[<10>] ====== Толкования на Мф. 11:14 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **И если хотите принять, он есть Илия, которому должно прийти** //Вот, Я пошлю к вам//, – говорит Писание, – //Илию пророка//.... //И он обратит сердца отцов к детям// [[old:mal:04:05|(Мал. 4:5-6)]]. Итак, если вы будете внимать со тщанием, то познаете, что он и Илия, так как говорит Писание: //Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим// ([[new:mf:11:10|Мф. 11:10]]; [[old:mal:03:01|Мал. 3:1]]). Спаситель не напрасно сказал: **И если хотите принять**, но чтобы показать, что Он не принуждает их. Я не принуждаю вас, говорит Он. Этими словами Он требует от них самих внимательного размышления и показывает, что Иоанн есть Илия, и Илия – Иоанн: оба они приняли на себя одинаковое служение, оба были предтечами. Потому и сказал не просто: сей есть Илия, но: **И если хотите принять, он есть**, то есть, если будете смотреть со вниманием на события. //**Беседы на Евангелие от Матфея.**// ===== Прп. Антоний Великий ===== **И если хотите принять, он есть Илия, которому должно прийти** //Вопрос//. Что сказывает Господь, когда говорит об Иоанне: «**И если хотите принять, он есть Илия, который придет**»? Мы знаем, что Иоанна казнил Ирод. И как он опять сам будет Илиею? //Ответ//. Господь в Своем божественном пришествии послал его пред Собою в духе и силе Илии. Он прекрасно называется Илией, по равенству благодатности, и подобию устроения. Ибо началом и концом Заветов обоих был Иоанн. Он был конец Закона и начало Благой Вести, то есть иного, более чем принадлежащего Закону поведения и жития учитель, подобно как и чаемый Илия, который предваряет как-то незадолго Божие второе Христово пришествие во плоти, что есть конец этого бытия и жития и начало будущего. И подобно Иоанну, и его убивает (убьет) за истину разумно понимаемый Ирод. //**Вопросы св. Сильвестра и ответы прп. Антония. Вопрос 197.**// =====Прп. Исихий Иерусалимский===== //Недоумение II.// Почему Иоанн Креститель, спрошенный фарисеями: //«Ты Илия?», сказал «Нет»// [[new:in:01:21|(Ин. 1:21)]], однако Христос сказал о нём: **«Он есть Илия, которому надлежит прийти»** (Мф. 11:14)? //Разъяснение.// [[new:in:01:21#prp_isixij_ierusalimskij|Ин. 1:21]] ===== Блж. Иероним Стридонский ===== Ст. 14-15 **И если хотите принять, он есть Илия, которому должно придти. Кто имеет уши слышать, да слышит** Слова: **Если вы хотите знать: он есть Илия**, таинственны и нуждаются в понимании, - что и показывает следующая речь Господа: **Кто имеет уши слышать, да слышит.** Если бы смысл был ясен и значение очевидно, то почему было необходимо подготовлять нас к пониманию их. Итак, Иоанн называется Илиею, не в смысле некоторых еретиков и неразумных философов, которые вводят учение о переселении душ (μετεμψύχωσιν;), но в том смысле, что, - как говорит другое Евангельское свидетельство [[new:lk:01:17|(Лк. 1:17]]; [[new:mf:17:12|Мф. 17:12)]] - он придет в духе и силе Илии, [т. е.] будет иметь ту же самую благодать или меру (mensuram) Духа Святого. Но ведь и строгость, и воздержанность в образе жизни Илии и Иоанна одинаковы. Тот в пустыне, и этот в пустыне; тот опоясывался кожаным поясом, и этот носил то же опоясание. Тот вследствие обличений царя Ахава и Иезавели в нечестии был вынужден бежать [[old:3ts:19:start|(3 Цар. 19)]], и этот за обличение беззаконного брака Ирода и Иродиады претерпел усекновение главы. Думают, что он называется Илиею потому, что как Илия по пророчеству Малахии придет перед вторым пришествием Спасителя, так Иоанн пришел (fecerit) перед первым: и тот, и другой являются провозвестниками или первого, или второго пришествия Господа. //**Толкование на Евангелие от Матфея.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **И если хотите принять, он есть Илия, которому должно придти** Господь говорит: "**если хотите принять**", то есть если будете судить здраво, чуждые зависти, то это тот, которого пророк Малахия назвал грядущим Илиею. Ибо и Предтеча, и Илия имеют одно и то же служение: один был предтечей первого пришествия, другой же будет предтечей грядущего. Затем, показывая, что это - притча, что Иоанн есть Илия и что нужно размышление для достижения ее, говорит: //Кто имеет уши слышать, да слышит!