[<10>] ====== Толкования на Мф. 12:2 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Фарисеи, увидев это, сказали Ему: вот, ученики Твои делают, чего не должно делать в субботу** См. Толкование на [[new:mf:12:01#svt_ioann_zlatoust|Мф. 12:1]] ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **Фарисеи, увидев это, сказали Ему: вот, ученики Твои делают, чего не должно делать в субботу** Там, где не происходит ничего великого и благородного, они спокойны, там же, где они видят, что некоторые спасаются, они оказываются несноснее всех: так они враждебны человеческому спасению и несведущи в священных писаниях. Ибо если предвозвещенный Иеремией Новый Завет является иным по отношению к первому, то непременно следует пользоваться не старыми, а новыми законами. Но фарисеи, не захотев уразуметь этого, подстерегают святых апостолов и говорят о них Христу: «Вот, мы видим, что детоводительствуемые Тобой поступают против заповедей закона, ибо, хотя закон повелевает в субботу сохранять покой и не притрагиваться совершенно ни к какой работе, ученики перетирают руками колосья». Но скажи мне, о фарисей, ты сам, приготовив себе субботнюю трапезу, не преломляешь ли хлеб? Что же обвиняешь других? //**Комментарии на Евангелие от Матфея.**// ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **Фарисеи, увидев это, сказали Ему: вот, ученики Твои делают, чего не должно делать в субботу** Заметь, что апостолы Спасителя первые разрушают букву закона вопреки мнению евионитов, которые отвергают Павла как преступника закона, хотя остальных апостолов принимают. //**Толкование на Евангелие от Матфея.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== Ст. 2-4 **Фарисеи, увидевши это, сказали ему: вот ученики Твои делают, чего не должно делать в субботу. Он же сказал им: разве вы не читали, что сделал Давид, когда взалкал сам и бывшие с ним? Как он вошел в дом Божий и ел хлебы предложения, которых не должно было есть ни ему, ни бывшим с ним, а только одним священникам** Фарисеи снова ставят в вину естественное чувство голода, сами в худшем греша, Господь же стыдит их историей о Давиде. Ибо он, - говорит Господь, - по причине голода пошел на нечто большее. Под хлебами предложения разумеются те хлебы, которые полагались каждый день, ибо на трапезе полагалось двенадцать хлебов: шесть на правой стороне и шесть на левой. Хотя Давид был и пророк, однако он не должен был есть их (это могли сделать только священники), а тем более находящиеся с ними. Однако по причине голода он достоин прощения. Таким же образом и ученики. //**Толкование на Евангелие от Матфея.**// ===== Евфимий Зигабен ===== **Фарисее же видевше реша Ему: се, ученицы Твои творят, егоже не достоит творити в субботу** Лука ([[new:lk:06:02|6:2]]) говорит, что они сказали так ученикам: //что творите, егоже не достоит творити в субботы?// И Христу, и ученикам говорили одно и то же эти мелочные и докучливые люди. О Христе сказал Матфей, а об учениках – Лука; и часто подобное ты найдешь. Осуждали учеников за то, что они срывали, так как это была работа, а не за то, что они ели. //**Толкование Евангелия от Матфея.**// ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== Ст. 2-3 **Фарисеи, увидев это, сказали Ему: вот, ученики Твои делают, чего не должно делать в субботу. Он же сказал им: разве вы не читали, что сделал Давид, когда взалкал сам и бывшие с ним** Четвертая заповедь закона Божия и Моисей запретили заниматься в субботу житейскими делами [[old:ish:20:10|(Исх. 20, 10)]], конечно, кроме самых необходимых. Предания же старцев так усилили строгость субботнего покоя, что даже дела добрые, например, лечение больного, запрещалось делать в субботу. Посему срывание колосьев учениками Иисуса Христа для удовлетворения голода фарисеи почли за нарушение закона о субботе, обратили внимание Его на это дело и упрекнули Его в том, что Он дозволяет ученикам Своим явно и к соблазну других нарушать субботу. Что же Господь отвечает фарисеям, чтобы защитить Себя и Своих учеников от их нарекания? Он, во-первых, указывает им на пример царя Давида и самих священников [[new:mf:12:03|(3-6 ст.)]] и, во-вторых, на непонимание или неправильное понимание ими предписаний закона [[new:mf:12:07|(7]][[new:mf:12:08|-8)]]. **//Толкование на Евангелие от Матфея.//** ===== Лопухин А.П. ===== **Фарисеи, увидев это, сказали Ему: вот, ученики Твои делают, чего не должно делать в субботу** [[new:mk:02:24|(Мк. 2:24;]] [[new:lk:06:02|Лк. 6:2)]]. Срывание колосьев не только не запрещалось в законе, как воровство или похищение чужой собственности, но прямо дозволялось [[old:vtor:23:25|(Втор. 23:25)]]. Фарисеи, таким образом, обвиняли учеников не за то, что они срывали колосья и ели, а за то, что это происходило в субботу. В Талмуде это ясно запрещено. Срывание и растирание колосьев для отделения зерен от шелухи приравнивалось к молотьбе зерен, которая была одною из 39 рядовых работ, запрещенных в субботу (перечислены у Переферк. Талмуд, т. II, трактата Шаббат, VII, 2, с. 44). Фарисеи, очевидно, наблюдали за Спасителем, хотя по тону евангельского рассказа и можно судить, что настоящая встреча отличалась несколько случайным характером. Предположение, что срывание колосьев было запрещено до тех пор, пока не представлялся в храм первый сноп жатвы, ни на чем не основано. Ученики Христа, как видно из Его дальнейших слов, были голодны и потому начали срывать колосья. Слово “делают” не относится к “есть” (ст. 1), а к срыванию колосьев. //**Толковая Библия.**// ===== Троицкие листки ===== **Фарисеи, увидев это, сказали Ему: вот, ученики Твои делают, чего не должно делать в субботу** См. Толкование на [[new:mf:12:01#troickie_listki|Мф. 12:1]] [<10>]