[<10>] ====== Толкования на Мф. 11:16 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Но кому уподоблю род сей? Он подобен детям, которые сидят на улице и, обращаясь к своим товарищам** **Кому уподоблю род сей**? – говорит Он. **Он подобен детям, которые сидят на улице и, обращаясь к своим товарищам,** //говорят: мы играли вам на свирели, и вы не плясали; мы пели вам печальные песни, и вы не рыдали// ([[new:mf:11:17|Мф. 11:17]]). По-видимому, и эти слова не имеют никакой связи с предыдущими, на самом же деле они весьма тесно связаны с ними. Христос направляет их все к той же еще главной цели и желает показать, что Иоанн поступал согласно с Ним, хотя происходившее, как, например, вопрос учеников Иоанна, и казалось противоречием. Вместе с тем Он показывает и то, что для спасения иудеев не было оставлено ни одного нужного средства, как и о винограднике говорит пророк: //Что еще надлежало бы сделать для виноградника Моего, чего Я не сделал ему// ([[old:is:05:04|Ис. 5:4]])? //**Беседы на Евангелие от Матфея.**// ===== Блж. Иероним Стридонский ===== Ст. 16-19 **Кому же Я уподоблю род сей? Он подобен детям, сидящим на площади, которые с криком говорят сверстникам своим: "Мы пели вам, а вы не плясали, мы жалобно плакали перед вами, а вы не выражали горя". Пришел Иоанн, **[почти]** не едящий и не пьющий, а они говорят: "В нем бес". Пришел Сын человеческий, ядущий и пьющий, а они говорят: "Вот человек, любящий петь и пьющий вино, - друг сборщиков податей** [мытарей] **и грешников. И оправдалась премудрость детьми своими** Народ иудейский сравнивается с детьми, сидящими на площади и с криком говорящими своим сверстникам: **Мы пели вам, а вы не плясали, мы жалобно плакали перед вами а вы не рыдали**; ввиду ясных слов Писания: **Кому уподоблю род сей? Он подобен детям, сидящим на площади** и прочее нам не остается свободы в истолковании этого места, и иносказательное толкование остается связанным (passiva), и (sed) что бы мы ни сказали о детях, все должно быть понимаемом в значении уподобления им народа (generationis). Эти сидящие на площади дети суть те, о которых говорит Исайя: //Вот я и дети, которых дал мне Господь// [[old:is:08:18|(Ис. 8:18)]], и в псалме: //Свидетельство Господне верно, подающее мудрость младенцам// [[old:ps:018:08|(Пс. 18:8)]] и в другом месте: //Из уст младенцев и питающихся// [от груди] //молоком Ты устроил хвалу// [[old:ps:008:03|(Пс. 8:3)]]. Таким образом, эти дети сидели на площади (in foro) или: εν ἀγοραῖς, κак более знаменательно говорится по-гречески, т. е. на месте, где было много продажного (venalia). A так как народ иудейский не хотел слышать, то они не только говорят ему, но кричат во весь голос (plenis faucibus): "Мы вам пели, а вы не выражали радости в движениях", [т. е.] мы призывали вас к тому, чтобы вы в ответ на наше пение делали добрые дела и плясали под нашу свирель, подобно тому, как Давид плясал перед ковчегом Господним [[old:2ts:06:start|(см. 2 Цар. 6)]], но вы этого не хотели. Мы плакали и призывали вас к покаянию, но и этого вы не хотели делать, презрительно относясь и к той, и к другой проповеди: и к приглашению жить в добродетели, и к призыванию покаяться после грехов. И не удивительно, что вы презрели двоякий путь ко спасению, так как вы одинаково осмеяли и пост во имя Божие [или без: во имя Божие], и вкушение яств. Если вам угоден пост, то почему не был угоден Иоанн? Если же вкушение яств, то почему не был приятен Сын Человеческий? Одного из них вы назвали [или: называете] бесноватым, а другого чревоугодником и винопийцей. Потому, так как вы не хотели принять ни того, ни другого наставления (disciplina), вот и оправдалась премудрость у детей своих, т. е. домостроительство и наставление Божие [у принявших их]. Вот и Я, — Божия сила и Божия премудрость [[new:1kor:01:24|(см. 1 Кор. 1:24)]] — поступил как должно по одобрительному суждению сынов Своих — апостолов, которым Отец открыл то, что скрыл от премудрых и разумных, по их собственному о себе мнению [[new:in:17:07|(Ин. 17:7-8]]; [[new:mf:11:25|Мф. 11:25)]]. В некоторых Евангелиях читается: //Оправдались премудрость от дел своих// [[new:lk:07:35|(Лк. 7:35)]] - именно: премудрость ищет свидетельства себе не в словах, а в делах. //**Толкование на Евангелие от Матфея.