[<10>] ====== Толкования на Мф. 12:1 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 1-2 **В то время проходил Иисус в субботу засеянными полями; ученики же Его взалкали и начали срывать колосья и есть. Фарисеи, увидев это, сказали Ему: вот, ученики Твои делают, чего не должно делать в субботу** А Лука говорит: //в субботу второпервую// [[new:lk:06:01|(Лк. VI, 1)]]. Что же значит //суббота второпервая//? То, когда случалось двойное празднование - и субботы Господней, и другого, последующего праздника; иудеи каждый праздник называют субботою. И почему Он, все предвидя, привел их туда, как не потому, что хотел разрешить субботу? Он того хотел, но не просто. Вот почему Он никогда не нарушает субботы без причины, а только представляет благовидные к тому случаи, чтобы и закону положить конец и иудеев не оскорбить. Бывают впрочем случаи, при которых Он нарушает субботу независимо от обстоятельств; так, когда помазывает брением очи слепому, и когда говорит: //Отец Мой доселе делает, и Аз делаю// [[new:in:05:17|(Ин. V, 17)]]. А поступает Он таким образом для того, чтобы в последнем случае прославить Отца Своего, а в первом - вразумить слабых иудеев. Так Он и здесь поступает, применяясь к потребностям природы. Явных грехов ни в каком случае нельзя защищать. Так, ни убийца не может представить в оправдание свое обладавшей им ярости, ни любодей - похоти или другой какой-либо причины. Здесь же, представляя в оправдание голод, Спаситель освободил учеников от всякого обвинения. Но ты лучше подивись ученикам, которые столько были воздержны, что вовсе не имели попечения о вещах телесных, но мимоходом приобщались телесной трапезы, и не смотря на то, что истаевали всегдашним голодом, не отступали от Христа. Если бы, ведь, не сильный голод вынуждал их, они бы так не поступили. Что же фарисеи? **Видевше**, сказано, **реша Ему: се ученицы Твои творят егоже не достоит творити в субботу** [[new:mf:12:02|(ст. 2)]]. Здесь они не очень жестоки. Хотя и можно им быть таковыми, но они не сильно раздражаются, а обвиняют просто. Когда же Господь велел протянуть сухую руку и исцелил ее, тогда они так рассвирепели, что приняли даже намерение погубить и умертвить Его. Там, где ничего не происходит великого и достославного, они молчат; но где видят спасение кого-нибудь, ожесточаются, возмущаются и приходят в крайнее неистовство. Так для них ненавистно спасение человеческое! //**Беседы на Евангелие от Матфея.**// ===== Свт. Иларий Пиктавийский ===== **В то время проходил Иисус в субботу засеянными полями; ученики же Его взалкали и начали срывать колосья и есть** Сначала следует отметить, что эта речь началась так: **В то время проходил Иисус засеянными полями**, то есть в то время, когда Он воссылал благодарение Богу Отцу за спасение народа, - чтобы один смысл был и в предыдущем, и в последующем. Поэтому давайте посмотрим остальное. Поле - это мир, суббота - отдых, посев - преуспеяние жатвы у тех, кто уверует. Следовательно, отправившись в поле в субботу, во время отдыха по закону, Господь пришел в этот мир, осматривая это засеянное поле, то есть посев рода человеческого. И так как голод - это страстное желание человеческого спасения, ученики спешат дергать и срывать колосья, а именно насыщаться спасением святых. Ибо человеку не подходит питаться колосьями и неполезно есть сорванные злаки, но этот образ показывает веру в будущее событие, и заключенная [в нем] сила слов раскрывает таинство и голода, и насыщения. //**Комментарий на Евангелие от Матфея.**// ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **В то время проходил Иисус в субботу засеянными полями; ученики же Его взалкали и начали срывать колосья и есть** Также и у другого евангелиста мы читаем, что они чувствовали как люди голод, потому что вследствие крайнего неудобства не имели времени вкусить пищи [[new:mk:02:23|(Мк. 2:23]]; [[new:lk:06:01|Лк. 6:1)]]. Что они собственными руками растирали хлебные колосья, чтобы утишить голод, это указывает на строгость их образа жизни; они ищут не искусственно приготовленного брашна, а только простых хлебных зерен. //**Толкование на Евангелие от Матфея.