[<10>] ====== Толкования на Мф. 12:8 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **ибо Сын Человеческий есть господин и субботы** Далее указывает и другую причину: **Господь бо есть и субботы Сын человеческий**, - говоря это о Себе Самом. Марк же говорит, что Он сказал это, применяясь и вообще к природе человеческой. Он говорил: //суббота человека ради бысть, а не человек субботы ради// [[new:mk:02:27|(Мк. II, 27)]]. Но почему же наказан был собиравший дрова в субботу ([[old:chis:15:33|Числ. XV, 33]] дал.)? Потому что законы, пренебреженные в самом начале, едва ли бы впоследствии времени были соблюдаемы. Многую и великую пользу вначале приносила суббота; например, делала людей кроткими, человеколюбивыми к ближним; приводила их к познанию Промысла и управления Божия и, мало-помалу, как говорит Иезекииль, научала их удаляться от зла и располагала к предметам духовным [[old:iez:20:start|(Иез. XX)]]. Если бы положивший закон о субботе сказал им: делайте доброе в субботу, а злого не делайте, они не удержались бы и от зла. Поэтому и предписан общий закон: не делайте ничего. Впрочем, они не удержались, не смотря и на это. Таким образом сам Законодатель, предписывая закон о субботе, прикровенным образом указывал на то, чтобы они сообразно с Его волею удалялись (в этот день) от худых только дел. //Не делайте//, сказано, //ничего, разве елика сотворятся души// [[old:ish:12:16|(Исх. XII, 16)]]. Между тем во святилище было совершаемо все, и даже с большим тщанием и с двойным старанием. Так Господь открывал им истину и самою сению. Итак, столь великое благо, скажешь, Христос разрушил? Никак; но еще более умножил. Настало для них время научиться всему посредством возвышеннейших предметов, и уже не было нужды связывать руки того, кто, освободившись от злобы, стремится ко всему доброму; уже не было нужды научаться из закона, что Бог сотворил все; уже не было нужды быть кроткими по силе закона тем, которые призываются к подражанию благости Божией. //Будите//, говорит Он, //милосерди, якоже и Отец ваш небесный// [[new:lk:06:36|(Лк. VI, 36)]]. Уже не было надобности один день праздновать тем, которым всю жизнь повелено праздновать. //Празднуем//, сказано, //не в квасе ветсе, ни в квасе злобы и лукавства, но в безквасиих чистоты и истины// [[new:1kor:05:08|(1 Кор. V, 8)]]. Уже нет нужды стоять у ковчега и золотого жертвенника тем, которые имеют в себе самого Владыку всяческих и вступают в общение с Ним всеми способами - и молитвою, и приношениями, и писаниями, и милостынею, и ношением Его внутри себя. //**Беседы на Евангелие от Матфея.**// ===== Прав. Иоанн Кронштадтский ===== **господь бо есть и субботы Сын Человеческий** Как же не Господь, когда Ты Сам установил ее! //**Дневник. Том I. 1856.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **ибо Сын Человеческий есть господин и субботы** См. Толкование на [[new:mf:12:07#blzh_feofilakt_bolgarskij|Мф. 12:7]] ===== Евфимий Зигабен ===== **господь бо есть и субботы Сын Человеческий** Опять открывает Свое Божество. Иногда Он прикрывает его по причине тупого зрения людей, постоянно всем недовольных, а иногда яснее открывает по причине острого зрения более благопристойных. Говорит: Вочеловечившийся **есть Господин и субботы**, как Творец и Законодатель ее. Если Я, Господин, присутствую здесь и сношу это, то напрасно вы осуждаете Моих (учеников). В Евангелии от Марка ([[new:mk:02:27|2, 27]]) можно найти и другую защиту со стороны Христа: //суббота человека ради бысть, а не человек субботы ради//, т.е. субботний покой узаконен для пользы человека, но не наоборот; или: и сама суббота, и все предшествующие ей дни сотворены для пользы человека. Не должно удивляться, если один евангелист что-либо присоединяет, а другой пропускает. Не одновременно с тем, как Христос говорил, они писали Евангелия, чтобы могли помнить все слова Его, – но спустя много лет. Естественно поэтому, что они, как люди, забыли кое-что. Это объяснение имей в виду при подобного рода прибавлениях и пропусках. Часто некоторые из них пропускали что-либо ради краткости, а иногда как не существенное. //**Толкование Евангелия от Матфея.**// ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== **ибо Сын Человеческий есть господин и субботы** См. Толкование на [[new:mf:12:07#prot_ioann_buxarev|Мф. 12:7]] ===== Лопухин А.П. ===== **ибо Сын Человеческий есть господин и субботы** [[new:mk:02:28|(Мк. 2:28;]] [[new:lk:06:05|Лк. 6:5)]]. Этот стих у Марка [[new:mk:02:27|(2:27)]] предваряется добавлением, что (букв. перев.) суббота была (произошла, установлена) для человека, а не человек для субботы. Слово “Сын человеческий” объяснено выше (см. прим. к [[new:mf:08:20#lopuxin_ap|8:20]]). Спаситель всегда в Евангелиях называл так только Самого Себя, поэтому неправильно мнение, что 8 стих не имеет связи с предыдущими; эта связь ясна. Если тут и может быть вопрос, то только о том, почему Спаситель назвал Себя “Сыном человеческим” перед Своими врагами, т.е. употребил выражение, которого они могли не понимать. На это можно ответить прежде всего, что так Он говорил не один раз (см., например, [[new:mf:26:64|Мф. 26:64;]] [[new:mk:14:62|Мк. 14:62]]; [[new:lk:22:69|Лк. 22:69]]). Выражение для врагов Христа всегда имело непонятный смысл, потому что они не хотели понимать слов Иисуса Христа в смысле Мессии. В действительности Христос указал здесь на Свое мессианское достоинство, и потому смысл 8 стиха понятен для нас и, конечно, был понятен апостолам, евангелистам и тогдашним верующим во Христа. Но фарисеи, которым говорил теперь Христос, могли просто связывать выражение “Сын человеческий” с τὸν ἄνθρωπον и ὁ ἄνθρωπος [[new:mk:02:28|(Мк. 2:28)]], о чем ясно говорится у Марка. Однако и враги Христа могли вывести из Его слов, что авторитет Мессии выше законных установлений о субботе. Пояснение и распространение этого учения Спасителя встречается в [[new:rim:14:05|Рим. 14:5-6,]] [[new:rim:04:17|17]] и [[new:kol:02:16|Кол. 2:16-17]]. Таким образом, смысл разбираемого стиха таков. Сын человеческий может распоряжаться субботой, т.е. субботней деятельностью, может заповедовать ее или прекращать, подобно тому, как хозяин позволяет своим работникам отдыхать или заставляет их работать. Как ни просто все это, обыкновенный человек до Христа не мог додуматься естественным путем до истин, выраженных здесь Христом. Даже и в настоящее время эти истины не всегда бывали понятны и не всегда применяются к делу. //**Толковая Библия.**// ===== Троицкие листки ===== **ибо Сын Человеческий есть господин и субботы** См. Толкование на [[new:mf:12:01#troickie_listki|Мф. 12:1]] [<10>]