[<10>] ====== Толкования на Мф. 12:25 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 25-26 **Но Иисус, зная помышления их, сказал им: всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет; и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит. И если сатана сатану изгоняет, то он разделился сам с собою: как же устоит царство его** Фарисеи и прежде обвиняли Иисуса в том, что Он изгоняет бесов силою Веельзевула. Но Он тогда не обличал их, чтобы дать им время еще из больших чудес познать Его силу, и из учения Его величие. Но так как они не переставали говорить о Нем то же, то Он, наконец, обличает их. И во-первых, доказывает Свою божественность тем, что открывает их тайные помышления; а во-вторых, тем, что легко изгоняет бесов. И как ни бесстыдно было их обвинение (а зависть, как я сказал, не заботится о том, что сказать, только бы сказать что-нибудь), Христос все же не пренебрегает им, но защищается с свойственною Ему кротостью, научая нас поступать кротко с врагами; и хотя бы они обвиняли нас в том, в чем мы по собственному сознанию невиновны, хотя бы их обвинения не имели никакого основания, - не смущаться и не терять спокойствия духа, но со всяким долготерпением защищать себя пред ними. Так поступил Спаситель и с фарисеями, яснейшим образом показывая, что они говорят ложь. Имеющему беса несвойственно было показывать столь великую кротость и знать тайные помышления. Фарисеи частью потому, что их мнение было слишком бесстыдно, а частью по опасению народа, не смели обнаружить своих обвинений, держали их в уме. Но Спаситель, желая показать им, что Он знает и самые мысли их, не упоминает о том, в чем они обвиняли Его, и не обнаруживает их злобы, но опровергает их возражения, предоставляя собственной их совести уличить их во лжи. У Него было только одно попечение - доставлять пользу согрешающим, а не обнаруживать их согрешений. Если бы Он захотел продолжать Свою защиту и посрамить фарисеев, и потом подвергнуть их жесточайшему наказанию, Он весьма легко мог бы сделать это. Но Спаситель, оставив все это, старался только о том, чтобы истребить в них любовь к прениям, научить кротости, и чрез то сделать способнее к исправлению. Как же Он защищается пред ними? Он не приводит им слов Писаний (потому что они не внимали Писанию и извратили бы его смысл), но употребляет общие доказательства. **Всякое царство**, говорит Он, **раздельшееся на ся, запустеет; и всяк град или дом, если разделится, скоро разрушится.** Поистине, не столько гибельны внешние войны, сколько внутренние; то же бывает в обществах, то же и во всех делах. Но Спаситель берет пример с того, что известнее. Что на земле сильнее царства? Нет ничего; но и оно погибает от возмущений. Если же кто признает, что и царство, разделившись, при всем своем величии, сокрушается, то что скажет он о городе и доме? Будет ли что мало или велико, если оно восстает само против себя, то погибает. Итак, если Я, имея в себе беса, посредством его изгоняю других бесов, то значит между бесами несогласие и распря, и они восстают один на другого; если же они восстают друг на друга, то их сила погибла и рушилась. **Аще бо**, говорит Спаситель, **сатана сатану изгонит** (Он не сказал - бесов, показывая, что между ними находится великое согласие), **на ся разделился есть.** Если же он разделился, то лишился силы и погиб; а если погиб, то как может изгнать другого? Видишь ли, как смешно их обвинение, как оно безрассудно, какое в нем противоречие! Один и тот же человек не может сказать, что он и силен, и изгоняет бесов, и притом силен от того, от чего бы ему должно было потерять силу. Вот первое опровержение. Второе, следующее за ним, касалось учеников. Спаситель, опровергая противящихся Ему фарисеев, всегда приводит не одно, но два и три доказательства, желая совершенно обуздать их бесстыдство. Так поступил Он и в споре о субботе, указывая на Давида, на священников, и на свидетельство Писания: //милости хощу, а не жертвы// [[old:os:06:06|(Ос. VI, 6)]], и на причину установления субботы: //ради человека//, говорит Он, //суббота// [[new:mk:02:27|(Мк. II, 27)]]. Так поступает и здесь. //**Беседы на Евангелие от Матфея.