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **В то время проходил Иисус в субботу засеянными полями, ученики же Его взалкали и начали срывать колосья и есть** Желая пояснить постановления закона, Господь ведет учеников засеянным полем, чтобы они ядением нарушили закон о субботе. //**Толкование на Евангелие от Матфея.**// ===== Евфимий Зигабен ===== **В то время иде Иисус в субботы сквозе сеяния: ученицы же его взалкаша и начаша востерзати класы и ясти** **В то время иде Иисус в субботы сквозе сеяния** В субботы, т.е. в день субботний, в субботу; "сеяниями" называет поля, нивы. **ученицы же Его взалкаша и начаша востерзати класы и ясти** Марк ([[new:mk:02:23|2, 23]]) сказал: //и начаша ученицы Его путь творити, востерзающе класы//. Так как они проходили чрез средину засеянных полей, то прежде всего срывали колосья, чтобы можно было пройти вперед, а затем и ели сорванные колосья, //стирающе руками//, как сказал Лука ([[new:lk:06:01|6, 1]]), т.е. растирая. Они хотели есть, так как делали это, побуждаемые голодом. Мало заботясь о теле, они все время были заняты и слушали Спасителя, а потому и взалкали. //**Толкование Евангелия от Матфея.**// ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== **В то время проходил Иисус в субботу засеянными полями; ученики же Его взалкали и начали срывать колосья и есть** **В то время** (чит. в объясн. [[new:mf:03:01#prot_ioann_buxarev|1 ст. 3 гл.)]]. **Срывать колосья** – это обычай на востоке для утоления голода во время пути. Сорвав спелые колосья, растирают их руками и вытертые зерна едят. Моисей в своем законе дозволил срывать колосья на чужом поле для утоления голода [[old:vtor:23:25|(Втор. 23, 25)]]. **//Толкование на Евангелие от Матфея.//** ===== Лопухин А.П. ===== **В то время проходил Иисус в субботу засеянными полями; ученики же Его взалкали и начали срывать колосья и есть** [[new:mk:02:23|(Мк. 2:23;]] [[new:lk:06:01|Лк. 6:1)]]. По существу рассказ у трех евангелистов одинаков, но в выражениях заметна разница. Выражение “в то время” следует считать здесь столь же неопределенным, как и другие выражения подобного же рода, уже рассмотренные (“тогда”, “в те дни” и проч.). Они и здесь служат больше для связи речи, чем для обозначения времени, и нет никакой надобности предполагать, что [[new:mf:12:01|Мф. 12:1-8]] было как раз “во время” или непосредственно после речей Христа, изложенных в конце 11 главы. По мнению многих толкователей, события, о которых рассказывает здесь Матфей, совершились или незадолго до 2-й Пасхи служения Христа (2-й год служения Христа, по нашему счету 28-й), (неясно, откуда у толкователя такая точная информация о годах служения Христа; прим. ред.) или же вскоре после нее; если была жатва ячменя, то незадолго до Пасхи; если пшеницы, то вскоре после Пасхи. (Зрелые зерна ячменя, взятые без специального обмолота прямо из колоса, совершенно непригодны для пищи — из-за колючего остья; видимо было время сбора пшеницы. Прим. ред.) Значит, на этой Пасхе Спаситель не был в Иерусалиме. До смерти Спасителя оставался целый год. На основании показания Луки (ἐν σαββάτῳ δευτεροπρώτῳ) некоторые думают, что это было в первую субботу после Пасхи 28 года. Иисус Христос проходил с учениками по засеянным полям в субботу. Едва ли это путешествие по полям было совершено с намерением показать, что Спаситель нарушает (λύων) отеческие законы, и чтобы ученики ядением нарушили закон о субботе (Феофил.). Точно так же нет надобности предполагать, что с Иисусом Христом, кроме учеников, шло еще и множество народа. Срывание учениками колосьев произошло “в субботы” (τοῖς σάββασιν), — в греч. множ. число. Но, как показывает Цан, термин “Суббота” и “субботы” употреблялся безразлично, что видно из [[new:mf:12:01|Мф. 12:1-5,]] [[new:mf:12:10|10-12;]] [[new:mf:28:01|28:1;]] [[new:mk:01:21|Мк. 1:21;]] [[new:lk:13:10|Лк. 13:10;]] [[new:act:17:02|Деян. 17:2.]] //**Толковая Библия.