[<10>] ====== Толкования на Мф. 11:12 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 12-13 **От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его, ибо все пророки и закон прорекли до Иоанна** Хотя Христос был рожден и от жены, но не так, как Иоанн, потому что был не простой человек, и родился не так, как обыкновенно рождаются люди, но необыкновенным и чудным рождением. **От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его**. Какую связь имеют эти слова с тем, что сказано было прежде? Великую, и весьма тесную. Спаситель заставляет и понуждает ими слушателей Своих к вере в Него, и вместе подтверждает то, что сказал прежде о Иоанне. В самом деле, если до Иоанна все исполнилось, то значит – Я грядущий. **Ибо все**, – говорит, – **пророки и закон прорекли до Иоанна**. Пророки, следовательно, не перестали бы являться, если бы не пришел Я. Итак, не простирайте своих надежд вдаль и не ожидайте другого (Мессии). Что Я – грядущий, это видно как из того, что перестали являться пророки, так и из того, что с каждым днем возрастает вера в Меня; она сделалась столь ясною и очевидною, что многие восхищают ее. Но кто же, скажешь ты, восхитил ее? Все те, кто приходит ко Мне с усердием. //**Беседы на Евангелие от Матфея.**// ===== Свт. Иларий Пиктавийский ===== **От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его** Однако народ не верит Иоанну, дела Христа не почитаются, будущий крест был соблазном. Пророчество уже прекращается, закон уже исполняется, всякая проповедь уже сдерживается, дух Илии уже предпосылается в голосе Иоанна. Одни проповедуют Христа, и другие признают, от одних Он рождается, и другие Его любят. Свои Его отвергают, чужие принимают, близкие преследуют, обнимают враги. К наследству устремляются усыновленные, семья отвергает. Сыновья отказываются от завещания, рабы признают. Итак, **Царство Небесное силой берется, и прилагающие силы похищают его**, потому что слава Израиля, заслуженная отцами, возвещенная пророками, представленная Христом, захватывается и похищается верой язычников. //**Комментарий на Евангелие от Матфея.**// ===== Свт. Феофан Затворник ===== **От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его** Поднимаете труды - "не всегда по влечению, а больше по принуждению". Таков уж закон- противиться себе в худом и нудить себя на добро.** Сие и означают слова Господа, что Царствие Божие нудится, и нуждницы восхищают его**. От этого и следование за Господом есть иго. Когда бы все делалось по влечению, какое бы было в сем иго? - В конце, впрочем, приходит, что все делается охотно и легко. //**Письма.**// ===== Свт. Филарет (Дроздов) ===== **От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его** Без терпения нет подвига: а без подвига нет добродетели, ни дарования духовнаго, ни спасения. Ибо **царствие небесное нудится**. //**260. Слово в день памяти преподобнаго Сергия (Говорено сентября 25 в Троицкой Лавре; напечатано в Твор. Св. От. 1850 г. и в собр. 1861 г.) 1850 год**// ===== Прп. Антоний Великий ===== **От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его** //Вопрос//. Что повелевает Господь, когда говорит: «**От дней Иоанна Крестителя и доселе Царствие Небесное силой берется, и употребляющие силу его захватывают**»? Мы знаем, что всякий захватчик достоин суда и проклятия; как мы будем понимать сказанное Господом? //Ответ//. Иоанн пришел прежде того дня, проповедуя людям Царствие Небесное, и когда пришел Спаситель, то те, кто без колебаний и воистину веровал, те великой аскезой и страданиями превзошли установления природы, и перешли телом к бесстрастию и, перелетев через запинания тела, умертвили телесные похоти, ходя в добродетели по узкому и болезненному пути. Они сами себя понуждают, совершая подвиг для венка вышнего призвания, как сказал святой Апостол. //**Вопросы св. Сильвестра и ответы прп. Антония. Вопрос 196.**// ===== Прп. Исидор Пелусиот ===== **От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его** Почему **царствие небесное нудится**? Награды выше всякого человеческого достоинства и с великим избытком превосходят воздаяние, какое следовало бы за труды (так как //недостойны страсти нынешняго времене к хотящей славе явитися в нас// [[new:rim:08:18|(Рим. 8:18)]], - сказал //сосуд избран// [[new:act:09:15|(Деян. 9:15)]]), и ими как бы делается принуждение немощи естества. Посему и сказано: **царствие небесное нудится, и нуждницы восхищают е.