[<10>] ====== Толкования на Мф. 10:26 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Итак не бойтесь их, ибо нет ничего сокровенного, что не открылось бы, и тайного, что не было бы узнано** Хотя образ речи выражает, по-видимому, положение самое общее, однако, сказано не обо всех вообще случаях, но о данных только. Речь Спасителя имеет такой смысл: довольно для вашего утешения и того, что и Я, Учитель и Господь ваш, подвергаюсь одинаковой с вами укоризне. Если же вы, слыша это, не перестаете все же смущаться, то имейте ввиду и то, что спустя немного времени вы избавитесь и от позорных нареканий. И о чем вы скорбите? О том ли, что вас называют обманщиками и льстецами? Но подождите немного, и все будут называть вас спасителями и благодетелями вселенной. Время все сокровенное открывает; оно изобличит и клевету врагов, и откроет вашу добродетель. Если вы самым делом окажетесь спасителями и благодетелями, и явите всякую добродетель, то люди не станут внимать их словам, а будут смотреть на истину дел. Тогда они сами окажутся клеветниками, лжецами и злодеями, а вы воссияете светлее солнца, – потому что время впоследствии откроет и возвестит, кто вы таковы, прозвучит громче трубы, и сделает всех свидетелями вашей добродетели. Итак, мои слова, которые Я теперь говорю, не должны приводить вас в уныние, но должны одушевлять вас надеждой будущих благ; невозможно, чтобы дела ваши остались в неизвестности. //**Беседы на Евангелие от Матфея.**// ===== Свт. Иларий Пиктавийский ===== **Итак не бойтесь их, ибо нет ничего сокровенного, что не открылось бы, и тайного, что не было бы узнано** Этими словами Господь указал на судный день, который откроет тайные помышления наших желаний и обнаружит и выявит то, что мы сейчас считаем скрытым. Поэтому Господь говорит о том, что не следует бояться ни угроз, ни злых умыслов, ни власти преследующих вас, потому что судный день покажет, что все это было тщетным и бесполезным. //**Комментарий на Евангелие от Матфея.**// ===== Блаж. Иероним Стридонский ===== **Итак не бойтесь их, ибо нет ничего сокровенного, что не открылось бы, и тайного, что не было бы узнано** См. Толкование на [[new:mf:10:23#blazh_ieronim_stridonskij|Мф. 10:23]] ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== **Итак не бойтесь их, ибо нет ничего сокровенного, что не открылось бы, и тайного, что не было бы узнано** См. Толкование на [[new:mf:10:25#blazh_feofilakt_bolgarskij|Мф. 10:25]] ===== Евфимий Зигабен ===== **Не убойтеся убо их: ничтоже бо есть покровено, еже не открыется, и тайно, еже не уведено будет** **Не убойтеся убо их** т.е. поносящих и осмеивающих. **ничтоже бо есть покровено, еже не открыется, и тайно, еже не уведено будет** Эта, по видимому, общая речь есть на самом деле частная. Здесь говорится о добродетели Апостолов, что она не может быть скрыта. Хотя теперь она скрыта, и потому вас поносят, но со временем она откроется, и вас все будут почитать. Итак, не бойтесь того, что смеются над вами теперь, но надейтесь, что впоследствии вас прославят; настоящее пусть не огорчает вас, но будущее пусть внушит вам дерзновение. //**Толкование Евангелия от Матфея.**// ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== Ст. 26-27 **Итак не бойтесь их, ибо нет ничего сокровенного, что не открылось бы, и тайного, что не было бы узнано. Что говорю вам в темноте, говорите при свете; и что на ухо слышите, проповедуйте на кровлях** Этими словами Господь ободряет учеников Своих в виду тех бедствий и скорбей, которые предстоят им, ободряет тем, что со временем откроются их невинность и добродетели, равно и клевета и злоба их врагов – откроются и на земле и на небе; придет время, когда на земле их будут называть благодетелями вселенной. **Еже глаголю во тьме, рцыте во свете** (что говорю вам в темноте, говорите при свете); **и еже во уши слышите, проповедите на кровех** (что на ухо слышите, проповедуйте на кровлях). Т. е. не бойтесь, не стесняйтесь проповедовать Мое учение всюду и открыто, всенародно – **при свете**, **на кровлях**. **На кровлях**: известно, что на востоке, где жил Иисус Христос, устраивались и устраиваются крыши на плоские, где можно ходить и сидеть и откуда можно вести речь с народом (чит. объясн. [[new:mf:09:02#prot_ioann_buxarev|9 гл.]] об исцелении расслабленного). **В темноте**, **на ухо**, т. е. то учение, которое Господь преподавал апостолам одним только и втайне. **//Толкование на Евангелие от Матфея.//** ===== Лопухин А.П. ===== **Итак не бойтесь их, ибо нет ничего сокровенного, что не открылось бы, и тайного, что не было бы узнано** [[new:lk:12:02|(Лк. 12:2)]]. Слово “итак” ясно указывает на связь этого стиха с предыдущими. Спаситель теперь увещевает Своих учеников не бояться злых людей, и в основание Своего увещания ставит не бессилие врагов, не божественную защиту учеников против них, а то, что все тайное со временем раскроется. Сразу же видно, что этот стих не так прост для объяснения, каким представляется с первого раза. Кроме того, затруднительно объяснить и такое категорическое утверждение, по которому все тайное непременно должно раскрыться. Разве нет тайных дел, которые никогда не были и не будут раскрыты? Такого рода затруднения заставляли многих древних и новых толкователей относить исполнение слов Христа исключительно к будущему суду, когда Господь //“осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога”// [[new:1kor:04:05|(1 Кор. 4:5)]]. Так объяснял это место Иероним, который продолжает: не бойтесь жестокости гонителей и ярости богохульников, потому что наступит день суда, когда обнаружатся ваша добродетель и их неправда. Но Златоуст и Феофилакт не относили этих выражений к будущему суду, а толковали их в том смысле, что истина обнаружится, и время покажет и добродетель учеников, и злобу клеветников. “Подождите немного, говорит Златоуст, и все будут называть вас спасителями и благодетелями вселенной. Время все сокровенное открывает; оно изобличит и клевету врагов, и откроет вашу добродетель”. //**Толковая Библия.