[<10>] ====== Толкования на Мф. 10:40 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Кто принимает вас, принимает Меня, а кто принимает Меня, принимает Пославшего Меня** Итак, достаточно было и этого для убеждения людей принимать тех, которые послужат к их спасению. В самом деле, кто бы не принял со всем усердием мужей столь доблестных и неустрашимых, которые как львы обтекали вселенную, и небрегли о всем, только бы спаслись другие? И однако, Господь предлагает и другую награду, показывая, что Он в этом случае более печется о принимающих, нежели о принимаемых. Хотя Он и отдает последним первую честь, говоря: **Кто принимает вас, принимает Меня, а кто принимает Меня, принимает Пославшего Меня**, – что может сравниться с честью принять Отца и Сына? //**Беседы на Евангелие от Матфея.**// ===== Свт. Иларий Пиктавийский ===== Ст. 40-41 **Кто принимает вас, принимает Меня, а кто принимает Меня, принимает Пославшего Меня; кто принимает пророка, во имя пророка, получит награду пророка; и кто принимает праведника, во имя праведника, получит награду праведника** **Кто принимает пророка, во имя пророка, получит награду пророка** [[new:mf:10:41|(Мф. 10:41)]]. Кто принимает пророка, принимает обитающего в пророке и становится достойным награды пророка, принимая пророка во имя пророка. Также равная награда воздается за принятие праведника, и [таковой] становится праведником в награду за праведность. Таким образом, праведность достигается верой и исполнение долга доставляет награду, поскольку Бог дарует множество возможностей для достижения вечности, когда, принимая праведника и пророка, сам [принимающий] пользуется уважением и принимает почести праведника и пророка. //**Комментарий на Евангелие от Матфея.**// ===== Прав. Иоанн Кронштадтский ===== **Кто принимает вас, принимает Меня, а кто принимает Меня, принимает Пославшего Меня** Если вы принимаете нас, то это все равно, что принимаете Господа нашего, а принимая Господа, вы принимаете Отца Его. Но беда, если не принимаете. Каково не принимать своего Творца и Искупителя! //**Дневник. Том I. 1856.**// ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **Кто принимает вас, принимает Меня, а кто принимает Меня, принимает Пославшего Меня** Удивительное распоряжение! Он посылает на проповедь, учить, что не надо бояться опасностей, и душевные движения подчиняет вере (religion!). Он отверг золото и изгнал медь из поясов. Но тогда откуда получать пропитание? Откуда взять необходимые средства к жизни? И вот Он строгость заповедей смягчает надеждой на обетования, говоря: **Кто принимает вас, принимает Меня, а кто принимает Меня, принимает Пославшего Меня**, так что пусть каждый из верующих знает, что в лице принятых апостолов он принял Христа. //**Толкование на Евангелие от Матфея.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== Ст. 40-41 **Кто принимает вас, принимает Меня, а кто принимает Меня, принимает пославшего Меня. Кто принимает пророка, во имя пророка, получит награду пророка; и кто принимает праведника, во имя праведника, получит награду праведника** Побуждает нас, чтобы мы принимали тех, которые со Христом, ибо кто чтит учеников Его, тот чтит Его, а чрез Него и Отца. Должно принимать праведников и пророков во имя праведника и пророка, то есть потому что они праведники и пророки, а не из-за какого-либо предстательства или заступления у царей. Но если кто-либо носит только вид пророка, на деле же оказывается не таковым, ты и его прими, как пророка, и Бог воздаст тебе так же, как будто ты действительно принял праведника. Ибо это означают слова "**приимет награду праведника**". Можешь понимать их и иначе: праведным будет признан и тот, кто примет праведника; и он получит ту же награду, что и праведники. //**Толкование на Евангелие от Матфея.**// ===== Евфимий Зигабен ===== **Иже вас приемлет, Мене приемлет: и иже приемлет Мене, приемлет Пославшаго Мя** Сказал это, открывая ученикам дома верующих. Кто с радостью не примет их, имея чрез них принять Сына, а чрез Сына – Отца? //**Толкование Евангелия от Матфея.**// ===== Еп. Михаил (Лузин) ===== **Кто принимает вас, принимает Меня, а кто принимает Меня, принимает Пославшего Меня** Общий смысл этих заключительных стихов: при всех таковых бедствиях и гонениях между верующими должна быть взаимная искренняя поддержка, за что получат в Царствии Христовом награду все те, кто окажет такую поддержку и помощь. "Сказал Господь сие (слова: [[new:mf:10:40|40-42]]), отверзая ученикам жилища верующих" (Евф. Зиг.). //**Толковое Евангелие.**// ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== Ст. 40-41 **Кто принимает вас, принимает Меня, а кто принимает Меня, принимает Пославшего Меня; кто принимает пророка, во имя пророка, получит награду пророка; и кто принимает праведника, во имя праведника, получит награду праведника** Здесь Господь говорит, какая великая награда тем, которые будут принимать апостолов и вообще будут поддерживать друг друга во время гонений и разных бедствий, – так как они будут делать великое дело. **Кто принимает вас**, – чтит вас, говорит Господь апостолам и вообще всем своим слушателям и ученикам, тот **принимает**, чтит **Меня Самого**, **а принимающий**, чтущий **Меня, принимает**, чтит **пославшего Меня**, т. е. Бога Отца. **Приемляй** (принимающий) **пророка во имя пророче** (пророка), **мзду пророчу примет** (получит награду пророка). **Приемляй праведника во имя праведника** и проч. **Принимать пророка во имя пророка** значит принимать пророка ради того, что он пророк, т. е. ради его святого, божественного служения, ради той божественной истины, которую он изрекает по божественному вдохновению; **принимать праведника во имя праведника** значит принимать праведника ради того, что он праведник, т. е. ради той праведности, какую праведник имеет и обнаруживает в своей жизни. Принимающий пророка, праведника получит награду (**мзду**) пророка, праведника, т. е. получит награду, «или какую достоин получить принявший пророка или праведника, или какую получит сам пророк или праведник» (Златоуст). Следовательно, кто принимает пророка и праведника не ради того, что он пророк и праведник, а по каким-нибудь другим побуждениям, например, по мирскому гостеприимству или по другим каким светским расчетам; тот не получит награды пророка и праведника. К пророкам и праведникам принадлежат и апостолы, потому что они были и пророками, и праведниками, – пророками, потому что изрекали и изъясняли откровение Христово, праведниками, потому что жили праведно, по закону Христову. **//Толкование на Евангелие от Матфея.//** ===== Лопухин А.П. ===== **Кто принимает вас, принимает Меня, а кто принимает Меня, принимает Пославшего Меня** Мысль, выраженная в этом стихе, указывает на божественное самосознание Христа, потому что под “Пославшим” нельзя понимать никого, кроме Бога. Она повторяется в различных вариантах у Матфея и в других Евангелиях [[new:mf:18:05|(Мф. 18:5]]; [[new:mk:09:37|Мк. 9:37]]; [[new:lk:09:48|Лк. 9:48]]; [[new:lk:10:16|10:16]]; [[new:in:13:20|Ин. 13:20)]]. //**Толковая Библия.**// ===== Троицкие листки ===== **Кто принимает вас, принимает Меня, а кто принимает Меня, принимает Пославшего Меня** См. Толкование на [[new:mf:10:37#troickie_listki|Мф. 10:37]] [<10>]