[<10>] ====== Толкования на Мф. 10:17 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Остерегайтесь же людей: ибо они будут отдавать вас в судилища и в синагогах своих будут бить вас** Опять Он располагает их к бодрствованию, обрекая и здесь их на злострадания, а злодействовать попуская другим; и это для того, дабы ты знал, что победа и славные трофеи даются претерпеванием бедствий. Он не сказал: сражайтесь и вы, и противостойте тем, которые будут причинять вам насилие, но только: вы будете терпеть крайние бедствия. //**Беседы на Евангелие от Матфея.**// ===== Свт. Филарет (Дроздов) ===== **Остерегайтесь же людей: ибо они будут отдавать вас в судилища и в синагогах своих будут бить вас** Гонение за истинную веру есть открытое и торжественное поприще терпения; и славный в Церкви чин претерпевших до конца и спасшихся суть святые мученики. Но что же мы, живущие в такия времена, когда нет гонений за имя Христово, когда, как говорит святый Златоуст, «ни раны, ни узилища, ни князи, ни сонмища, ни ино что от таковых належит нам, но и сопротивное все; мы начальствуем и обладаем, ибо цари благочестивии, и чести многи христианом?» Пожалеем ли, что нам не дано участия в подвиге и в славе терпения мученическаго? – Это было бы, может быть, самонадеянно и дерзновенно. Или порадуемся, что можем обойдтись без подвига? – Это было бы неблагородно, а притом и погрешительно. Начальник нашего спасения преподал учение о спасительном терпении в след за предречением о гонениях за веру, по естественной последовательности: но сим не ограничил области терпения. Он обещал спасение претерпевшему до конца: но никогда не обещал спасения нетерпеливому или не испытанному в подвиге терпения. Посему все мы, если желаем спастися, должны стяжать терпение, и сохранить оное до конца. //Претерпевый до конца, той спасен будет// [[new:mf:10:22|(Мф. 10-22)]]. //**260. Слово в день памяти преподобнаго Сергия (Говорено сентября 25 в Троицкой Лавре; напечатано в Твор. Св. От. 1850 г. и в собр. 1861 г.) 1850 год**// ===== Сщмч. Онуфрий (Гагалюк) ===== **Остерегайтесь же людей: ибо они будут отдавать вас в судилища и в синагогах своих будут бить вас** Сам Господь завещает Своим проповедникам быть осторожными, так как есть немало злых людей, противников истины Божией. Как же понимать тут осторожность? Значит ли, что нужно говорить одним так, а другим – иначе? Нет, всегда нужно открыто говорить об истинах Божиих [[new:in:18:20|(Ин. 18:20)]], но при этом проповедовать так, чтобы лукавые и хитрые люди не могли перетолковывать слов правды для возбуждения против слуг Христовых гнева или мести людей, как это очень часто делали враги Христа Спасителя и Его учеников, стараясь слова истины представить как агитацию против власти или народа. //**В защиту христианской веры. Размышления на избранные места Священного Писания.**// ===== Блаж. Иероним Стридонский ===== **Остерегайтесь же людей: ибо они будут отдавать вас в судилища и в синагогах своих будут бить вас** См. Толкование на [[new:mf:10:16#blazh_ieronim_stridonskij|Мф. 10:16]] ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== Ст. 17-18 **Остерегайтесь же людей: ибо они будут отдавать вас в судилища и в синагогах своих будут бить вас, и поведут вас к правителям и царям за Меня для свидетельства пред ними и язычниками** Видишь, что значит быть мудрым: быть осторожным и не давать повода тем, которые желают гнать, но разумно устроять свои дела. Имущества ли захочет гонитель или почести, отдай, чтобы он не имел повода преследовать тебя, но если будет отнимать веру, то береги эту свою голову. Христос намеревался послать Своих учеников не к иудеям только, но и к язычникам, поэтому и говорит: "**для свидетельства пред ними и язычниками**", то есть для обличения тех, которые не веруют. //**Толкование на Евангелие от Матфея.**// ===== Евфимий Зигабен ===== **Внемлите же от человек: предадят бо вы на сонмы, и на соборищих их биют вас** Предсказывает им будущие испытания, приготовляя к борьбе. **Внемлите от человек**, т.е. остерегайтесь людей, или ожидайте от них опасностей. //**Толкование Евангелия от Матфея.