**// ===== Троицкие листки ===== Ст. 26-31 **Итак не бойтесь их, ибо нет ничего сокровенного, что не открылось бы, и тайного, что не было бы узнано. Что говорю вам в темноте, говорите при свете; и что на ухо слышите, проповедуйте на кровлях. И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне. Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадет на землю без воли Отца вашего; у вас же и волосы на голове все сочтены; не бойтесь же: вы лучше многих малых птиц** **Итак не бойтесь их**: не бойтесь тех, которые будут безчестить и осмеивать вас; подождите немного, и все будут называть вас спасителями и благодетелями вселенной. **Ибо нет ничего сокровенного, что не открылось бы, и тайного, что не было бы узнано**. Время все сокровенное открывает; оно изобличит и клевету врагов, и откроет вашу добродетель. Если вы в самом деле окажетесь светильниками и благодетелями, то люди не будут смотреть на слова ваших врагов, но на истину дел ваших. Тогда они сами окажутся клеветниками. А потому возвещайте слово спасения с дерзновением: **что говорю вам в темноте**, если что теперь Я говорю вам одним только, втайне, **говорите при свете**, говорите всенародно, **и что на ухо слышите**, что слышите теперь от Меня как тайну, о том **проповедуйте** тогда **на кровлях**, открыто, смело и громко, с высоты кровель, так чтобы все слышали вас. «Не одному, не двум и не трем городам, но всей вселенной проповедуйте, и, проходя землю, море, места обитаемые и необитаемые, с открытой головой и со всей смелостью говорите все царям и народам, мудрецам и витиям. Конечно, когда Он так говорил им, не было тьмы, и говорил Он им не на ухо; Он употребил в речи преувеличение для большей силы слова Своего. Он беседовал с ними теперь наедине, в небольшом уголке Палестины, и словами: в темноте и на ухо хотел показать различие между образом настоящей беседы и тем дерзновением в проповедании, которое они имели от Него получить». Но с таким дерзновением в проповеди соединены и опасности, а потому Господь учит апостолов презирать и самую смерть: **И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить**, и не оставляйте из-за этого проповеди. «Видишь ли, – говорит святитель Златоуст, – как Он ставит их не только превыше забот, злословий, опасностей и наветов, но убеждает их презирать то, что всего страшнее, презирать самую смерть, и не просто смерть, но смерть насильственную? Это вас избавит от истинной смерти, ибо хотя вас и будут умерщвлять, но не погубят того, что в вас есть самое лучшее, хотя бы о том и всемерно старались. Поэтому-то не сказал Он: души же не убивающих, но не могущих убить. Ибо хотя бы они и хотели это сделать, но не смогут!» Итак, если вы боитесь муки, то бойтесь муки гораздо более ужасной: **а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне**, бойтесь Того, Кто послал вас на это служение, Кто потребует от вас отчета в порученном вам деле и имеет власть наказать не здесь только, но и в самой вечности. Страх перед людьми отражайте страхом перед Богом. Смерть временная, для всех притом неизбежная, ничто в сравнении со смертью вечной, с наказанием в геенне. Так в кратких словах Господь утверждает учеников в учении о бессмертии души; дабы тогда, когда будут их умерщвлять и закалать, они не подумали, что терпят все потому, что оставлены, Он опять начинает речь о Божием Промысле, говоря: помните, что Промысл Божий простирается на самые, по-видимому, маловажные предметы: **не две ли**, например, **малые птицы продаются за ассарий?** не продаются ли две малые птички, два каких-нибудь воробья или горлицы, за один ассарий, за самую мелкую монету? **И ни одна из них не упадет на землю**, ни одна из них не попадет в расставленные сети, или не упадет мертвой из воздушного пространства или с дерева на землю, **без воли** и без попущения **Отца вашего** Небесного; **у вас же и волосы на голове все сочтены**. «Если же Он знает все происходящее и может сохранить вас, и хочет, – говорит святитель Златоуст, – то каким бы вы ни подвергались страданиям, не думайте, что страждете потому, что Бог оставил вас. Он не хочет избавить вас от бед, но хочет заставить вас презирать беды. Это-то и составляет, собственно, избавление от бед». Итак, **не бойтесь же: вы лучше многих малых птиц**, и Бог до мелочей знает все, что вас касается, и если Он не попустит, то никто не коснется вас. Самые волосы ваши на счету у Меня; неужели Я покину вас, которых так люблю? Так говорил Господь Своим ученикам, по замечанию святителя Златоуста, не потому, будто Бог считает волосы, но чтобы показать совершенное Божие ведение и великое попечение о людях. И хотя не говорит прямо, что Он есть Тот самый, Который может погубить душу и тело, но из сказанного уже ясно, что Он есть Судия... Итак, не будем бояться смерти, ибо мы воскреснем для жизни гораздо лучшей... //**Троицкие листки. №801-1050.**// [<10>]