно для спасения их, как тем, что ничего с собой не приносили, так и тем, что кроме необходимого ничего от них не требовали, наконец, и тем, что входили не ко всем без разбора. Господь хотел, чтобы апостолы славились не одними чудесами, но более чудес – своими добродетелями. Подлинно, ничто столько не отличает любомудрия, как то, чтобы не иметь ничего излишнего и довольствоваться как можно меньшим. Это знали и лжеапостолы. Потому Павел и говорит; //дабы они, чем хвалятся, в том оказались такими же, как и мы// [[new:2kor:11:12|(2 Кор. 11:12)]]. Если же и на чужой стороне, отправляясь к людям незнакомым, не должно ничего более домогаться, кроме ежедневной пищи, то не гораздо ли более, находясь дома? //**Беседы на Евангелие от Матфея. Беседа 32-я.**// ===== Свт. Филарет (Дроздов) ===== **А если кто не примет вас и не послушает слов ваших, то, выходя из дома или из города того, отрясите прах от ног ваших** Вы думаете, что вы совершенно повиновались бы наставникам, если бы имели наставников превосходных. Сомнительно. Когда сам Иисус Христос избрал и посылал Апостолов Своих проповедовать царствие небесное; Сам дал им наставления, как должны они наставлять других; даровал им силу исцелять больных, воскрешать мертвых, изгонять бесов: не превосходные ли это были наставники? При всем том, в наставлениях им Господь сказал: **иже аще не приимет вас, ниже послушает словес ваших, исходяще из дому, или из града того, отрясите прах от ног ваших**. То есть, Он предвидел, что найдутся домы и целые города, которые не захотят слушать сих превосходных наставников. Смиренный и искренно желающий спасения со вниманием слушает и посредственного наставника, и успевает в добре; а кто, по самонадеянности или рассеянности пренебрегает обыкновенного наставника, тот едва ли воспользуется превосходным. Желайте искренно душеспасительного наставления; расположитесь принимать оное с верою: силен и верен Бог, желающий всем спастися, и чрез недостойного наставника преподать вам совершенное наставление, и мнящихся быть мудрыми чрез не мудрого вразумить, подобно как некогда //подъяремник безгласен, человеческим гласом провещавши, возбрани пророка безумие// [[new:2pet:02:16|(2 Пет. 2:16)]]. //**292. Слово на память Святителя Алексия (Говорено в Чудове монаст. февр. 12; напечатано в Твор. Св. Отц. 1854 г. и в собр. 1861 г.) 1854 год**// ===== Прав. Иоанн Кронштадтский ===== Ст. 14-15 **А если кто не примет вас и не послушает слов ваших, то, выходя из дома или из города того, отрясите прах от ног ваших; истинно говорю вам: отраднее будет земле Содомской и Гоморрской в день суда, нежели городу тому** Слушают или не слушают нас — мы должны проповедовать. Мы делаем свое дело; если нас не слушают, на неслушающих — Судия праведный, Который в день Суда строго взыщет с них, а мы получим мзду по своему труду. //**Дневник. Том I. 1856.**// ===== Блаж. Иероним Стридонский ===== **А если кто не примет вас и не послушает слов ваших, выходя из дома или вон из города, стряхните пыль с ног своих** Пыль стряхивается с ног в свидетельство понесенного труда, потому что они входили в город, и проповедь апостолов достигла жителей его. А может быть, она стряхивается [чтобы показать], что от презревших Евангелие они не возьмут ничего даже незначительного, необходимого для жизни. //**Толкование на Евангелие от Матфея.**// ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== Ст. 14-15 **А если кто не примет вас и не послушает слов ваших, то, выходя из дому или города, отрясите прах от ног ваших. Истинно говорю вам: отраднее будет земле Содомской и Гоморрской в день суда, нежели городу тому** Господь желает, чтобы они отрясли прах, показывая этим, что они ничего не взяли там по причине неверия их, или же свидетельствуя, что тот путь, который они прошли, был очень длинен, и они совершили его без пользы. Итак, содомлянам отраднее будет, чем этим неверующим, ибо содомляне, будучи наказаны здесь, гораздо легче будут наказаны там. //**Толкование на Евангелие от Матфея.**// ===== Евфимий Зигабен ===== **И иже аще не приимет вас, ниже послушает словес ваших, исходяще из дому или из града того, оттрясите прах ног ваших** Марк ([[new:mk:06:11|6,11]]) сказал: //оттрясите прах, иже под ногами вашими, во свидетелство им//, т.е. в обличение их. Это отряхивание показывало, что они не только ничего оттуда не взяли, но и пыль, приставшую там к ногам, отрясают, как тоже нечестивую чрез них. //**Толкование Евангелия от Матфея.**// ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== **А если кто не примет вас и не послушает слов ваших, то, выходя из дома или из города того, отрясите прах от ног ваших** **Отрясите прах** (от) **ног ваших**. Бывали примеры, что апостолы действительно поступали так [[new:act:13:51|(Деян. 13, 51;]] [[new:act:18:06|18, 6)]]: Евреи думали, что самая земля и пыль, по которой ходят язычники, не чиста, и надобно отрясать ее. Посему повеление Господа **отрясите прах** означает, что апостолы должны смотреть на не принимающих их самих и их проповеди, как на нечистых язычников, с которыми у них не должно быть ничего общего, даже и самого праха. Еще это значит: «Не гневайтесь на них, забудьте о них» (Мих.). **//Толкование на Евангелие от Матфея.//** ===== Лопухин А.П. ===== **А если кто не примет вас и не послушает слов ваших, то, выходя из дома или из города того, отрясите прах от ног ваших** [[new:mk:06:11|(Мк. 6:11;]] [[new:lk:09:05|Лк. 9:5;]] [[new:lk:10:10|10:10-11)]]. По Альфорду, “торжественный” акт отрясения ног мог иметь два значения: 1) того, что апостолы ничего не взяли у отвергнувших их лиц с собою и свободны от всякой с ними связи; 2) что они свободны от всякого участия в том осуждении, которое постигнет лиц, отказавших в гостеприимстве. Апостолы должны были показать неверующим, что они считали их нечистыми и ответственными за свою нечистоту (см. [[new:act:18:06|Деян. 18:6)]]. Может быть, это повеление было тем яснее апостолам, что у иудеев был обычай, при возвращении из языческих стран, где они странствовали, отрясать пыль от ног своих. //**Толковая Библия.**// ===== Троицкие листки ===== **А если кто не примет вас и не послушает слов ваших, то, выходя из дома или из города того, отрясите прах от ног ваших** **А если кто не примет вас и не послушает**, не захочет слушать **слов ваших, то, выходя из дома или из города того, отрясите прах от ног ваших** во свидетельство, что вы совершили дальний путь к ним, но без пользы для них по причине их неверия, и потому смотрите на них, как на отверженных язычников, с которыми не должно иметь ничего общего, даже и самого праха. (Апостолы так и поступали, как это видно из книги Деяния святых апостолов [[new:act:13:51|в главе 13, стих 51]], и [[new:act:18:06|в главе 18, стих 6]]). //**Троицкие листки. №801-1050.**// [<10>]