**// ===== Свт. Иларий Пиктавийский ===== **Но Иисус, зная помышления их, сказал им: всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет; и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит** Закон - от Бога, и обещание царства Израиля - от закона, и рождение Христа и Его пришествие - от закона. Если царство закона разделится в себе, то непременно опустеет. И всякая власть разрушается разделением, и сила царства, разделенная в себе, утрачивается, и так Израиль потерял царство по закону, поскольку народ закона сопротивлялся исполнению закона во Христе. Но и **город** и **дом, разделившийся сам в себе, не устоит**. Дом и город понимаются так же, как и царство. Но под городом здесь подразумевается Иерусалим, прославленный владычеством язычников. Теперь, после того как он вознегодовал яростью народа на своего Господа и изгнал Его апостолов с народом верующих, он более не устоит из-за разделения уходящих, и таким образом предвещается падение этого города, которое и последовало вскоре из-за этого разделения. //**Комментарий на Евангелие от Матфея.**// ===== Свт. Хроматий Аквилейский ===== **Но Иисус, зная помышления их, сказал им: всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет; и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит** Господь указывает, что царство, город или дом, разделившиеся сами в себе, не могут устоять. Под этим можно понимать царство, которым владел иудейский народ под властью Иеровоама, раба Соломона, которое до разделения опустело; и то, что иудеи вовсе лишатся города Иерусалима, которому была враждебна Самария, и потеряют дом храма, напротив которого были золотые тельцы, и дома идолов. Поэтому Он показывает им, что следует стремиться скорее к тому царству, которое не может разделиться, то есть небесному и вечному, к духовному граду Иерусалиму, который остается всегда твердым и незыблемым, и к истинному дому Бога, который никакая враждебная сила не могла и никогда не сможет одолеть, потому что этот дом достаточно безопасен, ибо защищается Сыном Божиим. //**Трактат на Евангелие от Матфея.**// ===== Прпп. Варсонофий и Иоанн ===== **Но Иисус, зная помышления их, сказал им: всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет; и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит** //Вопрос//. Ты сказал, Отец мой, что когда город разделится в мнениях, то и недостойные бывают соучастниками блага, даруемого им ради достойных. Как же сбудется сказанное в Писании: **всяко царство, раздельшееся на ся, не станет**; ибо вот город разделяется, а ради добрых (граждан) весь устоит? //Ответ//. Разделяться говорится относительно того, когда обе части уклоняются в злое, и тогда сбывает это: **не станет**. Явно, что стоять во благом не производит разделения, ибо учение Апостольское одно. И Апостол сказал: //аще ли неверный отлучается, да разлучится// [[new:1kor:07:15|(1 Кор. 7:15)]]. Что же, скажем ли, что от сего разделилась Церковь, и не станет? Да не будет! Ибо Господь сказал: //врата адова не одолеют ю// [[new:mf:16:18|(Мф. 16:18)]]. Но не устоявший в части благого, сей отделился от нее, устоявший же не отделился. //**Руководство к духовной жизни в ответах на вопросы учеников.**// ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **Но Иисус, зная помышления их, сказал им: всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет; и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит** Толпы народа приходили в изумление и исповедали, что совершавший такие знамения есть Сын Давидов; а фарисеи приписывали дела Божий вождю бесов. Господь и отвечает им не на слова их, а на помыслы, чтобы хоть таким образом они были побуждены к вере в Того, Который созерцал тайники сердца. //**Толкование на Евангелие от Матфея.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== Ст. 25-26 **Но Иисус, зная помышления их, сказал им: всякое царство разделившееся само в себе, опустеет, и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит. И если сатана сатану изгоняет, то он разделился сам с собою: как же устоит царство его ** Обнаруживая пред ними их мысли, Господь показывает, что Он - Бог. Он защищается против них ссылкой на обыкновенные примеры и показывает их безумие. Ибо как демоны могут изгонять самих себя, когда они более всего стараются сплотиться? Сатаной называется противник. //**Толкование на Евангелие от Матфея.