[<10>] ====== Толкования на Мф. 11:29 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим** Не бойтесь, говорит Он, услышав об иге: оно благо. Не страшитесь, услышав о бремени: оно легко. Как же Он прежде сказал: //Тесны врата и узок путь// [[new:mf:07:14|(Мф. 7:14)]]? Когда будешь предаваться беспечности, когда будешь унывать. Если же исполнишь заповеданное, бремя будет легким; вот почему Он ныне таковым назвал его. И нам это можно исполнить? Если будешь смирен, кроток, скромен. Смирение есть мать всякого любомудрия. Вот почему, как при первоначальном изложении своих божественных законов начал Он со смирения, так и здесь то же делает, и притом обещает великое воздаяние. Не другим только полезен будешь, говорит Он, но прежде всех и себя успокоишь: **Найдете**, – говорит, – **покой душам вашим**. Прежде будущего воздаяния Он дарует тебе воздаяние еще здесь, и награду предлагает, а тем самым, равно как и тем, что представляет в пример Себя самого, делает слово Свое весьма удобоприемлемым. //**Беседы на Евангелие от Матфея.**// ===== Свт. Афанасий Великий ===== Ст. 29-30 **Возмите иго Мое на себе, и научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем: и обрящете покой душам вашим. Иго бо Мое благо, и бремя Мое легко есть** Воспользовавшись этим, Божественный Апостол назвал грех обременительным и удобь обстоятельным [[new:evr:12:01|(Евр. 12:1)]]. Ибо что тягостнее и вреднее греха? А равно и с противной стороны, что легче и полезнее добродетели? //Грех//, как сказано в Притчах, //многих уязвивши, низверже своею тяжестью// [[old:pr:07:26|(Притч. 7:26)]]. //Пленицами же своих грехов кийждо затязается// [[old:pr:05:22|(Притч. 5:22)]]. А добродетель держащихся ея оживляет и возносит на высоту, по слову Приточника: //древо живота есть держащимся ея// [[old:pr:03:18|(Притч. 3:18)]], и по слову Псалмопевца: //приемляй кроткие Господь// [[old:ps:146:06|(Пс. 146:6)]]. Посему-то грех символически представляется в виде //таланта оловяна вземлющегося// [[old:zah:05:07|(Зах. 5:7)]]; потому что держащихся греха погружает в ад. И у кого есть плотские бремена и плотские похоти, кого обдержит грех, тем не свободно возводить око к небу. Посему и иго Спасителево благо, и бремя легко. Но скажут: почему же легко, когда говорит: //аще не возненавидит кто отца и матерь// [[new:lk:14:26|(Лк. 14:26)]], и //иже не приимет креста своего, и в след Мене грядет, несть Мене достоин// [[new:mf:10:38|(Мф. 10:38)]], и //иже не отречется всего своего имения, не может быти Мой ученик// [[new:lk:14:33|(Лк. 14, 33)]], когда повелевает отдать и самую душу? — Да научит тебя Павел, который говорит: //еже бо ныне легкое печали по преумножению в преспеяние тяготу вечные славы соделовает// [[new:2kor:04:17|(2 Кор. 4:17)]]; и еще: //не достойны страсти нынешняго времене к хотящей славе явитися в нас// [[new:rim:08:18|(Рим. 8:18)]]. //**Из Бесед на Евангелие от Матфея.**// ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим** См. Толкование на [[new:mf:11:28#svt_kirill_aleksandrijskij|Мф. 11:28]] ===== Свт. Игнатий (Брянчанинов) ===== **возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим** См. Толкование на [[new:mf:11:28#svt_ignatij_brjanchaninov|Мф. 11:28]] ===== Свт. Иустин (Полянский) ===== **возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим** См. Толкование на [[new:mf:11:28#svt_iustin_poljanskij|Мф. 11:28]] ===== Свт. Филарет (Дроздов) ===== **возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим, ибо иго Мое благо** **Научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем: и обрящете покой душам вашим** Господь наш Иисус Христос призывает к Себе всех труждающихся и обремененных, и обещает им успокоение. **Обрящете покой душам вашим**. **Аз упокою вы**. Кто из нас не нуждается более или менее в покое души? Одни обременены усильным по необходимости трудом; другие стеснены скудостию; иные огорчены и затруднены встречаемым недоброжелательством и несправедливостию; иные страждут от болезней; иные утруждены внутренним противоборством греху и чувством своей виновности пред Богом; иные сами себя лишают душевного покоя, и потом тщетно ищут его, предаваясь гневу, зависти, ненависти, корыстолюбию, честолюбию, ненасытимой алчности чувственных удовольствий. К какому бы кто ни принадлежал роду лишенных покоя, всех призывает к Себе милосердый Господь; всем предлагает верное средство