[<10>] ====== Толкования на Мф. 12:27 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 27-28 **И если Я силою веельзевула изгоняю бесов, то сыновья ваши чьею силою изгоняют? Посему они будут вам судьями. Если же Я Духом Божиим изгоняю бесов, то конечно достигло до вас Царствие Божие** После первого опровержения Он приводит другое, яснейшее. **Аще Аз о Веельзевуле изгоню бесы: сынове ваши о ком изгонят**? Смотри, с какою кротостью и здесь Он говорит им. Он не сказал: ученики Мои, или апостолы; но: **сынове ваши**, - чтобы, если фарисеи захотят мыслить столь же благородно, как Его ученики, подать им к тому случай; а если они пребудут в прежней неблагодарности и не оставят своего бесстыдства, лишить их всякого оправдания. Смысл же слов Его следующий: апостолы чьею силою изгоняют бесов? Апостолы уже изгоняли бесов, получив на то власть от Спасителя; но фарисеи не обвиняли их. Они вооружались не против дел, но против лица. Поэтому Христос, желая показать, что одна зависть причиною их обвинения, указывает и на апостолов. Если Я, как вы говорите, изгоняю бесов силою Веельзевула, то тем более они, как получившие на то власть от Меня. Однако же вы ничего подобного об них не говорите. Почему же вы Меня, даровавшего им такую власть, обвиняете, а их освобождаете от обвинений? Впрочем, это не избавит вас от наказания, но подвергнет даже еще большему. Потому-то Спаситель и присовокупил: **тии вам будут судии**. Если ученики Мои, будучи одного с вами рода и получив одинаковое образование, веруют в Меня и повинуются Мне, то очевидно, что они осудят тех, которые делают и говорят противное, **Аще ли же о Дусе Божии изгоню бесы, убо постиже на вас царствие Божие** [[new:mf:12:28|(ст. 28)]]. Что значит - **царствие**? Мое пришествие. Смотри, как Он опять привлекает их к Себе, врачует и старается привести к познанию Себя, и показывает им, что они вооружаются против собственных благ и восстают против своего спасения. Вам, говорит Он, должно бы радоваться и ликовать, что Я пришел даровать те великие и неизреченные блага, о которых древле возвещали пророки, и что настало время вашего благоденствия; а вы поступаете напротив, и не только не принимаете благ, но еще клевещете и выдумываете ложные обвинения на Того, Кто предлагает вам их. Ев. Матфей говорит: **аще Аз о Дусе Божии изгоню бесы**; а Лука: //аще Аз о персте Божии изгоню бесы// [[new:lk:11:20|(Лк. XI, 20)]], - показывая этим, что изгнание бесов есть дело высочайшей силы и особенной благодати. Из этих слов можно было бы сделать такое заключение: если это справедливо, то значит, что Сын Божий пришел. Но Христос не говорит этого прямо; чтобы не возбудить их ненависти, Он только намекает на это словами: **убо постиже на вас царствие Божие.** Какая мудрость! За что фарисеи обвиняли Спасителя, тем Он ясно доказал им Свое пришествие. Далее, чтобы привлечь их к Себе, Он не сказал просто: **постиже царствие**, но прибавил - **на вас**; как бы так говорил Он: настало время вашего блаженства. Итак, что же вы не радуетесь своим благам? Для чего вооружаетесь против своего спасения? Вот теперь настало время, о котором древле предсказывали пророки. Вот признак проповеданного ими пришествия: бесы изгоняются силою божественною. Что они изгоняются, это вы сами знаете; а что изгоняются силою божественною, это свидетельствуют дела. Сатана не может ныне быть сильным; он по необходимости сделался слабым. Но слабый не может, подобно сильному, изгонять сильного беса. Так говорил Спаситель для того, чтобы показать силу, происходящую от любви, и бессилие от несогласия и раздора. Потому-то Он беспрестанно всюду побуждает и учеников Своих к любви, и особенно еще потому, что дьявол всячески старается истребить ее. //**Беседы на Евангелие от Матфея.