** Какие же это **нуждницы**? Это люди, которые тело свое принуждают к постам, к целомудрию, к какой-либо иной добродетели, подчиняют его законам духа, делают его вспоможением и побуждением к добродетели. //**Письма. Книга III.**// ===== Прп. Исихий Иерусалимский ===== **От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его** Впрочем и те, которые нуждением некиим воздерживают себя от греха делом, блаженны пред Богом, Ангелами и человеками: потому что //нудящие// себя суть //восхитители Царствия Небеснаго// [[new:mf:11:12|(Мф. 11:12)]]. **//Преподобного Исихия, пресвитера Иерусалимского, к Феодулу душеполезное и спасительное слово о трезвении и молитве.//** ===== Прп. Серафим Саровский ===== **От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его** Слово Божие недаром говорит: //Внутрь вас есть Царствие Божие// [[new:lk:17:20|(Лк. 17:20)]] и нуждно есть оно, **и нуждницы е восхищают**. То есть те люди, которые, несмотря и на узы греховные, связавшие их и не допускающие своим насилием и возбуждением на новые грехи прийти к Нему, Спасителю нашему, с совершенным покаянием на истязание с Ним, презирая всю крепость этих греховных связок, нудятся расторгнутъ узы их, такие люди являются потом действительно перед лице Божие //паче снега убеленными// (см. [[old:ps:050:09|Пс. 50:9]]) Его благодатию. //**Беседа с Мотовиловым о цели христианской жизни.**// ===== Прав. Иоанн Кронштадтский ===== **От дний Иоанна Крестителя доселе Царствие Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его** Отчего **Царство Небесное**, царство мира и радости, **силою берется, и** только **употребляющие усилие восхищают его**? Оттого, что в нас много внутреннего, природного зла, которое нужно искоренять и которое, как змея, которую хотят убить, противится и уязвляет нас; что есть сильный враг Царствия Божия, который всеми мерами постоянно силится изгнать из нас Царство Божие и утвердить в нас свое царство, царство греха, мрака, смущения, скорби и тесноты. Не удивляйся же, что к Царству света нужно всегда идти напролом. **Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его**. Эти слова надобно относить и к Святым Тайнам Тела и Крови. Так как с ними мы принимаем в себя Царствие Божие, то без нужды, без усилий нельзя принять их достойно, а нужно испытать борьбу внутреннюю пред принятием их: враг постоянно, безотвязно старается похитить из сердца нашего веру в Святые Тайны, чтобы мы приняли их в суд себе, потому что //все, что не по вере, грех// [[new:rim:14:23|(Рим. 14,23)]]. Означенные слова надобно отнести также и ко всем прочим тайнам, ко всем молитвам, к добрым мыслям, желаниям и поступкам. Верно слово Спасителя, что **Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его**. Чтобы делать добро, я постоянно должен бороться с своим сердцем, которое всегда готово склонить меня ко злу: добро всегда с нуждою достигается, а зло сделать всегда легко, только опусти руки. Сердце наше – источник зла, по словам Спасителя. **Царство Небесное силою берется**. Это значит, что жизнь по вере не достается даром, но нужно трудиться, чтобы иметь внутренние признаки в себе Царствия Божия. **//Дневник. Том II. 1857-1858.//** ---- На человека действуют постоянно две невидимые силы: добрая и злая; сила Божия, сила благодати и сила диавола, сила лукавая и всепагубная. Человек поставлен в этом мире как бы между двух огней, из коих один – животворный, о коем Господь говорит: //Я пришел низвесть огонь «на землю»// [[new:lk:12:49|(Лк. 12:49)]]; а другой – огонь палящий и сожигающий. Человек должен употреблять усилие над собою, чтобы возбуждать в себе огонь Божий, огонь веры и любви к Богу и ближнему. Человек потерял свое первое Божественное достоинство, свою правоту, святость, благость, кротость и наполнил душу свою всякими грехами. Вот у тебя нет чистоты сердца – это большая потеря, надо приобресть ее; нет сочувствия к ближнему в его скорби, беде, несчастии, бедствии, болезни – перемени себя, будь сочувствующим; не имеешь усердия к молитве, к Богу, не имеешь духовного вкуса к молитве, не имеешь духовного слуха к слушанию Слова Божия – претвори себя, развей духовный вкус, духовный слух, чтобы с любовию слушать Слово Божие, чтобы чувствовать сладость молитвы и сладость добрых дел. Если горд – смирись, если жаден к пище и питию – будь воздержан и т.