достигнуть покоя. Какое средство? – **Научитеся**, – говорит, – **от Мене**. Сделайтесь учениками Господа Иисуса; принимайте и исполняйте Его учение: **и обрящете покой душам вашим**. Господь присовокупляет, что Он **кроток... и смирен сердцем**, частию ободряя и поощряя нас, чтобы мы не усомнились приступить к столь высокому Учителю, частию указуя на смирение, как на один из важных предметов учения, которое от Него должно принять, для обретения покоя душам. Может быть, скажут: как можно нам прийти ко Христу, и научиться от Него? Это возможно было Апостолам, которые более трех лет были при Нем неотлучно, и слушали Его учение; отчасти это возможно было и народу иудейскому, который часто окружал и сопровождал Его, и оставался при Нем иногда до трех дней непрерывно. Можем ли мы подобным образом приближиться к Нему, и внимать Ему? – Решаюсь утверждать, что можем. Исследывайте вместе со мною сию возможность. Когда Христу Спасителю, по воскресении Его, надлежало оставить землю и вознестись на небо: тогда и человеческая предусмотрительность могла ожидать, кольми паче от всеведения Его не скрыто было, что разлучение с Ним Апостолов будет сопровождаться для них не только тяжкою скорбию, но и крайнею опасностию от врагов веры. Благости Его свойственно было предварительно утешить их, подкрепить, обнадежить. Как же Он сие исполнил? – Он сказал: //се Аз с вами есмь во вся дни до скончания века// [[new:mf:28:20|(Мф. 28:20)]]. Сие обещание не ограничивается одними Апостолами; оно простирается и до нас, и будущих после нас, потому что простирается //до скончания века//. Что, думаете, по сему обещанию даровал Господь ученикам Своим? Неужели одну мысль о Его присутствии? Было ли бы сие достаточно для утешения их, подкрепления, обнадежения? – Без сомнения, Он даровал им Свое присутствие в силе и действии; даровал возможность созерцать Его мысленно, сердечно, а при благопотребности и образно, принимать от Него сокровенные внутренние внушения, а при благопотребности и слышать глас Его, утешающий, укрепляющий, наставляющий, как сие особенно ясно открывается в житии Апостола Павла. В другом изречении Господь соединяет обещание присутствия Своего с условиями, при которых оно возможно. //Имеяй заповеди Моя, и соблюдаяй их, той есть любяй Мя, а любяй Мя возлюблен будет Отцем Моим; и Аз возлюблю его, и явлюся ему Сам; – и к нему приидем, и обитель у него сотворим// [[new:in:14:21|(Ин. 14:21-23)]]. Видишь, христианин, ученик Христов, что Господь хощет явиться тебе; что ты можешь иметь Его твоим гостем, даже сообитателем, если только ты будешь исполнять Его заповеди, если возлюбишь Его. Исполни предлагаемое тебе условие: и приимешь исполнение обещания Его. Когда ты имеешь гостя: ты можешь беседовать с ним, благорасположенно и благонамеренно вопрошать его, и получать желаемые ответы. Следственно, когда Господь желает быть твоим гостем: то готовит тебе и то, чтобы ты свободно вопрошал Его о пути и средствах твоего мира и спасения, и получал от Него наставление и руководство. С тех пор, как Он сказал: **приидите ко Мне**; – **научитеся от Мене**; – Он ожидает, чтобы ты пришел, и поучался от Него. На сие можете вновь возразить, что непосредственное приближение ко Христу и наставление от Него есть жребий учеников Его совершенных, душ облагодатствованных. Не спорю. Скажу, однако, что путь к совершенству и для нас не есть недоведом; по крайней мере, начало его не скрыто от нашей совести, вступление на него не заграждено ничем от нашего сердца и воли, кроме нашего невнимания к собственной душе. Сокровища благодати доступны всякому. //Просите, и дастся вам; ищите, и обрящете; толцыте, и отверзется вам// [[new:mf:07:07|(Мф. 7:7)]]. Повторяю: сокровища благодати доступны всякому. //Всяк бо просяй приемлет, и ищай обретает, и толкущему отверзется// [[new:mf:07:08|(Мф. 7:8)]]. В сем уверяет, сие обещает Сам //богатый в милости// [[new:ef:02:04|(Еф. 2:4)]], Владыка сокровищ благодати: Он, конечно, верен в Своем уверении; готов Свое обещание, данное «всякому», исполнить для каждого из нас, только для каждого //просящаго, ищущаго, толцающаго//. Что нужно тебе, для приближения ко Христу и действительного с Ним общения? – Нужна, по собственному Его изречению, **любовь** к Нему, которая заключается в **соблюдении заповедей** Его. А что нужно для соблюдения заповедей? – Нужна сила отвергнуть свою греховную волю, свои страсти, свои незаконные вожделения, – нужна сила творить благоугодное Богу. Итак //проси...