**// ===== Свт. Тихон Задонский ===== **И если Я силою Веельзевула изгоняю демонов, то сыны ваши какою силою изгоняют их? И потому они сами явятся судьями вашими** Апостолы изгоняли бесов, и Иисус Христос изгонял бесов, – едино дело было у учеников и у Учителя и Господа их Иисуса Христа, но они не слышали того от фарисеев, что слышал Господь наш: //«Он изгоняет бесов не иначе, как силою веельзевула, князя бесовского»// [[new:mf:12:24|(Мф 12:24)]]. Одно дело делали, но они не слышали, а Господь слышал хулы от злоречивых уст. Что это значит? Нашу совесть, возлюбленный, уязвляет слово хуления, на Господа нашего изрыгаемое. Грехи наши Он взял на Себя, поэтому и казнь на Него за них возложена, и поношения поносящих напали на Него. Преславные делал дела, и удивления достойные: //«Никогда не бывало такого явления в Израиле»// [[new:mf:09:33|(Мф 9:33)]], – и благодеяния, каких более быть не может, показывал, но за все это хулим был. Мы в том виновны: наши грехи и хуления хулили Господа нашего, мы согрешили пред Богом нашим и похулили Его, желая Божией чести с Адамом, праотцем нашим, и достойны были вечного мучения и поношения дьявольского, поэтому Иисус Господь наш за нас вступился, и казнь нашу взял на Себя, и платил за нас правде Божией, и //«чего не отнимал, то должен был отдать»// [[old:ps:068:05|(Пс 68:5)]]. Слава милосердию Его! Помни возлюбленный, что Господь наш за нас, рабов Своих, хулим был, чтобы мы вечную славу получили. Хула, которую фарисеи на Христа Господа изрыгали, в лице Христовом касалась Бога, так как Христос есть Бог, Слово Божие ипостасное, единосущное Отцу и Духу. Рассуди же, как эта хула уязвляла пресвятую душу Его! Уязвляет всякого человека хула, но царя, или какого высокого человека, более уязвляет, потому что сан и честь высокая в нем хулится. Так и во Христе Господе, та хула, которую Он терпел, чести Божией касалась, и в нас хулился Бог чудодействующий. По виду был как человек, но Бог был истинный, плотью человеческой обложенный. Поэтому, поскольку Бог в нем хулим был, это весьма уязвляло пренепорочную душу Его, потому и показывал хулителям, что они тяжко грешат. Ибо, хотя бы и не верили, что Он Бог был, но дела, которые Он делал, Божиими были, ибо беса изгнать только один Бог может, Которому все повинуются. Помни же, что и прежде страстей Своих страдал ради нас Христос Господь наш. Хотя тела Его и не уязвляли враги Его, но уязвляли божественную душу Его. Да будет имя Его благословенно! **//Письма келейные. Письмо 105.//** ===== Прав. Иоанн Кронштадтский ===== **И если Я силою Веельзевула изгоняю демонов, то сыны ваши какою силою изгоняют их? И потому они сами явятся судьями вашими** Сыновья ваши (апостолы) чьею силою изгоняют Посему они будут вам судьями (достойно и праведно). //**Дневник. Том I. 1856.**// ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **И если Я силою Веельзевула изгоняю демонов, то сыны ваши какою силою изгоняют их? И потому они сами явятся судьями вашими** Под сынами Он имеет в виду или вообще заклинателей этого народа, или апостолов, происшедших из племени иудеев. Если Он имеет в виду заклинателей, которые изгоняли демонов через призывание имени Божия, то Своим мудрым вопросом Он принуждает их исповедать, что это дело Духа Святого. Если же, - говорит Он, - в сынах ваших изгнание демонов приписывается не демонам, а Богу, то почему во Мне то же самое деяние является следствием не Той же самой Причины. Поэтому они сами будут судьями вашими, - не вследствие власти произносить суд над вами, а в силу сравнения: в то время как они приписывают изгнание бесов Богу, вы приписываете то же самое Веельзевулу, князю бесов. Если же это сказано об апостолах, - что мы прежде всего и должны здесь видеть, - то они также будут судьями их, потому что они сядут //на двенадцати престолах, чтобы судить двенадцать колен Израиля// [[new:mf:19:28|(Мф. 19:28]]; [[new:lk:22:30|Лк. 22:30)]]. //**Толкование на Евангелие от Матфея.