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== Ст. 16-17 **Но кому уподоблю род сей? Он подобен детям, которые сидят на улице и, обращаясь к своим товарищам, говорят: мы играли вам на свирели, и вы не плясали; мы пели вам печальные песни, и вы не рыдали** Здесь намекается на своенравие иудеев: им, людям своенравным, не нравились ни строгость Иоанна, ни простота Христова, но они подобны были капризным детям, которым не легко угодить: хоть плачь, хоть играй на свирели, - им не нравится. //**Толкование на Евангелие от Матфея.**// ===== Евфимий Зигабен ===== **Кому же уподоблю род сей? Подобен есть детем седящым на торжищих, и возглашающым другом своим** **Кому же уподоблю род сей** У Луки ([[new:lk:07:31|7, 31]]) сказано: //кому уподоблю человеки рода сего//. "Уподоблю", т.е. сравню. Хочет обличить недовольство иудеев. **Подобен есть детем седящым на торжищих и возглашающым другом своим** Сравнил с детьми иудеев, по причине их неразумия. Торжище – это общественное место, куда стекались отовсюду толпы народа для торговли. Друзьями их, т.е. товарищами, назвал Себя и Иоанна Крестителя, к которым возглашали, т.е. говорили иудеи. //**Толкование Евангелия от Матфея.**// ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== Ст. 16-17 **Но кому уподоблю род сей? Он подобен детям, которые сидят на улице и, обращаясь к своим товарищам, говорят: мы играли вам на свирели, и вы не плясали; мы пели вам печальные песни, и вы не рыдали** В этих словах Господь от речи об Иоанне, Своем Предтече, и о высоком его служении ( о чем говорил выше), переходит к изображению того, как относится народ к Иоанну и к Нему Самому, – т. е. что народ (в большинстве случаев) не довольствовался ни служением Иоанна, ни делами Его Самого. Господь уподобляет Иудеев детям, которые жалуются на своих товарищей за то, что те не присоединяются к их играм, – ни веселым, ни печальным, – и укоряют их за это, – **детям, сидящим на торжищах**. **На торжищах**, т. е. на улице, месте общих детских игр. **Пискахом** (мы играли на свирели) **вам, и не плясасте** (и вы не плясали). Указывается на обычаи, когда по случаю праздников или каких особенных торжеств совершались у Евреев пляски под звуки свирели или других музыкальных инструментов [[new:lk:15:25|(Лк. 15, 25)]]. **Плакахом** (мы пели печальные песни) **вам, и не рыдасте** (и вы не рыдали). Известно, что похороны у Евреев сопровождались печальными причитаниями, и иногда под музыку [[new:mf:09:23|(9 гл. 23 ст.)]]. Здесь представляется, что дети в играх своих подражали взрослым. **//Толкование на Евангелие от Матфея.//** ===== Лопухин А.П. ===== **Но кому уподоблю род сей? Он подобен детям, которые сидят на улице и, обращаясь к своим товарищам** [[new:lk:07:31|(Лк. 7:31, 32)]]. Связь 16 стиха с предыдущим отыскивают в том, что после похвалы Иоанну, как долженствующему прийти и ожидаемому Илии, Спаситель противополагает таким идеальным воззрениям на Иоанна действительное поведение по отношению к нему его соотечественников, которые не хотели признавать ни Иоанна, ни Самого Спасителя. Люди этого “поколения” имеют уши слышать и не слышат. Они не понимают и не принимают того, что им говорится, они капризны, как дети, играющие на рынках, и полны предрассудков. По мнению некоторых толковников, под детьми нужно понимать все γενεά — поколение, весь тогдашний иудейский народ в его массе, который порицается за свое беспринципное, капризное поведение. //**Толковая Библия.