// ее прилежною, неотступною молитвою: и, по обещанию Господню, //дастся// тебе. Тебе нужна истина, которая бы верно показала тебе //путь заповедей// [[old:ps:118:032|(Пс. 118:32)]], ведущий ко Христу, и охраняла тебя от распутий заблуждения, порока и самопрельщения. Итак //ищи...// ее в слове Божием, в учении и примерных для нас деяниях Святых: и, по обещанию Господню, //обрящешь//. Тебе нужно окамененного земными пристрастиями сердца сокрушение, умягчение, оживление, отверзение, дабы с тобою могло совершиться то, что радостно исповедал о себе Богу один из праведных: //путь заповедей Твоих текох, егда разширил еси сердце мое// [[old:ps:118:032|(Пс. 118:32)]]. Итак, с усилиием веры, благоговейными желаниями, смиренными воздыханиями //толцы...// в двери милосердия Господня; – смиренным в молитве самоуглублением, призывая имя Господа Иисуса, //толцы...// в дверь собственного твоего сердца: и, по обещанию Господню, должно уповать, что по мере твоего тщания о своем очищении, по мере веры и любви твоей, //отверзутся// тебе двери милосердия Господня, и Господь снидет; //отверзется// дверь сердца твоего, и Господь внидет. Тогда можешь не гадательно, а опытно уразуметь, что значит внутренно поучаться от Христа, как удобно и приятно //тещи ...путем заповедей// Его, когда Он //разширяет ...сердце// наше, и как верно чрез Него и в Нем //обретается покой душам//. Но слово изнемогает пред благодатным действом в душах истинно верующих и христолюбивых, которое, по Апостолу, есть //тайна сокровенная, ...явленная святым//, иже есть //Христос в вас, упование славы// [[new:kol:01:26|(Кол. 1:26-27)]]. Я желал только в труждающихся и обремененных грехами, //от нихже первый есмь аз// [[new:1tim:01:15|(1 Тим. 1:15)]], возбудить деятельное желание истинного покоя души, и хотя издали перстом указать на путь к оному. Господи Иисусе Христе, истинный живот и покой наш! При предстательстве обретшего в Тебе блаженный покой преподобного отца нашего Сергия, молим Тя, Сам невидимым влечением призови и привлецы нас к покою душ наших, обретаемому в вере и любви к Тебе, в умиротворенной благодатию Твоею совести, в уповании вечного блаженного покоя во царствии Твоем небесном, да славим Тя со Отцем и Святым Духом во веки. Аминь. //**347. Беседа в день обретения мощей преподобного Сергия и Тезоименитства Его Императорского Высочества Благоверного Государя и Великого Князя Сергия Александровича (Говорена в Троицкой лавре июля 5; напечатана в Твор. Св. От. 1858 г. и в собр. 1861 г.) 1858 год**// ===== Свт. Лука Крымский ===== **возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим** Помните всегда о Господе нашем Иисусе Христе, и тогда по слову Его святому **обрящете покой душам вашим**. //**Проповеди. Том III. Слово в неделю крестопоклонную.**// ===== Прп. Антоний Великий ===== **возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим** Когда вселится Дух Божий в человека, то облегчает ему все дела его; иго Божие становится легким для него, как написано в Евангелии: **возмите иго Мое на себе**: //иго бо Мое благо// (см. [[new:mf:11:30|Мф. 11:30]]). Тогда человек не чувствует ослабления ни в исполнении добродетелей, ни в служении Богу, ни в ночных бдениях; он не гневается, когда другие оскорбляют его, и не имеет никакого страха ни к человеку какому-нибудь, ни к зверю, ни к духам, потому что при нём днем и ночью находится радость Господня: она питает его и просвещает ум его. Сия радость возращает душу человеческую, усовершает ее и возносит на небо, подобно как тело человеческое всегда питается и укрепляется хлебом и водою или другою пищею. //**Письма к монахам.**// ===== Прп. Иоанн Лествичник ===== Солнцу предшествует утренний свет, а всякому смиренномудрию предтеча есть кротость; посему послушаем истинного Света, Христа, Который так располагает сии добродетели в их постепенности. «**Научитеся от Мене**, – говорит Он, – **яко кроток есмь и смирен сердцем**». Итак прежде солнца нам должно озариться светом, и потом мы уже яснее воззрим на самое солнце; ибо невозможно, невозможно, говорю, узреть солнце тому, кто прежде не просветится оным светом, как показывает самое свойство сих добродетелей. //**Слово 24. О кротости, простоте и незлобии, которые не от природы происходят, но приобретаются тщанием и трудами, и о лукавстве.