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **И если Я силою веельзевула изгоняю бесов, то сыновья ваши чьею силою изгоняют? Посему они будут вам судьями** Пусть, говорит, Я таков; но ваши сыны, то есть мои ученики, чьей силой они изгоняют? Неужели и они - силой веельзевула? Если же они Божественной силой, то тем более Я, ибо они творят чудеса Моим именем. Итак, они послужат к осуждению вашему, потому что вы, видя, что они творят чудеса Моим именем, продолжаете клеветать на Меня. //**Толкование на Евангелие от Матфея.**// ===== Евфимий Зигабен ===== **И аще аз о веельзевуле изгоню бесы, сынове ваши о ком изгонят? сего ради тии вам будут судии** **И аще Аз о веельзевуле изгоню бесы, сынове ваши о ком изгонят** После первого опровержения обвинения переходит ко второму, более ясному. Так как ученики Его уже изгоняли бесов, получив от Него силу, то этим еще более Он обличает фарисеев, которые по зависти обвиняли только Его одного, ни в чем не упрекая учеников. Сынами фарисеев назвал апостолов потому, что фарисеи поддерживали установления предков между иудеями, от которых произошли апостолы, или потому, что они были моложе (фарисеев). Итак, спрашивает: **чьею силою они изгоняют** (бесов)? Не силою ли веельзевула тоже? Но почему вы не обвиняете их? Если же Божиею благодатью, то значит Я – Бог, так как они Моим именем изгоняют бесов. **сего ради тии вам будут судии** Так как они изгоняют бесов и вы их не обвиняете, то они сами будут вашими судьями и осудят вас, но не за то, что вы совершили в своей жизни (ибо это дело одного Бога), а за эту клевету, что вы по зависти обвиняете Меня одного, оставляя их. Или: **сего ради** – так как они, будучи вашими сынами, узнали истину, то **осудят вас** – своих отцов, не желавших узнать ее. //**Толкование Евангелия от Матфея.**// ===== Анонимный комментарий ===== **И если Я силою веельзевула изгоняю бесов, то сыновья ваши чьею силою изгоняют? Посему они будут вам судьями** [Господь] называет апостолами их сыновей, которые были от них, и которых позже Он послал на проповедь, дав им силу изгонять нечистого духа, и которые по вере своей сказали: //Господи, и бесы повинуются нам о имени твоем// [[new:lk:10:17|(Лк. 10:17)]]. Итак, спросите ваших сыновей, чьим именем они изгоняют демонов. Если они изгоняют их Моим именем, говоря: «Именем Иисуса Христа приказываю тебе выйти из него», тогда это правда, потому что Я не изгоняю демонов именем веельзевула. Ведь если есть человек, который изгоняет демонов именем веельзевула, его имя не может быть настолько почтенным и настолько ужасным, чтобы его именем другие изгоняли демонов. **Посему они будут вам судьями**. Когда? //Когда сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых// [[new:mf:19:28|(Мф. 19:28)]]. Тогда, без сомнения, вы скажете на Моем суде: «Потому мы не поверили Тебе, когда Ты изгонял демонов, что подумали, будто Ты изгонял их силою веельзевула». И ответят вам ваши сыновья и скажут: "Если бы взглянули на нас, что мы изгоняли демонов Его именем, то смогли бы понять, что с Ним не было духа веельзевула, а в Его имени была великая сила могущества". ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== Ст. 27-28 **И если Я силою веельзевула изгоняю бесов, то сыновья ваши чьею силою изгоняют? Посему они будут вам судьями. Если же Я Духом Божиим изгоняю бесов, то конечно достигло до вас Царствие Божие** Это другое опровержение. Св. Златоуст объясняет, что под **сынами** здесь разумеются ученики Христовы, которые получили от Него власть изгонять бесов, и изгоняли их, и толкует слова Христовы таким образом: «Если Я, как бы так говорил Господь, изгоняю бесов силою веельзевула, то апостолы тем более, потому что получили власть на то от Меня. Однако же подобного ничего не говорите о них, а Меня обвиняете». **Сего ради** (посему) **тии** (они) **вам будут судии**, прибавляет Господь. Т. е. так как ученики Христовы, будучи тоже Евреями, веруют в Него и повинуются Ему, то они, конечно, осудят тех, которые не веруют. Под **сынами** еще разумеют учеников фарисейских, которые упражнялись в заклинаниях злых духов, и, по милости Божией к одержимым духами, действительно иногда изгоняли их. «Если Я, еще как бы так говорит Господь, изгоняю бесов силою веельзевула, то апостолы тем более, потому что получили власть на то от Меня. Однако же подобного ничего не говорите о них, а Меня обвиняете». **Сего ради** (посему) **тии** (они) **вам будут судии**, прибавляет Господь. Т. е. так как ученики Христовы, будучи тоже Евреями, веруют в Него и повинуются Ему, то они, конечно, осудят тех, которые не веруют. Под **сынами** еще разумеют учеников фарисейских, которые упражнялись в заклинаниях злых духов, и, по милости Божией к одержимым духами, действительно иногда изгоняли их. «Если Я, еще как бы так говорит Господь, изгоняю бесов силою бесовскою, то какою же силою изгоняют их ваши ученики? Однако же вы не говорите этого о них; значит, и о Мне не должны говорить так. Посему ваши же ученики могут быть судьями вашими, т. е. могут свидетельствовать, что вы неправильно думаете о силе, которою Я изгоняю бесов». Следовательно, **Я изгоняю** бесов силою Божиею, – **силою Духа Божия**. А если так, то **убо постиже на вас** (конечно, достигло до вас) **царствие Божие**, т. е. царство обещанного Мессии, именно Его, Христа. Именно в изгнании бесов и можно приметить наступление этого царства. Если Бог изгоняет сатану и тем лишает его власти над людьми, то самым ясным образом видно из этого, что пришло царство Божие. **//Толкование на Евангелие от Матфея.//** ===== Лопухин А.П. ===== **И если Я силою веельзевула изгоняю бесов, то сыновья ваши чьею силою изгоняют? Посему они будут вам судьями** ([[new:lk:11:19|Лк. 11:19]] почти буквально). Смысл этого стиха издавна был предметом больших споров. Иларий, Златоуст, Феофилакт и Евфимий Зигабен принимали, что под “сыновьями вашими” понимаются апостолы, которые, конечно, были сыновья иудеев. Златоуст рассуждает об этом подробно. “Смотри, с какою кротостью и здесь Он говорит им. Он не сказал: ученики Мои, или апостолы; но: сыны ваши, — чтобы, если фарисеи захотят мыслить столь же благородно, как Его ученики, подать им к тому случай; а если они пребудут в прежней неблагодарности и не оставят своего бесстыдства, лишить их всякого оправдания. Смысл же слов Его следующий: апостолы чьей силой изгоняют бесов? Апостолы уже изгоняли бесов, получив на то власть от Спасителя; но фарисеи не обвиняли их. Они вооружались не против дел, но против лица. Поэтому Христос, желая показать, что одна зависть является причиной их обвинения, указывает и на апостолов”. Но Иероним колеблется в своем толковании рассматриваемого места. По его словам, выражение “сыновья иудеев” означает или заклинателей, или апостолов, которые были иудеями. Если Спаситель говорит о заклинателях, которые, призывая имя Господне, изгоняли демонов, то обличает фарисеев благоразумными вопросами, добиваясь признания с их стороны, что это есть дело Духа Святого. Если же говорит об апостолах, что более вероятно, то они будут судьями фарисеев; потому что сядут на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых. В толкованиях