д. Зло сильно борет человека и нудит на зло, а добро – привлекает к себе своею нравственною красотою, миром душевным, свободою духовной; добро привлекает обетование вечной жизни за победу над страстями: //«Побеждающему дам сести со Мною на престоле Моем... »// [[new:otkr:03:21|(Откр. 3:21)]]. «**Царствие Небесное**», то есть святость и чистота, правота, воздержание, молитва, целомудрие, любовь к Богу и ближнему – «**силою берется**», то есть силою благодатной помощи Божией и собственным усердием, и «употребляющие усилие» приобретают его. //Плоть противится духу// [[new:gal:05:17|(Гал. 5:17)]], то есть всякой добродетели, чтобы мы не то делали, что хотим ради Бога и спасения души и ради блага ближних. Человек поставлен в этой жизни между двух течений: добра и зла, между двух огней: огня Божиего, животворящего, и огня дьявольского – палящего и мучающего. Требуется сопротивление человека всякому злу, всякой страсти плоти и духа, всякой похоти и обучение, усвоение всякой добродетели. Жизнь настоящая есть школа духовная, борьба, подвиг, сражение с грехом или //«с духами злобы поднебесной»// [[new:ef:06:12|(Еф. 6:12)]], борющими нас на зло. Нужно всякому учиться побеждать в себе грех с помощию Божией, ибо без Бога не до порога. И от Бога даны нам все Божественные силы к животу и благочестию, надо только не лениться использовать их. – Хотите научиться восхищать силою Царство Небесное? – Поучитесь у святых, как они подвизались, как они употребляли над собою всякое усилие; какое у них было самоотвержение, какое беспристрастие к богатству, к мирской чести и славе, к плотским удовольствиям; какое имели воздержание, какое усердие к Богу, какую молитву всегдашнюю, какой труд, какое смирение, незлобие, послушание, терпение, милосердие к ближнему. И как верою они дошли до Царствия Божия! Никто из них не посрамился; все получили нетленную жизнь и вечную славу, вечное блаженство и находятся вне всякого страха потерять приобретенное Царствие Небесное. Подражайте и вы им, каждый по силе своей; читайте, слушайте Слово Божие, вникайте, разумейте, стремитесь неустанно к цели вашей жизни – и получите вечное спасение. Ведь вы трудитесь же все так или иначе для земли, для земного благоденствия; потрудитесь же особенно для получения вечной жизни; //«ищите прежде Царства Божия и правды, Его, и сия вся»,// все земные блага //«приложатся вам»// [[new:mf:06:33|(Мф. 6:33)]]. Аминь. //**Последний дневник (1908 год).**// ---- **Царство Небесное нудится** – и царство сатанинское нудится, то есть грех непрестанно нудит нас следовать его похотям, да еще с наглостью, с силою, с ожесточением; борись с ним непрестанно: не будешь бороться – грех совсем одолеет, а Царство Божие ослабеет. **//Дневник. Том X. 1866–1867.//** ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется** (vim patitur = претерпевает насилие), **и употребляющие усилие восхищают его** Если, - как мы выше сказали, - первый Иоанн провозгласил необходимость покаяния народам, говоря: //Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное// [[new:mf:03:02|(Мф. 3:2)]], то, следовательно, с этого времени **Царство Небесное претерпевает насилие** (vim patitur), т. е. приобретается силой, и употребляющие усилие похищают его. Действительно, великое усилие обнаруживается в том, что мы рождены на земле, а стремимся к месту на небе и овладеваем через подвиги добродетели тем, чего не получили от природы. //**Толкование на Евангелие от Матфея.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его** По-видимому, это не стоит в связи с тем, что сказано раньше, но в действительности не так. Обрати внимание: сказав Своим слушателям о Себе, что Он больше Иоанна, Христос возбуждает в них веру в Себя, показывая, что многие восхищают Царство Небесное, то есть веру в Него. Это дело требует большого напряжения: какие усилия нужны, чтобы оставить отца и мать и пренебречь своей душой! //**Толкование на Евангелие от Матфея.