**// ---- Смиренномудрие есть безымянная благодать души, имя которой тем только известно, кои познали ее собственным опытом; оно есть несказанное богатство; Божие именование; ибо Господь говорит: «**научитеся**» не от Ангела, не от человека, не от книги, но «**от Мене**», т. е. от Моего в вас вселения и осияния и действия, «**яко кроток есмь и смирен сердцем**» и помыслами, и образом мыслей, «**и обрящете покой душам вашим**» от браней, и облегчение от искусительных помыслов (Мф.11:29). //**Слово 25. Об искоренителе страстей, высочайшем смиренномудрии, бывающем в невидимом чувстве.**// ===== Прп. Исаак Сирин ===== **возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим** В смиренномудром никогда не бывает поспешности, торопливости, смущения, горячих и легких мыслей, но во всякое время пребывает он в покое. Если бы небо прильпнуло к земле, смиренномудрый не ужаснется. Не всякий безмолвник смиренномудр, но всякий смиренномудрый - безмолвник. Кто несмиренномудр, тот не сдерживает себя; но сдерживающих себя несмиренномудрых найдешь многих. Сие и значит, что сказано кротким и смиренным Господом: **научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем: и обрящете покой душам вашим**. Смиренномудрый во всякое время пребывает в покое, потому что нечему привести ум его в движение или в ужас. Как никто не может устрашить гору, так небоязнен и ум его. И, если можно так выразиться (а может быть, и не неуместно сказать это), смиренномудрый //несть от мира сего// [[new:in:08:23|(Ин. 8:23)]], потому что и в печалях не ужасается и не изменяется, и в веселии не приходит в удивление и не ширится. Но все веселие его и истинное радование о том, что угодно Владыке его. За смиренномудрием следует скромность и собранность в себя, то есть целомудрие чувств, соразмерность голоса, немногословие, небрежение о себе, бедная одежда, ненадменная походка, наклонение очей долу, превосходство в милосердии, скорое излияние слез, уединенная душа, сердце сокрушенное, неподвижность к раздражению, нерасточенные чувства, малость имущества, умаление во всякой потребности, перенесение всего, терпение, небоязненность, твердость сердца, происходящая от возненавидения временной жизни, терпение в искушениях, веские, а не легкие мысли, угашение помыслов, хранение тайн целомудрия, стыдливость, благоговение, а сверх всего этого непрестанное безмолвствование и всегдашнее обвинение себя в неведении. //**Слово 48.**// ===== Прп. Максим Исповедник ===== **возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим** Господь называет «**покоем**» здесь мощь божественного Царства, которая созидает в [душах людей] достойных самодержавное владычество, чуждое всякого рабства. //**Толкование на молитву Господню.**// ---- **Научитеся от Мене**, глаголет Господь, **яко кроток есмь и смирен сердцем**. Кротость предохраняет раздражительность от возмущения, а смирение освобождает ум от надмения и тщеславия. //**Главы о любви.**// ===== Прп. Нил Синайский ===== **возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим** Подражая своему Владыке, божественные Ангелы любят смиренномудрие. Посему, когда монах надмевается высотою жития своего, возлюбит гордыню и неразлучно пребывает в ней, Ангелы оставляют высокомерного и стоят от него вдали, не желая уже помогать ему, покрывать, охранять и защищать его, как прежде. Вселукавые же демоны немедленно приходят и, окружив лишившегося блаженного охранения, ввергают надменного в блуд, или воровство, или убийство, или прелюбодеяние, или иное запрещенное дело. Ибо из всех грехов больший грех есть гордость. За нее изобретатель всего худого, диавол, низвержен с неба на землю. А сказано сие мною потому, что спрашивал ты у меня: «Почему иные из избравших жизнь подвижническую в скором времени увлекаются в непозволительные поступки и страшные падения?» Хорошо возлюбить хорошее и постоянно держаться этого. Но всего лучше скромный образ мыслей о себе. И Христос, Господь, Бог и Владыка всяческих, живя по плоти с человеками, всем нам указал сие и заповедал ревновать о сем, говоря: **«научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем, и обрящете твердый покой душам вашим»** [[new:mf:11:29|(Мф. 11:29)]]. **//Письма на разные темы. Комиту Феодоту.