позднейших экзегетов мысль, высказанная Златоустом и другими, совершенно оставляется. Это — потому, что в Евангелиях, во-первых, ничего не говорится об апостолах, а во-вторых, потому, что фарисеи нисколько не затруднились бы приписать чудеса изгнания демонов апостолами диаволу так же, как они приписали ему чудеса Христа. Таким образом, остается только одно — признать, что здесь речь о заклинателях. Не подлежит сомнению, что их было в то время очень много. Вот что говорит об этом Шюрер (3:408 сл.): “магия имела большое значение у иудеев в век Христа и позднее. Изгнание демонов сыновьями фарисеев, о чем речь у [[new:mf:12:27|Мф. 12:27]], судя по всему, что нам известно из других источников, не совершалось без магических формул. Известны Симон маг [[new:act:08:09|(Деян. 8:9)]] и Вариисус [[new:act:13:06|(Деян. 13:6)]]. В Ефесе Павел имел дело с иудейскими заклинателями, которые для своих целей пользовались именем Иисуса ([[new:act:19:13|Деян. 19:13]] сл.)... Иустин предполагает заклинания, как нечто обычное у иудеев (Dial. 85). Между различными средствами, употреблявшимися против подагры, Лукиан упоминает о заклинании одним иудеем, а в другом случае говорит о знаменитом “сирийце из Палестины”, который изгонял демонов заклинаниями. Ириней также говорит об изгнании демонов через призывание божественного имени, как о деле, обычном у иудеев (2:6, 2)". Мы не можем здесь входить в подробное изложение этого предмета, который очень обширен, и полагаем, что приведенной выдержки из Шюрера достаточно. Таким образом, под “сыновьями вашими” можно понимать иудейских заклинателей, которые называются сыновьями фарисеев (по контексту) не потому, что по плотскому рождению происходили от них, а в том же смысле, как “сыны пророческие” [[old:3ts:20:35|(3 Цар. 20:35)]]. Смысл слов Спасителя, следовательно, такой: если ваши ученики изгоняют демонов, то этого вы не приписываете Веельзевулу; поэтому они могут быть вашими судьями, и судить вас за то, что вы, по вражде, говорите это о Мне. Нам остается еще сказать несколько слов по вопросу, были ли эти заклинатели, на которых указывает Христос, действительные или мнимые. Его аргументация, конечно, не теряла своей силы ни в том ни в другом случае, потому что фарисеи ни в том ни в другом случае не относили, конечно, деятельности своих заклинателей к диавольской силе. Но вопрос о действительности заклинаний интересен сам по себе. Альфорд полагает, что исследовать действительность этих заклинаний в высшей степени важно; потому что иначе в душе читателя Евангелий остается невыгодное впечатление, если именно мы допустим, что Господь, торжественно сравнивая иудейские заклинания с собственными чудесами, аргументировал на основании иудейских обманов, о которых фарисеям было известно, что это обманы. Альфорд думает, что сыновья фарисеев действительно изгоняли демонов. Этот взгляд подтверждается словами толпы [[new:mf:09:33|9:33]]; когда немой, из которого был изгнан демон, заговорил, то толпа воскликнула: “никогда не бывало такого явления во Израиле”, давая понять, что здесь совершилось более полное исцеление, чем какое было видано до тех пор. Затруднение, говорит Альфорд, возникло лишь вследствие забвения факта, что чудеса, как таковые, не служат сами по себе подтверждением истины, совершались в ложных религиях и ложными учителями, и они пророчествовали о них. См. [[old:ish:07:22|Исх. 7:22]]; [[old:ish:08:07|8:7;]] [[new:mf:24:24|Мф. 24:24]] и проч.; [[old:vtor:13:01|Втор. 13:1-5]]. //**Толковая Библия.**// ===== Троицкие листки ===== **И если Я силою веельзевула изгоняю бесов, то сыновья ваши чьею силою изгоняют? Посему они будут вам судьями** См. Толкование на [[new:mf:12:15#troickie_listki|Мф. 12:15]] [<10>]