**// ===== Троицкие листки ===== Ст. 1-8 **В то время проходил Иисус в субботу засеянными полями; ученики же Его взалкали и начали срывать колосья и есть. Фарисеи, увидев это, сказали Ему: вот, ученики Твои делают, чего не должно делать в субботу. Он же сказал им: разве вы не читали, что сделал Давид, когда взалкал сам и бывшие с ним? как он вошел в дом Божий и ел хлебы предложения, которых не должно было есть ни ему, ни бывшим с ним, а только одним священникам? Или не читали ли вы в законе, что в субботы священники в храме нарушают субботу, однако невиновны? Но говорю вам, что здесь Тот, Кто больше храма; если бы вы знали, что значит: милости хочу, а не жертвы, то не осудили бы невиновных, ибо Сын Человеческий есть господин и субботы** Фарисеи завистливыми очами следили за всеми действиями Господа Иисуса и учеников Его; везде и во всем искали они случая уловить Его. Особенно их соблазняло то, что Господь не хранил разных преданий относительно покоя субботнего. Чтобы иметь случай упрекнуть Его в этом, они намеренно преувеличивали и без того чрезмерную строгость этих преданий. А Господь пользовался каждым случаем, чтобы объяснить истинный смысл закона о праздновании субботы. **В то время** – повествует евангелист Матфей, – **проходил Иисус в субботу засеянными полями**, покрытыми колосившимся хлебом; **ученики же Его взалкали и начали срывать** созревшие **колосья**, растирая их руками, **и есть** зерна. «Подивись, – говорит святитель Златоуст, – ученикам, которые столь были воздержанны, что вовсе не имели попечения о вещах телесных, но теперь мимоходом приобщались телесной трапезы, и даже тогда, когда истаевали голодом, от Христа не отступали». Закон позволял, в случае нужды, не занося серпа на жатву ближнего, срывать руками колосья. **Фарисеи, увидев это**, со злорадством **сказали Ему: вот, ученики Твои делают, чего не должно делать в субботу**. Как это можно допускать? С тем же упреком, по рассказу евангелиста Луки, они обратились и к ученикам Господа. Закон Моисеев воспрещал в субботу занятия житейские, кроме самых необходимых, но книжники иудейские довели строгость субботнего покоя до того, что и добрые дела считали нарушением святости субботы. По их толкованию, срывание колосьев приравнивалось к жатве, растирание их руками – к молотьбе, а за такие работы в субботу назначалось побиение камнями. А эти дерзкие, по их мнению, Галилеяне со своим Учителем не могли потерпеть несколько часов простого голода, пока окончится покой субботы!.. «Если бы фарисеи, – продолжает Златоуст, – были добрых чувствований, то Господь указал бы им на голод, которым томились ученики Его; но так как они были нечестивы и безчеловечны, то Он напоминает им о примере Давида: **Он же сказал им: разве вы не читали, что сделал Давид, когда взалкал сам и бывшие с ним? как он вошел в дом Божий**, в скинию свидения, которая в то время находилась в городе Номве, **и ел хлебы предложения**, посвященные Господу, **которых не должно было есть ни ему** (которых по Закону не надлежало ему вкушать)**, ни бывшим с ним, а только одним священникам?** Правда, Давид не нарушил в этом случае субботы, но его проступок более важен, чем нарушение субботы. Суббота часто была нарушаема и всегда нарушается, например, в таких случаях, как обрезание младенца, но приобщение к священной трапезе, к которой никто не имеет право приобщаться кроме иереев, произошло только при Давиде, и однако же, хотя Давид и не был иереем, сам первосвященник предложил ему священные хлебы для подкрепления сил в скорбные дни его бегства от Саула. Если же Давид, этот великий царь и пророк, которого вы особенно чтите, так открыто нарушил букву Закона и, однако же, не был осужден, ибо сделал это из-за великой нужды, то зачем же порицать учеников Моих за их невинный поступок, вынуждаемый голодом? Посрамив этим примером высокомерие фарисеев, Господь объяснил и самый Закон о покое субботнем: **Или не читали ли вы**, – вы, конечно, читали, но не хотели уразуметь, как должно, написанное **в законе, что в субботы священники в** самом **храме**, если судить по-вашему о покое субботнем, **нарушают субботу** и, несмотря на это, не только не подвергаются казни, но **однако невиновны?