**// ===== Евфимий Зигабен ===== **Ведый же Иисус мысли их, рече им: всякое царство раздельшееся на ся запустеет, и всяк град или дом разделивыйся на ся не станет** **Ведый же Иисус мысли их, рече им** Они говорили это в себе самих, боясь народа, но Он объявил тайну их сердца, показывая этим, что Он – Бог. Смотри, что, прежде обвиненный в том же, Он не порицал их, предоставляя им возможность узнать Его могущество как из множества чудес, так и из учения; но так как они говорили опять то же и оставались без всякого исправления, то Он порицает их и изобличает неразумие их. Делает же это с кротостью, научая и нас – обличать согрешающих кротко. Самое обличение делает на основании обычных явлений, для чего берет три всем известных и несомненных примера – силы крепкой, посредственной и слабой, утверждая, что все, будет ли оно великим, посредственным или малым, если восстанет против самого себя, погибнет. **всякое царство раздельшееся на ся запустеет** так как разделившиеся восстанут друг на друга. **и всяк град или дом разделивыйся на ся не станет** – не устоит по указанной причине. //**Толкование Евангелия от Матфея.**// ===== Анонимный комментарий ===== **Но Иисус, зная помышления их, сказал им: всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет; и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит** **Но Иисус, зная помышления их, сказал им**. И действительно, как ясно показывает эта беседа, фарисеи не просто сказали так, но и подумали. Но раз их зло было скрыто, чем же они могли навредить славе Христовой? Ничем. Ведь кто замышляет дурное, губит себя, а не вредит другому. Но посмотри на Христово милосердие. Если бы фарисеи сказали это и Он возразил бы им, мы, наверное, сказали бы, что Он расстроил их злые [замыслы] тем, что ответил на их слова. Ныне же очевидно, что Он отвечает не для того, чтобы расстроить их злые [замыслы], но чтобы вылечить их израненное сознание - чтобы они, увидев собственные помышления в Его словах, поняли тогда, что Кто ведает их сердца, Тот не может быть просто человеком. ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== Ст. 25-26 **Но Иисус, зная помышления их, сказал им: всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет; и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит. И если сатана сатану изгоняет, то он разделился сам с собою: как же устоит царство его** **Иисус, ведый же мысли их**, т. е. Он, как всеведущий, узнав мысли фарисеев, – именно то, что они объясняют чудеса Его силою злого духа, опровергает их тремя объяснениями. Первое опровержение: **всякое царство, раздельшееся на ся** (разделившееся само в себе) и проч. То есть Господь указывает на неразумность фарисейского объяснения чудес Его силою бесов сравнением царства бесовского с обыкновенным царством человеческим, с городом и семейством. Если царства, города и семейства разделяются на части, враждебные одна другой, то, конечно, они падают, пустеют. Так, равным образом, если сатана, т. е. князь бесовский, посылает бесов в людей – мучить их – и в то же время помогает Иисусу Христу выгонять их из людей, чтобы не мучили; то значит, что он разделился сам с собою. А если так, то могли ли бы устоять его царство? А оно стоит, следовательно, фарисейское объяснение неправильно. **//Толкование на Евангелие от Матфея.//** ===== Лопухин А.П. ===== **Но Иисус, зная помышления их, сказал им: всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет; и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит** [[new:mk:03:23|(Мк. 3:23-25;]] [[new:lk:11:17|Лк. 11:17)]]. Подробная речь о том же у Марка; но у Луки еще короче, чем у Матфея, с незначительной разницей в выражениях. Иоанн Златоуст объясняет эту речь Христа так: “Если Я, имея в Себе беса, посредством его изгоняю других бесов, то значит, между бесами несогласие и распря, и они восстают один на другого; если же восстают друг на друга, то их сила погибла и рушилась”. //**Толковая Библия.**// ===== Троицкие листки ===== **Но Иисус, зная помышления их, сказал им: всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет; и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит** См. Толкование на [[new:mf:12:15#troickie_listki|Мф. 12:15]] [<10>]