//** ===== Прп. Серафим Саровский ===== **возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим** Одному иноку благословлено было от настоятеля начать пустынническую жизнь, и настоятель сам писал к отцу Серафиму, чтоб принял того инока и наказал его в духовной жизни так, как сам себя. Когда этот инок пришел с сим письмом к отцу Серафиму, он принял его весьма ласково и не так далеко от своей келии благословил построить ему другую. Когда же инок оный начал требовать у него наставления, то он ему от глубочайшего смирения сказал, что он-де и сам ничего не знает, и напомнил ему слова Спасителя: **Научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем: и обрящете покой душам вашим**; потом присовокупил: "По разуму святого Иоанна Лествичника, не от ангела или человека, но от Самого Господа мы должны научаться". //**Поучения.**// ===== Блж. Августин ===== **возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим** См. Толкование на [[new:mf:11:28#blzh_avgustin|Мф. 11:28]] ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим** См. Толкование на [[new:mf:11:28#blzh_ieronim_stridonskij|Мф. 11:28]] ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== Ст. 29-30 **возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покои душам вашим; ибо иго Мое благо и бремя Мое легко** Иго Христа − смирение и кротость. Поэтому кто смиряется пред всяким человеком, тот имеет покой, живя без смятения, тогда как любящий славу и горделивый постоянно находится в беспокойстве, не желая уступить кому-либо, но, рассчитывая, как бы сильнее прославиться, как бы победить врагов. Итак, иго Христа, разумею смирение, легко, потому что для нашей смиренной природы удобнее смиряться, чем гордиться. Но и все заповеди Христа называются игом, и они легки ввиду будущего воздаяния, хотя в настоящее время и кажутся тяжелыми. //**Толкование на Евангелие от Матфея.**// ===== Евфимий Зигабен ===== **возмите иго мое на себе и научитеся от мене, яко кроток есмь и смирен сердцем: и обрящете покой душам вашим** **возмите иго Мое на себе** Игом назвал – Свои евангельские заповеди, потому что они подобно игу (ярму) налагаются на подходящих к ним и связывают их как между собою, так и с возницею – Христом. **и научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем** Кротостью называет здесь смирение, потому что кротость есть часть смирения. Поэтому сказав: **яко кроток есмь**, пояснил то, что сказал. И обрати внимание на прибавление: не сказал только "смирен", но **смирен сердцем**, т.е. смирен душою, волею. Смирение, вынуждаемое обстоятельствами – бесполезно, как наружное и непроизвольное. Выставил им смирение, как корень всякой добродетели, а в примере поставил Самого Себя, чтобы речь легче была воспринята. **и обрящете покой душам вашим** Смиренномудрый все, что ни терпит, думает, что терпит не без причины и не смущается. Но некоторые здесь разумеют покой вечный. //**Толкование Евангелия от Матфея.**// ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== ** возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим** Под //игом// и //бременем// [[new:mf:11:30|(ст. 30)]] разумеется здесь иго учения и бремя заповедей Христовых: потому что религия Христова, как и всякая другая религия, обыкновенно налагает на человека известные обязанности, которые составляют для него как бы иго и бремя. **Возьмите иго Мое на себе**, это значит сделайтесь Моими учениками. Господь присовокупляет, что Он **кроток и смирен сердцем**, – частью для нашего ободрения и поощрения, чтобы мы не усомнились приступить к Нему, Учителю, частью указуя на смирение, как на один из важных предметов учения, которое должны принять от Него для обретения покоя душам. **//Толкование на Евангелие от Матфея.//** ===== Лопухин А.П. ===== **возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим** Христос имеет здесь, вероятно, в виду не только “бремена тяжелые и неудобоносимые”, какие возлагали на народ тогдашние фарисейские учители, но и вообще всякого рода учения и обязанности, налагаемые какими бы то ни было учителями, не только не имеющими с Ним связи, но и такими, которые выражают Ему мнимую преданность. Бремя Христа легко и иго Его благо; бремя, налагаемое всеми другими учителями, если сами они не бывают учениками и не возлагают на себя бремени Христа, всегда бывает тяжело. //**Толковая Библия.**// ===== Троицкие листки ===== **возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим** См. Толкование на [[new:mf:11:27#troickie_listki|Мф. 11:27]] [<10>]