** Они в субботы закалают жертвенных животных, снимают с них кожу, разрезают на части, сожигают на огне – вот сколько дел, которые, по вашему суждению, надо бы признать вовсе несогласными с Законом о покое субботнем, – притом все это совершается не где-либо, а в самом храме Божием, не простыми людьми, а священниками, и однако же никто не ставит им этого в вину, напротив: всякий знает, что они исполняют повеления Божии. Значит, нельзя так узко, так строго буквально понимать Закон о покое субботнем, как понимаете его вы. Если в поступке Давида можно еще видеть невольное нарушение буквы Закона, которое потому и заслуживает снисхождения и прощения, что было невольным, то здесь, в действии священников, уже не только нет никакого греха, а напротив, видно исполнение прямой воли Божией. Если же неповинны священники, то не паче ли Мои ученики? Вы скажете, что они не священники? Но они – и больше священников, ибо здесь находится Сам Господь храма, сама Истина, а не тень ее: **Но говорю вам, что здесь Тот, Кто больше храма.** Если слуги храма, нарушая субботу, бывают неповинны, то тем более неповинны слуги Господа храма. В том-то и несчастье ваше, что вы остановили свое внимание на букве Закона, а его внутренний смысл, самый дух его, для вас остался сокрытым, вы не позаботились понять его и усвоить, вы пренебрегли им, отчего и происходит ваше безсердечие и та жестокость души, с какой вы относитесь к ближним. **Если бы вы знали, что значит** сказанное у пророка Осии: **милости хочу, а не жертвы, то** пожалели бы алчущих и **не осудили бы невиновных** учеников Моих. Милостивое сердце знает немощи человеческие и никогда не позволит себе осуждать ближнего. Вы тогда поняли бы, что и сама суббота установлена для пользы человека, //«а не человек для субботы»// [[new:mk:02:27|(Мк. 2:27)]], – она дана человеку для того, чтобы отвлечь его мысли и сердце от праха земного и обратить их к Богу, а не для того, чтобы связывать Законом руки человека, стремящегося ко всему доброму. А Тот, Кто более Церкви, Кто пришел заменить ветхозаветную тень самой истиной, как Творец Закона, имеет, конечно, право не обязывать Своих учеников к соблюдению буквы Закона, тем более преданий человеческих: **ибо Сын Человеческий есть господин и субботы**. Он имеет власть истолковывать закон о субботе (ибо кто может лучше истолковать Закон, как не Сам Законодатель?) и обновить его». «Слыша это, – говорит святитель Филарет Московский, – не подумайте, чтобы Господь, создавший субботу, Сам разрушил ее и позволил попирать ее. Он сказал, что не пришел //«нарушить закон... но исполнить»// [[new:mf:05:17|(Мф. 5:17)]]. Но, как Господь субботы, Он особенно явил Свою власть в том, что, сохранив сущность первоначального Закона – посвящать Богу седьмой день, освятил для этого новый день Своим славным Воскресением. Древний день субботний, отмечавшийся в память сотворения мира, не вполне стал радостен с того времени, как сотворенное было повреждено грехом, и по справедливости уступил свою славу новому дню воскресному, в память нового творения, которым мы //«созданы во Христе Иисусе на добрые дела... возрождены»// (Богом и Отцом Господа нашего Иисуса Христа) //«воскресением Иисуса Христа из мертвых к упованию живому»// [[new:ef:02:10|(Еф. 2:10;]] [[new:1pet:01:03|1 Пет. 1:3)]]. Видите, как Господь субботы не разорил ее, но еще более возвысил. И если свят был древний день Господень, день субботы, в память первого творения временного, то не паче ли должен быть свят и благоговейно чтим новый день Господень, день воскресный, день радости нового творения, пребывающего во веки?» «Великую пользу, – говорит святитель Златоуст, – приносила суббота: она делала людей кроткими и человеколюбивыми, приводила их к познанию Промысла Божия, научала их, как говорит пророк Иезекииль, мало-помалу удаляться от зла, но теперь настало для людей другое время», когда нет нужды с такой строгостью блюсти букву закона о субботе. Иудеев Господь удерживал в субботу от прочих дел, чтобы занимались чтением Закона, а христианам, заповедав в день воскресный ходить в храмы Божии на молитву и заниматься чтением Божественных Писаний, не возбранил и прочих дел. Ибо «неприлично сидеть сложа руки тем, которые не простирают их и на малое зло, неприлично совершенным жить одинаково с несовершенными»... //**Троицкие листки. №801-1050.**// [<10>]