[<10>] ====== Толкования на Мф. 11:3 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **сказать Ему: Ты ли Тот, Который должен прийти, или ожидать нам другого** Тот, который знал Иисуса еще до чудес, извещен был о Нем от Духа, слышал от Отца, проповедовал о Нем перед всеми, посылает теперь узнать от Самого: Он ли это или нет? Но если сам не знаешь, точно ли это Он, то как же считаешь себя достойным вероятия, сказав свое мнение о неизвестном? Свидетельствующий о других, наперед сам должен быть достоин вероятия. Не ты ли говорил: //Недостоин развязать ремень обуви// ([[new:lk:03:16|Лк. 3:16]])? Не ты ли говорил: //Я не знал Его; но Пославший меня крестить в воде сказал мне: на Кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым// ([[new:in:01:33|Ин. 1:33]])? Разве ты не видал Духа в виде голубя? Разве не слыхал гласа? Разве не ты удерживал Его, говоря: //Мне надобно креститься от Тебя// ([[new:mf:03:14|Мф. 3:14]])? Разве не ты говорил ученикам: //Ему должно расти, а мне умаляться// ([[new:in:03:30|Ин. 3:30]])? Разве не ты учил весь народ, что Он будет крестить их Духом Святым и огнем ([[new:lk:03:16|Лк. 3:16]]) и что Он есть //Агнец Божий, Который берет [на Себя] грех мира// ([[new:in:01:29|Ин. 1:29]])? Не проповедовал ли ты всего этого о Нем прежде знамений и чудес? Как же теперь, когда Он всем стал известен и слух о Нем прошел всюду, и мертвые воскресли, и бесы изгнаны, и столько произведено знамений, – тогда уже посылаешь ты спрашивать у Него? Что это значило? Ужели все слова Иоанна были какой-нибудь обман, подлог, басня? И какой разумный человек сказал бы это? Не говорю уже об Иоанне, который взыграл во чреве матернем, проповедовал Христа прежде своего рождения, был гражданином пустыни, показал образец ангельской жизни. Напротив, если бы он был даже одним из людей обыкновенных и самых ничтожных, то не мог бы сомневаться после многочисленных свидетельств, данных как им самим, так и другими. Отсюда видно, что Иоанн посылал не по сомнению, и спрашивал не по неведению. Никто также не может сказать и того, чтобы он, хотя верно знал Иисуса, будучи в темнице, стал боязливее. Он не ожидал себе освобождения из темницы; а если бы и ожидал, то не изменил бы благочестию, твердо решившись принять всякую смерть. В самом деле, будучи к тому готовым, не показал бы он такого мужества перед целым народом, привыкшим проливать кровь пророков. Не осмелился бы обличить такого жестокого тирана, с таким дерзновением, среди города и торжища, во всеуслышание делая ему сильные выговоры, как малому ребенку. Если же он стал и боязливее, то как не постыдился учеников своих, перед которыми столько раз свидетельствовал о Христе, но через них стал спрашивать, когда надлежало через других, и хотя верно знал, что ученики его завидовали Иисусу и желали найти какой-либо случай? Как не постыдился народа иудейского, перед которым столько раз проповедовал о Христе? Да и как могло это служить ему к освобождению от уз? Не за Христа он ввержен был в темницу, не за то, что проповедовал Его силу; но за то, что обличал беззаконный брак. Не навлекал ли он этим на себя нарекания, что он подобен бессмысленному ребенку, или совершеннолетнему безумцу? Итак, что же значит такой поступок? Из сказанного видно, что сомневаться об Иисусе было несвойственно не только Иоанну, но и всякому, даже человеку совершенно несмысленному и безумному. Нужно, однако, наконец, дать решение. Итак, для чего Иоанн посылал спрашивать? Для того, что ученики Иоанна, как всякий приметить может, не расположены были к Иисусу и всегда Ему завидовали, что явствует из сказанного ими своему учителю. //**Беседы на Евангелие от Матфея.