// //**Толкование на Евангелие от Матфея.**// ===== Евфимий Зигабен ===== **И аще хощете прияти, той есть Илиа хотяй приити** Иудеи ожидают, что Христос придет тогда, когда Илия придет и предварит Его пришествие. Есть пророчество Малахии, которое говорит: //И се, Аз послю вам Илию Фесвитянина..., иже устроит сердце отца к сыну// ([[old:mal:04:05|Мал. 4:5-6]]). И действительно, Илия предварит пришествие Христа, но второе; а Иоанн предварил первое. Итак, Христос говорит: если вы желаете принять то, что Я имею теперь сказать, – или принять, т.е. обратить внимание на дела, – то Иоанн и есть имеющий прийти Илия, так как он исполняет служение его. Как тот, долженствующий предварить второе Мое пришествие, обратит сердца иудеев того времени к апостолам, так как иудеи – отцы апостолов, – так и этот обращает, предваряя Мое пришествие, сердца долженствующих уверовать иудеев ко Мне, так как Я – Сын их. По человечеству Христос происходит от иудеев. И как первый Илия называется вторым предтечей, так, конечно, и первый предтеча называется вторым Илией, по сходству служения, как сказано. //**Толкование Евангелия от Матфея.**// ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== **И если хотите принять, он есть Илия, которому должно придти** См. Толкование на [[new:mf:11:13#prot_ioann_buxarev|Мф. 11:13]] ===== Лопухин А.П. ===== **И если хотите принять, он есть Илия, которому должно придти** Здесь нужно, прежде всего, разобрать значение слов “если хотите принять.” Они составляют очевидное ограничение выражения: “он (Иоанн) есть Илия,” которое без них было бы вполне категорическим. Почему же прибавлено “если желаете принять” (δέξασται, не значит ли — понять)? Потому, очевидно, что Христос высказал здесь мысль совершенно новую для Своих слушателей, которые сами не отождествляли Иоанна с Илией. Слова Христа — простая оговорка, сделанная ввиду того, что Его речь об Иоанне, как об Илии, могла бы показаться странной для Его слушателей. Она означает: если вы можете Мне довериться, если вы можете положиться на Мои слова, то Иоанн есть Илия. Иоанн выше пророков и рожденных женами. Он есть Илия, но не тот, о котором известно было из Ветхого Завета, а новый, грядущий, которому должно прийти. Очевидная ссылка на [[old:mal:04:05|Мал. 4:5.]] Нельзя понимать этого выражения в таком смысле: “если желаете получить от Меня сведения, то Я дам их.” Слово “он” (αυτός) ясно указывает на Иоанна. Пред “Илия” нет артикля, как и во всех других местах Нового Завета, где встречается имя Илии. Вообще употребление артикля пред собственными именами в Новом Завете отличается большой неопределенностью; “здесь — большая, часто непереводимая тонкость языка” (Блясс). Едва ли можно сказать, что опущение артикля произошло вследствие того, что здесь — фигуральное выражение (antonomasia — Бенгель), когда собственное имя имеет вид нарицательного. Иоанн называется Илией, конечно, потому, что напоминал собою действительного Илию по внешнему виду и по силе своей обличительной проповеди. Но это был “второй” Илия, предсказанный, Илия “в духовном смысле.” Иоанн не считал сам себя пророком, Он имел как бы двойной пророческий дух и был выше ветхозаветных пророков. Если под пророками и законом понимать писания пророков и писанный закон, то Иоанн не оставил никаких писаний. В словах “которому должно прийти” (нельзя переводить: намеревающийся прийти, или имеющий прийти) можно находить указание на тогдашние иудейские верования относительно Илии, который должен явиться пред пришествием Мессии. На основании [[old:mal:04:05|Мал. 4:5-6]] уже Иисус, сын Сирахов [[old:prsir:48:10|(Сир. 48:10)]] предполагал, что Илия совершит дело восстановления — //“ты предназначен был на обличения в свои времена, чтобы утишить гнев, прежде нежели обратится он в ярость, — обратить сердце отца к сыну и восстановить колена Иакова.”// Эта идея обычна в позднейшей иудейской литературе. К сказанному остается только прибавить, что 14 стих у Матфея — единственный и нигде больше не встречается. //**Толковая Библия.**// ===== Троицкие листки ===== **И если хотите принять, он есть Илия, которому должно придти** См. Толкование на [[new:mf:11:02#troickie_listki|Мф. 11:2]] [<10>]