[<10>] ====== Толкования на Мф. 10:34 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч** Опять Спаситель предсказывает великие скорби, притом гораздо многочисленнейшие, – и что ученики могли бы Ему возразить, о том Сам говорит им наперед. Именно, чтобы слыша слова Его, они не сказали: Итак, Ты пришел для того, чтобы погубить нас и наших последователей, и возжечь на земле всеобщую брань? – Он Сам предупреждает их, говоря: **Не мир пришел Я принести** на землю. Как же Сам Он заповедовал им, входя в каждый дом, приветствовать миром? Почему же, равным образом, ангелы воспевали: //Слава в вышних Богу, и на земле мир// [[new:lk:02:14|(Лк. 2:14)]]? Почему также и все пророки благовествовали о том же? Потому что тогда особенно и водворяется мир, когда зараженное болезнью отсекается, когда враждебное отделяется. Только таким образом возможно небу соединиться с землею. Ведь и врач тогда спасает прочие части тела, когда отсекает от них неизлечимый член; равно и военачальник восстановляет спокойствие, когда разрушает согласие между заговорщиками. Так было и при столпотворении. Худой мир разрушен добрым несогласием, – и водворен мир. Так и Павел поселил раздор между согласившимися против него [[new:act:23:06|(Деян. 23:6)]]. А согласие против Навуфея было хуже всякой войны [[old:3ts:21:start|(3 Цар. 21)]]. Единомыслие не всегда бывает хорошо: и разбойники бывают согласны. Итак, брань была следствием не Христова определения, а делом воли самих людей. Сам Христос хотел, чтобы все были единомысленны в деле благочестия; но как люди разделились между собою, то и произошла брань. Впрочем, Он не так сказал. А что же говорит? **Не мир пришел Я принести**, – чем самым утешает их. Не думайте, говорит, что вы виноваты в этом: Я это делаю, потому что люди имеют такие расположения. Итак, не смущайтесь, как будто эта брань возникла сверх чаяния. Для того Я и пришел, чтобы произвести брань; такова именно Моя воля. Итак, не смущайтесь тем, что на земле будут брани и злоумышления. Когда худшее будет отсечено, тогда с лучшим соединится небо. Так Христос говорит для того, чтобы укрепить учеников против худого мнения о них в народе. Притом, не сказал: войну, но, что гораздо ужаснее – **меч**. Если сказанное слишком тяжко и грозно, то не дивитесь. Он хотел приучить слух их к жестоким словам, чтобы они в трудных обстоятельствах не колебались. Поэтому и употребил такой образ речи, чтобы кто не сказал, что Он убеждал их лестью, скрывая от них трудности. По этой причине даже и то, что можно было бы выразить мягче, Христос представлял более страшным и грозным. //**Беседы на Евангелие от Матфея.**// ===== Прп. Нил Синайский ===== **Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч** Почему продавший ризу непременно покупает нож, и первой не уничтожая, и приобретая последний. Да и какой покупает он нож? Тот, о котором говорит Христос: **«Не приидох воврещи мир, но мечь»**, мечом называя слово проповеди. Ибо как нож разделяет сросшееся и связное тело рассекает на части, так слово проповеди, вносимое в дом, во всяком из них, соединенных на зло неверием, отсекало друга от друга, отделяя сына от отца, дочь от матери, невестку от свекрови, рассекая самую природу, показывало цель Господня повеления, а именно: что для великой пользы и во благо людям повелел Он Апостолам взять нож. **//Слово на Евангельское изречение: иже имать влагалище, да возмет, такожде и мех.//** ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч** Выше Он сказал: //Что говорю вам в темноте, говорите при свете; и что на ухо слышите, проповедуйте на кровлях// [[new:mf:10:27|(Мф. 10:27)]]. А теперь Он показывает, что будет после проповедования. По вере в Христа весь мир разделился [и восстал] сам против себя: каждый дом имел и верующих, и неверных, и вследствие этого [на землю] послана добрая война, чтобы прекратился худой мир. Это то же, что сделал Бог, - как пишется в книге Бытия, - против возмутившихся людей, которые двинулись с востока и поспешили построить башню, благодаря которой могли бы проникнуть в высоты неба, - [сделал], чтобы смешать языки их [[old:gen:11:start|(Быт. 11)]]. Поэтому и в псалме Давид воссылает такую молитву: //Рассыпь народы, желающие браней// [[old:ps:067:31|(Пс. 67:31)]]. //**Толкование на Евангелие от Матфея.**// ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== Ст. 34-36 **Не думайте, что Я пришел принести мир на землю, не мир Я пришел принести, но меч, ибо Я пришел разделить человека с Отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее. И враги человеку домашние его** Не всегда хорошо согласие: бывают случаи, когда хорошо и разделение. Меч означает слово веры, которое отсекает нас от настроения домашних и родственников, если они мешают нам в деле благочестия. Господь не говорит здесь, что должно удаляться или отделяться от них без особенной причины, - удаляться должно только в том случае, если они не соглашаются с нами, а скорее препятствуют нам в вере. //**Толкование на Евангелие от Матфея.**// ===== Евфимий Зигабен ===== **Не мните, яко приидох воврещи мир на землю: не приидох воврещи мир, но меч** Богослов говорит: что значит меч? Сечение слова, отсекающее худшее от лучшего и разделяющее верующего от неверующего, возбуждающее сына, дочь и сноху против отца, матери и свекрови, – новое и недавнее против древнего и ветхого. Но когда Христос родился, Ангелы говорили: //слава в вышних Богу, и на земли мир// ([[new:lk:02:14|Лк. 2, 14]]). И пророки издревле предвозвестили Его мир; да и Сам Он повелел ученикам, входя в каждый дом, желать ему мира ([[new:mf:10:12|Мф. 10, 12]]); каким же образом Он говорит: **не приидох воврещи мир, но меч**? Потому что этот меч должен был произвести тот мир, о котором говорили Ангелы, а прежде них – пророки. Мечом называет любовь к Нему, которая разделяет верующих от неверующих и непобедимой силой которой связанные самой дорогой любовью скоро разорвали взаимное сообщение и легко разлучились. И в другом месте, показывая могущественное ее действие, сказал: //огня приидох воврещи на землю// ([[new:lk:12:49|Лк. 12,49]]). Нужно было прежде отсечь неизлечимое, а затем остальное умиротворить, как в отношении к Нему Самому, так и к Богу. Поэтому Он и говорит суровее, чтобы, зная это, они не смущались. И еще развивает речь о том же, изощряя слух их жестким словом, дабы они в трудных обстоятельствах не колебались. //**Толкование Евангелия от Матфея.**// ===== Анонимный комментарий ===== **Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч** Бывает мир благой, и бывает мир дурной. Благой мир существует среди добрых, верных и праведных, поскольку имеющие дар единой веры должны иметь общее согласие жизни. Ибо вера рождается словом Божиим, миром сохраняется и любовью питается, по слову апостола: //Вера действует любовью// [[new:gal:05:06|(Гал. 5:6)]]. Но вера, лишенная любви, никакого плода доброго дела не может принести. Если же верные по причине какого- нибудь разномыслия окажутся разъединенными, то это - дурной раздор, как говорит Господь: //Всякий дом, разделившийся сам в себе, не устоит// [[new:mf:12:25|(Мф. 12:25)]]. И если братство будет разобщено, то само себя истребит, по слову апостола: //Если же друг друга угрызаете и обвиняете, берегитесь, чтобы вы не были истреблены друг другом// [[new:gal:05:15|(Гал. 5:15)]]. А дурной мир - среди неверных и нечестивых, так как те, в ком пребывает одно лишь зло, в делании своего зла должны быть согласны. Ибо неверие и нечестие возникают по некоему дьявольскому наущению, а миром сохраняются. Значит, если неверные и нечестивые по какой-то причине разделятся внутри себя, то это - благой раздор. Потому что как при мире между добрыми людьми пребывают вера и правда, а неверие и неправда повержены, если же наступит раздор, то вера и правда повергаются, а неверие и неправда восстают; так и при мире среди нечестивых пребывают