**// ===== Свт. Григорий Двоеслов ===== **сказать Ему: Ты ли Тот, Который должен прийти, или ожидать нам другого** Как будто [Иоанн] не знает Того, на Кого указывал, и не ведает, Он ли есть Тот Самый, о Ком свидетельствовал проповедью, крещением и указанием? Этот вопрос быстро разрешается, если обратить внимание на время и порядок событий. Стоя при водах Иордана, он утверждал, что [Иисус] есть Искупитель мира, а заключенный в темницу спрашивает: «Он ли грядущий?» Не потому, что сомневается в том, что Он есть Искупитель мира, но спрашивает для того, чтобы знать, Он ли есть Тот, Который Сам Собой пришел в мир и Сам Собой снизойдет в темницы адовы. Ибо Кого он, предшествуя, возвещал миру, Тому, умирая, предшествовал и во ад. Итак, говорит: **Ты ли Тот, Который должен придти, или ожидать нам другого**? Он словно бы отчетливо говорит: «Поскольку Ты снизошел родиться ради людей, то внуши, снизойдешь ли Ты и умереть за людей, чтобы я, бывший предтечею твоего Рождества, был предтечею и смерти и во аде возвестил о Тебе грядущем, пришествие Которого уже возвестил миру». //**Сорок гомилий на Евангелия.**// ===== Прп. Исидор Пелусиот ===== **рече ему: ты ли еси грядый, или иного чаем?** **Ты ли еси грядый или иного чаем?** Вопрос этот предложил Иоанн Предтеча Господу, приуготовляясь быть усеченным за истину и стараясь привести учеников своих ко Господу, ибо они и после его свидетельства, видя строгое житие Иоанна, сомневались еще, точно ли Господь больше Иоанна. И Господь доказал сие тем, что совершил вскоре, многими чудотворениями подтвердив истину Иоаннова свидетельства и не поверивших слышанному отпустив от Себя уверовавшими из-за увиденного ими. //**Письма. Книга I.**// ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **сказать Ему: Ты ли Тот, Который должен придти, или ожидать нам другого** Он не сказал: "Ты Тот, Который пришел", но: **Ты ли Тот, Который должен придти?** И смысл слов такой: Так как я должен буду сойти в ад, то сообщи мне, должен ли я, возвестивший о Тебе находящимся на земле (superis), возвестить и находящимся в преисподней (inferis)? Или, может быть, Сыну Божию неприлично, чтобы Он вкусил смерть, и Он намерен для совершения этого таинства послать другого? //**Толкование на Евангелие от Матфея.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **сказать Ему: Ты ли Тот, Который должен придти, или ожидать нам другого** См. Толкование на [[new:mf:11:02#blzh_feofilakt_bolgarskij|Мф. 11:2]] ===== Евфимий Зигабен ===== **сказать Ему: Ты ли Тот, Который должен придти, или ожидать нам другого** См. Толкование на [[new:mf:11:02#evfimij_zigaben|Мф. 11:2]] ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== **сказать Ему: Ты ли Тот, Который должен придти, или ожидать нам другого** См. Толкование на [[new:mf:11:02#prot_ioann_buxarev|Мф. 11:2]] ===== Лопухин А.П. ===== **сказать Ему: Ты ли Тот, Который должен придти, или ожидать нам другого** [[new:lk:07:19|(Лк. 7:19)]]. Уже в древности поднимался вопрос, зачем, собственно, отправил это посольство к Христу Иоанн. Можно сказать, что, по общему взгляду древних церковных толкователей, Иоанн отправил это посольство не ради себя, а только ради своих учеников. Ученики сомневались в Христе, и они именно должны были убедиться в Его достоинствах как Мессии. Представители “ортодоксального” взгляда на этот предмет — Иоанн Златоуст, Иероним, Иларий, Евфимий Зигабен, Феофилакт и другие. По их мнению, сам Иоанн, столько раз убежденно свидетельствовавший о Христе, как об Агнце Божьем и проч., не мог иметь о Нем никаких сомнений. Но так как ученики Иоанна не были расположены ко Христу и завидовали Ему, то, чтобы обратить их, Иоанн посылает их, чтобы они, увидев чудеса, уверовали, что Христос больше Иоанна. Иоанн не спрашивает, как незнающий; потому что сам указывал на Спасителя в то время, когда другие не веровали в Него [[new:in:01:29|(Ин. 1:29]] и [[new:mf:03:17|Мф. 3:17)]]. Подобно тому, как Спаситель просил показать Ему место, где был погребен Лазарь, чтобы другие увидели воскрешенного мертвеца и, таким образом, уверовали, так и Иоанн, которому предстояла смерть от руки Ирода, посылает теперь своих учеников ко Христу, чтобы они, увидев по этому случаю знамения и силы, уверовали в Него, и, предлагая вопрос своего учителя, сами научились. В новейшей экзегетике все более и более утверждается мнение, что сомневался сам Иоанн. //**Толковая Библия.**// ===== Троицкие листки ===== **сказать Ему: Ты ли Тот, Который должен придти, или ожидать нам другого** См. Толкование на [[new:mf:11:02#troickie_listki|Мф. 11:2]] [<10>]