[<10>] ====== Толкования на Мф. 10:21 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 21-22 **Предаст же брат брата на смерть, и отец - сына; и восстанут дети на родителей, и умертвят их; и будете ненавидимы всеми за имя Мое; претерпевший же до конца спасется** Потому-то, когда сказал о данной им силе, Он говорит вместе и о бедствиях, об убийствах и закланиях. **Предаст**, говорит, **брат брата на смерть, и отец – сына; и восстанут дети на родителей, и умертвят их**, – и даже на этом не остановился, но присовокупил еще более ужасное, что могло потрясти и самый камень: **и будете ненавидимы всеми**; но тотчас же дал здесь и утешение: вы подвергнетесь, говорит, этим страданиям **за имя Мое**; а далее еще и другое утешение: **претерпевший же до конца спасется** [[new:mf:10:22|(Мф. 10:22)]]. Впрочем, слова Христовы могли возбудить в апостолах мужество еще и иным образом, – именно, внушив им мысль, что проповедь их будет пламенеть такой силой, которая победит самое естество, отвергнет родство, и что слово их, будучи предпочтено всему, могущественно преодолеет все. Если уже сила родственных уз не сможет противостать проповеди, но будет разрушена и низложена, то, что другое в состоянии будет преодолеть вас? Впрочем, хотя это и будет так, однако же, вы не будете жить в безопасности; напротив, все живущие во вселенной будут вашими врагами и неприятелями. //**Беседы на Евангелие от Матфея.**// ---- А предсказал Он это тогда для следующих трех целей: во-первых, для того, чтобы мы познали Его силу и то, что Он есть истинный Бог, провидящий издалека еще не случившееся; а что действительно ради этого Он предсказывал будущее, послушай, как Он сам говорит: //«И вот, Я сказал вам [о том], прежде нежели сбылось, дабы вы поверили, когда сбудется»//, что это Я [[new:in:14:29|(Ин. 14:29)]]. Во-вторых же, чтобы никто из врагов не говорил, что это происходит по Его неведению или немощи; ранее предвидевший мог и воспрепятствовать, но не воспрепятствовал, чтобы венцы были более блистательными, поэтому Он предсказывал это. И ради иной — третьей цели Он предсказывал. Какая же это именно? Та, чтобы сделать подвиг более легким для находящихся на арене, так как неожиданные бедствия, каковы бы они ни были, кажутся тяжелыми и невыносимыми, а ожидавшиеся и наперед обдуманные бывают легкими и удобными. Таким образом тогда враги, издавая такие повеления, и обнаруживали свою жестокость, и невольно подтверждали пророчество Христово; братья предавали братьев и отцы детей; самая природа восставала на саму себя, родство разделялось между собой, все законы извращались до основания, и все было исполнено некоторого смятения и беспорядка, и бесы наполняли тогда домы кровью родных. Отец, предавший сына, конечно и убивал его; хотя он и не вонзал меча и не совершал убийства своей рукой, но намерением совершал все, потому что кто предал убийце имеющего быть убитым, тот сам совершил убийство. **//Похвальная беседа о святых мученицах Вернике и Просдоке девах и о матери их Домнине.//** ===== Свт. Иларий Пиктавийский ===== **Предаст же брат брата на смерть, и отец — сына; и восстанут дети на родителей, и умертвят их** Это слово Господа полностью относится к иудеям и еретикам: **Предаст же брат брата на смерть, и отец - сына, и восстанут дети на родителей**, то есть члены одной семьи станут врагами, потому что Господь говорит, что те люди, которые некогда назывались родителями и родственниками, теперь разделены лютой ненавистью, а также что христиан предадут земным судьям и царям, которые будут пытаться либо заставить нас молчать, либо стать их сообщниками. Мы же должны быть свидетелями этим людям и язычникам, и благодаря этому свидетельству гонители будут лишены оправдания тем, что будто бы не знали о Боге, а язычникам откроется путь веры в Христа через свидетельство непоколебимых исповедников, мучимых жестокими истязателями. //**Комментарий на Евангелие от Матфея.