**// ===== Ориген ===== Ст. 12-13 **От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его, ибо все пророки и закон прорекли до Иоанна** Дни Иоанна и Иисуса следует понимать не в смысле времени, а в смысле состояния души слушателя божественного Писания. Слово же "ныне" относится к дням Иисуса, которые псалом описывает следующим образом: //Воссияет во дни его правда и множество мира, доколе не престанет// [[old:ps:071:07|(Пс. 71:7)]]. Тот, кто проходит предварительное обучение, приступая к начаткам слов Иисуса и шествуя путем, который начинающим представляется каменистым и трудным, захватывает Царство Небесное силой - силой терпения. Ибо **силою берется** употреблено здесь не в действительном, а страдательном значении. Если же совершенное Слово, приняв того, кто ожидает свободы под началом закона и пророков, которые [для него своего рода] детоводители и домоправители, вручает ему отеческое наследство, то справедливо сказано: **закон и пророки до Иоанна**. //**Фрагменты.**// ===== Евфимий Зигабен ===== **От дний же Иоанна Крестителя доселе Царствие Небесное нудится, и нуждницы восхищают е** Златоуст говорит, что Царством Небесным назвал здесь веру в Себя, как залог Царства Небесного, т.е. наслаждения небесных благ. **Нудится**, т.е. насильно восхищается людьми, когда они делают насилие над самими собою и побеждают нужду собственных страстей или тиранию неверия. Поясняя это, присоединил: **нуждницы восхищают е**. Такое похвальное насилие началось, говорит, со дней проповеди Иоанна, провозгласившего народу: //покайтеся, приближибося Царствие Небесное// [[new:mf:03:02|(Мф. 3:2)]]. Сказал это Христос как для похвалы Иоанну, как бы положившему начало спасению людей, – так и для побуждения слушателей употребить подобное же усилие над самими собою. //**Толкование Евангелия от Матфея.**// ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== **От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его** **От дней Иоанна Крестителя**, т. е. со времени явления его для проповеди о наступающем царстве Христовом, с того времени, как он указал на пришедшего Христа. Силою берется (**нудится**), не ожидается как грядущее, а уже берется как наступившее. Здесь разумеется и вообще трудность в достижении царства небесного; но особенно указывается та сила, та стремительность, с каковыми начали искать достижения царства небесного со времени проповеди Крестителя и явления Христа. Выражение **силою берется** взято от осады и взятия крепости или города. И таковые, употребляющие усилие, стремящиеся, и достигают, получают (**восхищают**) это царство. **//Толкование на Евангелие от Матфея.//** ===== Лопухин А.П. ===== **От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его** [[new:lk:16:16|(Лк. 16:16)]]. Трудные для объяснения стихи 12-15 служат связью меж 11 и 16. Под “днями Иоанна Крестителя” имеется в виду время выступления его на проповедь. Слова “Царство Небесное” употреблены здесь, очевидно, в смысле “Царство Божие”, учрежденное Спасителем на земле. Златоуст толкует этот стих так: “Спаситель заставляет и понуждает ими (т.е. этими словами) слушателей Своих к вере в Него, и вместе подтверждает то, что сказал прежде о Иоанне. В самом деле, если до Иоанна все исполнилось, то, значит, — Я грядущий. Ибо все, говорит, пророки и закон прорекли до Иоанна. Пророки, следовательно, не перестали бы являться, если бы не пришел Я. Итак, не простирайте своих надежд вдаль и не ожидайте другого (Мессии). Что Я — грядущий, это видно как из того, что перестали являться пророки, так и из того, что с каждым днем возрастает вера в Меня; она сделалась столь ясною и очевидною, что многие восхищают ее. Но кто же, скажешь ты, восхитил ее? Все те, кто приходят ко Мне с усердием”. //**Толковая Библия.**// ===== Троицкие листки ===== **От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его** См. Толкование на [[new:mf:11:02#troickie_listki|Мф. 11:2]] [<10>]