**// ===== Анонимный комментарий ===== **Остерегайтесь же людей: ибо они будут отдавать вас в судилища и в синагогах своих будут бить вас** **Ибо они будут отдавать вас в судилища и в синагогах своих будут бить вас** [[new:mf:10:17|(Мф. 10:17)]]. Они будут бить [их] в своих синагогах словно для умножения славы Божией: где молитвы и хвалы, где читают Писание и возносят жертвы, там будут казнить апостолов, будто вознося жертву Богу. И апостольское мучение было поистине жертвоприношением Богу, не для пользы иудеев, а для увенчания апостолов. Иудеям же была погибель. Так Он сказал: «Берегитесь людей как некоего страшнейшего зла и пуще всего - злых». Ибо, если бы Он говорил не как обвиняющий людей, Ему достаточно было сказать: «Берегитесь, ибо предадут вас». А тут Он добавил: **Берегитесь людей**, желая тем показать, что из всех зол человек есть наихудшее зло. Ведь если ты сравнишь человека с дикими зверями, то увидишь, что он - хуже. Ибо зверь, хотя и свиреп, но лишен разума, поэтому его жестокость иная, нежели человеческая. Человек же, поскольку и жесток, и обладает разумом, то его жестокости избежать нелегко. Если сравнишь человека со змеей, то увидишь, что он - хуже, ибо змея, хотя и имеет злоумышление, боится человека. Так, она, если может, кусает исподтишка, если же не может, то убегает. Человек же имеет змеиное злоумышление, а страха, как змея, не имеет. Поэтому пока не предоставляется случай, он таится, как змея; но в удобный момент набрасывается, как зверь. К тому же змея, если ее разозлить, разъяряется, но если не злить, то она тихо проползет мимо. Человек же и без раздражения ярится, и особенно на тех, кто его не трогал. И чтобы сказать кратко, у всякого зверя есть одно и ему лишь свойственное зло, человек же имеет в себе все зло. ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== **Остерегайтесь же людей: ибо они будут отдавать вас в судилища и в синагогах своих будут бить вас** **Внемлите от человек** (остерегайтесь людей), иначе: будьте мудры в обращении с людьми, т. е. не подвергайте себя опасности без нужды, старайтесь не вызывать без необходимости вражды к себе и преследований и не жертвуйте без нужды и пользы своей жизнью, которая так нужна для проповеди. **Предадят вы на сонмы** – будут отдавать вас за проповедь христианской веры, которая не понравится евреям и язычникам, **в судилища**, т. е. в судебные места, низшие Синедриона, какие находились в городах и более значительных селениях (чит. объясн. [[new:mf:05:22#prot_ioann_buxarev|22 ст. 5 гл.)]]. **И на соборищах их бьют** (и в синагогах своих будут бить) **вас**. У Евреев иногда наказывали в самых синагогах провинившихся чем-либо – били розгами или палками, положив на землю или привязав к столбу. Так, били и судили апостолов в Иерусалиме в начале их проповедования [[new:act:04:start|(Деян. 4]] и [[new:act:05:start|5 гл.)]]; так бил в синагогах христиан Савл (апостол Павел), когда еще не был призван Христом [[new:act:22:19|(Деян. 22, 19)]]. Так били и его самого, когда он сделался христианином и апостолом [[new:2kor:11:24|(2 Кор. 11, 24)]]. **//Толкование на Евангелие от Матфея.//** ===== Лопухин А.П. ===== **Остерегайтесь же людей: ибо они будут отдавать вас в судилища и в синагогах своих будут бить вас** [[new:mk:13:09|(Мк. 13:9;]] [[new:lk:21:12|Лк. 21:12)]]. Относительно того, подвергались ли апостолы каким-либо бичеваниям во время этого первого своего путешествия, ничего не известно. Могло быть, что Спаситель говорил здесь, как объяснено было выше, только в пророческом смысле. Но что гонения на учеников могли быть воздвигнуты и во время первого путешествия (хотя об этом нам и ничего неизвестно), на это указывает уже начавшаяся злоба книжников и фарисеев, о которой ясно говорится в 4-м Евангелии. Бичевания были в то время обычны у иудеев. Мы имеем достаточно подробные сведения даже и о том, как они совершались. Таково, например, знаменитое бичевание в сорок ударов без одного, которому подвергался Апостол Павел. Обыкновенно думают, что последний удар не делался для того, чтобы не причинить смерти осужденному. Но объясняют дело иначе. Еврейский бич состоял первоначально из одной только плети; и тогда, может быть, согласно закону, действительно давали 40 ударов без одного. Но впоследствии этот бич начали устраивать из трех плетей, причем давали тринадцать ударов, так что как раз и выходило тридцать девять; а если бы нанести следующий удар, то это было бы нарушением закона, который запрещал наносить преступнику больше сорока ударов. Это наказание назначалось судами из трех, семи или 23-х, которые учреждены были в каждом городе для решения гражданских и уголовных дел. Что такие наказания действительно совершались и в синагогах, об этом мы имеем непререкаемое свидетельство [[new:act:22:19|Деян. 22:19;]] [[new:act:26:11|26:11]]. Это же видно, между прочим, из свидетельства Евсевия Ц. И. 5:16, который цитирует одно сочинение неизвестного автора против монтанистов (может быть Аполлинария, или Аполлония), где говорится, что в синагогах иудейских женщины никогда не подвергались бичеванию и не побивались камнями. Таким образом, отсюда видно, что мужчины не были исключением. Бичевания в синагогах назначались, как предполагают, по приговорам трибунала из трех, которые были в них судьями. **//Толковая Библия.//** ===== Троицкие листки ===== **Остерегайтесь же людей: ибо они будут отдавать вас в судилища и в синагогах своих будут бить вас** См. Толкование на [[new:mf:10:16#troickie_listki|Мф. 10:16]] [<10>]