неправда и неверие, а вера и правда повержены. Стало быть, Господь послал на землю благое разделение для того, чтобы разорвать злое единение. Ведь все, как добрые, так и злые (то есть возлюбившие зло), все пребывали [ранее] во зле, так же как и те, кто по незнанию блага утверждался во зле: как будто были все вместе заперты в одном доме неверия. Поэтому послал Господь меч разделения между ними, то есть слово истины, о котором говорит апостол: «//слово Божие живо и действенно, и острие его острее всякого острейшего меча: оно проникает до самых глубин души и духа, суставов и мозгов, и исследует сердца и помыслы//» [[new:evr:04:12|(Евр. 4:12)]]. ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== Ст. 34-36 **Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч, ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее. И враги человеку - домашние его** Это значит не то, чтобы Иисус Христос, Который Сам – мир наш [[new:ef:02:14|(Еф. 2, 14-16)]], принес брань и разделение (**меч** или, как сказано у евангелиста Луки: **огня приидох воврещи** [[new:lk:12:49|(12, 49)]]), но то, что несогласия и разделения среди людей необходимо должны произойти вследствие Его пришествия. Злоба людей, а не Он и Его евангелие будет причиною сего. «Меч – это любовь к Иисусу Христу, – толкуют св. отцы, – любовь, которая разделяет верующих от неверующих, которая своею непобедимою силою может легко разлучить людей, связанных самою дорогою земною любовью». Св. Златоуст пишет: «Христос хотел, чтобы все люди были единомысленны в деле благочестия (религии); но как люди разделились, то и произошла брань. Не сказал: Я пришел принести брань, но, что гораздо ужаснее, – **меч**. Он хотел приучить слух Своих учеников к жестким словам, чтобы они не колебались в трудных обстоятельствах. Теперь никто не скажет, что Он убеждал их лестью, скрывая от них трудности. Хотя не Христос был причиною сего, но злоба человеческая; впрочем, говорит, что Он Сам причиною сего. Такой образ выражения свойствен Писанию, ибо в другом месте Писания сказано: //дал им Бог очи, чтобы они не видели// [[old:iez:12:02|(Иез. 12, 2)]]. Так говорит и здесь». **Разделить человека с отцем и дочь с матерью** и проч., т. е. разделить верующих от неверующих, боголюбивых от миролюбивых, славолюбивых от смиренномудрых; а чрез это и произойдет само собою вообще разделение и вражда. Так мы и видим, читая историю первых времен христианства и жития святых; видим и среди самих себя, вследствие появления разных сект и раскола, а также и вследствие неверия, маловерия и нечестия. **//Толкование на Евангелие от Матфея.//** ===== Лопухин А.П. ===== **Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч** Параллельное место у Луки [[new:lk:12:51|12:51]], где та же мысль выражена несколько иначе. Лучшим объяснением этого стиха могут служить слова Иоанна Златоуста: “как же Сам Он заповедовал им (ученикам), входя в каждый дом, приветствовать миром? Почему же, равным образом, ангелы воспевали: слава в вышних Богу и на земли мир? Почему также и все пророки благовествовали о том же? Потому что тогда особенно и водворяется мир, когда зараженное болезнью отсекается, когда враждебное отделяется. Только таким образом возможно небу соединиться с землею. Ведь и врач тогда спасает прочие части тела, когда отсекает от него неизлечимый член; равно и военачальник восстановляет спокойствие, когда разрушает согласие между заговорщиками”. Далее Иоанн Златоуст говорит: “единомыслие не всегда бывает хорошо; и разбойники бывают согласны. Так и брань (противостояние) была следствием не Христова определения, а делом воли самих людей. Сам Христос хотел, чтобы все были единогласны в деле благочестия; но как люди разделились между собою, то и произошла брань”. //**Толковая Библия.**// ===== Троицкие листки ===== **Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч** См. Толкование на [[new:mf:10:32#troickie_listki|Мф. 10:32]] [<10>]