**// ===== Троицкие листки ===== Ст. 16-19 **Но кому уподоблю род сей? Он подобен детям, которые сидят на улице и, обращаясь к своим товарищам, говорят: мы играли вам на свирели, и вы не плясали; мы пели вам печальные песни, и вы не рыдали. Ибо пришел Иоанн, ни ест, ни пьет; и говорят: в нем бес. Пришел Сын Человеческий, ест и пьет; и говорят: вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам. И оправдана премудрость чадами ее** Простой народ, который фарисеи называли невеждой в законе, и мытари, которых они презирали наравне с язычниками, прославили Бога за то, что Он послал великого пророка Иоанна, возвестившего пришествие Христа Спасителя, и засвидетельствовали свою веру в проповедь Предтечи крещением от него. Но книжники и фарисеи не уверовали в проповедь Иоанна, не крестились от него и тем отвергли волю Божию о своем спасении. В скорбном чувстве негодования на такое упорство Своих современников, Иудеев, Господь воскликнул: **Но кому уподоблю род сей?** Что это за странные люди! **Он подобен детям, которые сидят на улице и, обращаясь к своим товарищам, говорят: мы играли вам на свирели, и вы не плясали; мы пели вам печальные песни, и вы не рыдали.** Эти люди похожи на тех своенравных детей, которые вышли на улицу вместе с другими детьми, и которым никак не могут угодить их товарищи. Начинают ли для них веселую игру в свадьбу, или печальную, в похороны, они недовольны ни тем, ни другим. Так и этот народ не хотел слушать ни строгого подвижника пустыни Иоанна, ни кроткого и смиренного сердцем Сына Человеческого – Господа Иисуса. **Ибо пришел Иоанн, ни ест, ни пьет**, ни хлеба не ест, ни вина не пьет, как и подобало вести себя Назорею, строгому проповеднику покаяния, чтобы все видели в нем самом пример сетования и плача, но, вместо того, чтобы с благоговением внимать такому проповеднику, они укоряют его за строгость, **и говорят** о нем: **в нем бес**, он одержим духом нечистым, оттого он и ведет такой мрачный образ жизни. Но вот – **Пришел Сын Человеческий, ест и пьет**, Он вкушает обычную пищу и не уклоняется от вина; Он с любовью готов разделить умеренную трапезу с мытарями и грешниками, только бы их привлечь к Себе и спасти, но и Им недовольны, И о Нем **вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам**. Чего еще не сделано для спасения этих людей? //«Что еще надлежало бы сделать для виноградника Моего, чего Я не сделал ему?»// [[old:is:05:04|(Ис. 5:4)]]. «Я и Иоанн пришли противоположными путями и поступили подобно ловцам, которые, желая поймать неудоболовимого зверя, с двух противоположных сторон становятся друг против друга, каждый на своем пути, и гонят его от себя, дабы таким образом он непременно попал в руки того или другого. Так поступили и Мы с Иоанном: «мы играли вам на свирели» – Я вел жизнь нестрогую, «и вы не плясали», и вы не покорились Мне; «пели вам печальные песни» – Иоанн проводил жизнь строгую и суровую, «и вы не рыдали», и вы не внимали ему. У Нас обоих была одна цель – ваше спасение, хотя Мы и шли к этой цели противоположными путями. Но вам не нравилась ни Моя жизнь, ни жизнь Иоаннова. Не удивляйся, – продолжает святитель Златоуст, – что Господь употребляет простые и неблагородные сравнения», т.е. Себя и Предтечу Своего приравнивает к детям, играющим на свирели или плачущим в игре: «Он говорит так, приспособляясь к немощам слушателей». **И оправдана** Божественная **премудрость чадами ее**, – сказал Он в заключение: вы уже не можете теперь обвинять Меня, как и об Отце Моем говорит пророк Давид: //«так что Ты праведен в приговоре Твоем»// [[old:ps:050:06|(Пс. 50:6)]]. Бог, со Своей стороны, сделал все, чтобы, по выражению Златоуста, «людям безстыдным не оставить ни малейшего повода к безрассудным сомнениям», и чада Премудрости, т.е. те, которые всем сердцем искали пути ко спасению, на деле показали, что этот путь легко было найти; они уверовали во Христа, воплотившуюся Премудрость Божию, и тем самым показали, что и прочие Иудеи могли, но не захотели уверовать. //**Троицкие листки. №801-1050.**// [<10>]