[<10>] ====== Толкования на Мф. 11:9 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 9-10 **Что же смотреть ходили вы? пророка? Да, говорю вам, и больше пророка. Ибо он тот, о котором написано: се, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою** Изобразив таким образом Иоанна посредством указания на место его жительства, на его одежду и на стечение к нему народа, Спаситель называет его наконец и пророком, говоря: **Что же смотреть ходили вы? пророка? Да, говорю вам, и больше пророка. Ибо он тот, о котором написано: се, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою**. Приведя наперед свидетельство иудеев, Он присоединяет потом свидетельство пророка. Или – лучше, – во-первых, представляет мнение иудеев, которое, как свидетельство врагов, должно составлять сильнейшее доказательство; во-вторых, указывает на жизнь этого мужа; в-третьих, представляет свой суд; в-четвертых, называет его пророком, чтобы совершенно заградить уста их. Потом, чтобы не сказали они: что же, если он прежде был таков, а ныне переменился? – Спаситель приводит дальнейшие доказательства, – указывает на его одежду, темницу, и наряду с этим приводит и пророчество. Сказав, что он больше пророка, показывает далее и причину, почему больше. Итак, почему же? По причине близости своей к Пришедшему. **Я посылаю**, – говорится, – **Ангела Моего пред лицем Твоим**, т. е., близ тебя. Как во время путешествия царей, те, кто славнее других, идут близ их колесниц, так и Иоанн является пред самым пришествием Христовым. Смотри, как и этим, Господь показал преимущество его! //**Беседы на Евангелие от Матфея.**// ===== Блаж. Иероним Стридонский ===== **Что же смотреть ходили вы? пророка? Да, говорю вам, и больше пророка** См. Толкование на [[new:mf:11:07#blazh_ieronim_stridonskij|Мф. 11:7]] ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== **Что же смотреть ходили вы? Пророка? Да, говорю вам, и больше пророка** Иоанн **больше пророка**, потому что другие пророки только предсказывали о Христе, этот же сам видел Его, что действительно очень важно. Кроме того, другие пророчествовали после своего рождения, а этот еще во чреве матери познал Христа и взыграл. //**Толкование на Евангелие от Матфея.**// ===== Евфимий Зигабен ===== **Но чесо изыдосте видети; пророка ли; Ей, глаголю вам, и лишше пророка** т.е. больше пророка. Далее говорит – почему больше; именно по причине близости его явления к пришествию Христа. И между глашатаями большими были те, которые шли вблизи царя. **Больше пророка**, потому что он своими глазами видел Того, о Ком пророчествовал, между тем как бывшие до него пророки видели Его только в гадании. //**Толкование Евангелия от Матфея.**// ===== Анонимный комментарий ===== **Что же смотреть ходили вы? пророка? Да, говорю вам, и больше пророка** **Да, говорю вам, и больше пророка**. Ведь дело пророка - возвещать о Христе. Но разве возможно было пророку, зачатому во чреве, во чреве же познать Бога? Дело пророка - по заслуге жизни и веры воспринять пророчество. Но разве возможно было пророку стать пророком прежде, нежели человеком, и прежде принять благодать? Дело пророка - иметь благодеяние от Бога. Но разве возможно пророку даровать Богу благодеяние крещения? Дело пророка - до времени сказать слова о Христе. Но разве возможно пророку, стоя лицом к лицу, указывать на Христа пальцем? Дело пророка - самому пророчествовать о Боге. Но разве возможно пророку, чтобы Бог пророчествовал о нем, говоря: //Вот, Я посылаю ангела Моего пред лицем Твоим? Он тот, о котором// сказано через пророка: //се, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим// [[new:mf:11:10|(Мф. 11:10)]]. Уже здесь Он начал излагать причины, почему блаженный Иоанн, заслуживший иметь такого Свидетеля, был больше, чем пророк. И Иоанн ведь свидетельствовал о Христе: //Вот Агнец Божий// [[new:in:01:29|(Ин. 1:29)]], но он скорее воспринял свидетельство от Христа, чем сам дал его. Иоанн, прославляя Христа, принес Ему человеческую славу, а Христос Иоанну - славу Божественную. Ибо Иоанн назвал Его Агнцем, а Он назвал его ангелом. Он прославил во Христе меньше, чем в Нем было. Ибо Христос не только уничтожил грех мира, но и даровал миру вечную жизнь. И Он вознес его более, чем было очевидно, так что бывший человеком был наречен ангелом. ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== Ст. 9-11 **Что же смотреть ходили вы? пророка? Да, говорю вам, и больше пророка. Ибо он тот, о котором написано: се, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою. Истинно говорю вам: из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя; но меньший в Царстве Небесном больше его** **Пророка ли** и проч. Иудеи почитали Иоанна за пророка, но Иисус Христос говорит, что он даже выше пророка, потому что он не только пророк, но и предтеча Мессии, приготовлявший Ему путь: **ей, глаголю вам, и лишше пророка** (да, говорю вам, он больше пророка). О нем, как о предтече, прибавляет Господь, было предсказано самими пророками: **сей бо есть, о немже есть писано: се Аз посылаю ангела Моего** и проч. Так предсказано о предтече Христовом у пророков Малахии [[old:mal:03:01|(3, 1)]] и Исайи [[old:is:40:03#prot_ioann_buxarev|(40, 3)]]. **Приготовить путь**, т. е. уровнять путь. Чит. в объясн. [[new:mf:03:03#prot_ioann_buxarev|3 ст. 3 гл.]] **Не восста в** (из) **рожденных женами болий Иоанна Крестителя**, говорит Господь еще о величии Иоанна. Но чтобы Иудеи не почитали Иоанна выше Его Самого, Господь прибавляет: **Мний же** (меньший) **в царствии небеснем, болий** (больше) **его есть**. Под меньшим Господь разумеет Самого себя. Меньший – по возрасту, ибо Спаситель был моложе Иоанна, – и по мнению тех многих, которые говорили, что //Он ядца и винопийца//, тогда как Иоанн был великий постник; также говорили: //не плотников ли Он сын? друг мытарей и грешников//, – и унижали Его. (О царстве небесном чит. в объясн. [[new:mf:03:02#prot_ioann_buxarev|2 ст. 3 гл.)]]. **//Толкование на Евангелие от Матфея.//** ===== Лопухин А.П. ===== **Что же смотреть ходили вы? пророка? Да, говорю вам, и больше пророка** [[new:lk:07:26|(Лк. 7:26)]]. Смысл слов Христа достаточно ясен. Спаситель опять спрашивает: но зачем же вы ходили (в пустыню)? Пророка смотреть? Здесь предполагается положительный ответ; да, пророка. Но лицо, которое народ ходил смотреть, больше, чем пророк (Вульгата, plus quam prophetam). Соображения о том, что сам Иоанн не признавал себя за пророка [[new:in:01:21|(Ин. 1:21)]], вследствие смирения, и что пророком в собственном смысле называется тот, кто предсказывает будущее, как Исаия, Иеремия и прочие пророки, Иоанн же предсказывал не будущего Христа, а указывал уже на пришедшего, — едва ли относятся к делу, не говоря о том, что мнение это неверно и само по себе, потому что предсказание будущего было только одной из сторон деятельности ветхозаветных пророков. В общественном мнении евреев пророки ценились высоко, хотя и не всеми. Говоря, что Креститель больше, чем пророк, Спаситель высказывает ему пред народом наивысшую похвалу. Но этого мало. Будущее здесь как бы приближается к настоящему. Если бы Иоанн был только пророк, то, подобно пророкам, смотрел бы на Спасителя, как на предтечу будущего Мессии. Но Креститель больше пророка. Он сам не кто иной, как Предтеча, посланный приготовить Мессии путь. //**Толковая Библия.**// ===== Троицкие листки ===== **Что же смотреть ходили вы? пророка? Да, говорю вам, и больше пророка** См. Толкование на [[new:mf:11:02#troickie_listki|Мф. 11:2]] [<10>]