**// ===== Блаж. Иероним Стридонский ===== Ст. 21-22 **Предаст же брат брата на смерть, и отец - сына; и восстанут дети на родителей, и умертвят их; и будете ненавидимы всеми за имя Мое; претерпевший же до конца спасется** **Предаст же брат брата на смерть, и отец - сына; и восстанут дети на родителей, и умертвят их; и будете ненавидимы всеми за имя Мое** Это мы неоднократно и видим во время гонений, так что у тех, вера которых различна, нет никакого доверия между собой. **претерпевший же до конца спасется** Действительно, добродетель состоит не в том, чтобы положить начало, а в том, чтобы дойти до совершенного конца. //**Толкование на Евангелие от Матфея.**// ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== **Предаст же брат брата на смерть, и отец - сына; и восстанут дети на родителей и умертвят их** Заранее говорит им о том, что произойдет, чтобы, когда это случится, не смущались. Показывает и силу проповеди, которая побуждает пренебрегать, ибо таково истинное христианство. Но Христос показывает и неистовство неверных: они не пощадят и домашних своих. //**Толкование на Евангелие от Матфея.**// ===== Евфимий Зигабен ===== **Предаст же брат брата на смерть, и отец чадо: и востанут чада на родители и убиют их** **Предаст же брат брата на смерть, и отец чадо** т.е. не уверовавшие предадут уверовавших. **и востанут чада на родители и убиют их** И под ними нужно разуметь таких же. Этими, как самыми дорогими, обозначил и других родственников и близких... //**Толкование Евангелия от Матфея.**// ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== Ст. 21-22 **Предаст же брат брата на смерть, и отец - сына; и восстанут дети на родителей, и умертвят их; и будете ненавидимы всеми за имя Мое; претерпевший же до конца спасется** Люди неверующие, привязанные к своей еврейской или языческой религии, которых Господь назвал волками, будут так ненавидеть проповедников христианской веры, как равно и тех, которые примут ее, что не пощадят самых близких из своих родных – брат неверующий будет предавать на смерть своего родного брата, неверующие дети будут восставать за веру на родителей и умерщвлять их. Все это в точности и исполнилось сначала на самих апостолах, а затем на христианах во времена гонений. И вообще предрекает Господь: **будете ненавидими всеми** – многими, враждебными Евангелию – **имене Моего ради** (за имя Мое). Здесь слово «все» употреблено в смысле «многие». Так в греческом языке иногда употребляется это слово. **За имя Мое** – за веру Мою. **Претерпевый**, т. е. оставшийся твердым в вере и претерпевший за то оскорбления и мучения, **до конца**, – до конца сих оскорблений и мучений или до конца жизни, **спасен будет**, т. е. получит блаженство в царстве небесном. Так и было, как знаем мы, с св. апостолами и св. мучениками. **//Толкование на Евангелие от Матфея.//** ===== Лопухин А.П. ===== **Предаст же брат брата на смерть, и отец — сына; и восстанут дети на родителей, и умертвят их** Стих этот повторяется почти совершенно буквально у [[new:mk:13:12|Мк. 13:12]] и несколько иначе у [[new:lk:21:16|Лк. 21:16]]. Так как у последних двух синоптиков слова эти приводятся в последней речи Христа при оставлении иерусалимского храма на страстной неделе, то думают, что здесь так называемая истериология, т.е. послесловие, внесенное сюда Матфеем. Так это было, или же Христос только повторил эти слова в Своей последней речи, трудно решить в настоящее время. Ничто не мешает признать, что слова эти могли быть Им повторены. Как бы то ни было, только историческое исполнение этого предсказания не подлежит никакому сомнению, и во время гонений на христиан известно немало случаев, когда родители и другие близкие люди выступали против детей и наоборот (в пример указывают особенно на великомученицу Варвару, мучениц Христину и Лукию). Если бы кто-нибудь сказал, что же тут благодетельного в учении Христа, когда оно побуждает восставать детей против родителей и т.д., то на это можно ответить, что без такого воздействия зло, процветающее в мире, было бы еще больше и оставалось бы неизученным. Благосостояние многих требует и многих жертв. //**Толковая Библия.**// ===== Троицкие листки ===== **Предаст же брат брата на смерть, и отец — сына; и восстанут дети на родителей, и умертвят их** См. Толкование на [[new:mf:10:19#troickie_listki|Мф. 10:19]] [<10>]