[<10>] ====== Толкования на Мф. 12:35 ====== ===== Свт. Василий Великий ===== **Добрый человек из доброго сокровища выносит доброе, а злой человек из злого сокровища выносит злое** //Вопрос//. Какое сокровище **«благое»**, и какое **«лукавое»**? //Ответ//. Умудрение во всякой о Христе добродетели, служащей к славе Божьей, есть сокровище благое, а умудрение порочное в том, что запрещено Господом, есть сокровище лукавое. Из сих-то сокровищ, по изречению Господа, каждый в делах и словах своих износит или **«лукавая»**, или **«благая»**. **//Правила, кратко изложенные в вопросах и ответах.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 35-37 **Добрый человек из доброго сокровища выносит доброе, а злой человек из злого сокровища выносит злое. Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься** **Благий человек**, говорит Спаситель, **от благаго сокровища износит благая, и лукавый человек от лукаваго сокровища износит лукавая**. Не думай, говорит Спаситель, чтоб так было только с людьми злыми; напротив, и с добрыми то же происходит. И у них больше скрывается добродетели внутри, нежели сколько является наружно в словах. Чрез это Господь показал, что как фарисеев должно почитать более злыми, нежели каковыми они представлялись в словах своих, так напротив Он более был благ, нежели сколько открывалось из речей Его. А под словом: **сокровище** Он разумеет множество. Далее Он опять наводит на них великий страх. Не думайте, говорит Он, чтобы этим только все и ограничилось, - чтобы злоречие подверглось только осуждению людей. Нет; все злоречивые понесут еще крайнее наказание на последнем суде. Он не сказал здесь - вы, частью для того, чтоб сообщить наставление всем людям, частью для того, чтоб не произнести слишком жестокого и огорчительного слова. **Глаголю же вам, яко всяко слово праздное, еже аще рекут человецы, воздадят о нем слово в день судный** [[new:mf:12:36|(ст. 36)]]. Праздное слово есть слово несообразное с делом, ложное, дышащее клеветою, а также, по изъяснению некоторых, и пустое слово, например: возбуждающее неприличный смех, срамное, бесстыдное, неблагопристойное. **От словес бо своих оправдишися, и от словес своих осудишися** [[new:mf:12:37|(ст. 37)]]. Видишь ли, как безобиден суд? Как кротки требования ответа? Не по речам другого, но по твоим собственным словам Судия произнесет приговор. Что может быть справедливее этого? В твоей, ведь, власти и говорить и не говорить. Поэтому не злословимым надобно страшиться и трепетать, а злословящим, потому что не злословимые должны будут оправдываться в том, что об них разносимы были недобрые слухи, но злословящие дадут ответ в том, что они говорили о других худо. На них-то падет вся беда. //**Беседы на Евангелие от Матфея.**// ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **Добрый человек из доброго сокровища выносит доброе, а злой человек из злого сокровища выносит злое** Когда Он говорит **сокровище**, то указывает на множество [богатств], находящихся в душе. А чтобы некоторые не говорили, что люди рождаются злыми по природе, Он разъяснил относительно фарисеев, что один и тот же человек не может иногда становиться добрым, а иногда злым, говоря: **добрый человек говорит от избытка сердца** своего, подобным образом и злой. //**Комментарии на Евангелие от Матфея.**// ===== Прп. Симеон Новый Богослов ===== **Добрый человек из доброго сокровища выносит доброе, а злой человек из злого сокровища выносит злое** И смотри, какие глубины Духа? – Не сказал Господь только, что от благого сердца износит, но сказал: **от благаго сокровища сердца**, чтоб ты познал из сего, что никто из нас не может иметь сердца пустым, но что всякий имеет в сердце своем одно из двух: или благодать Духа Святого посредством веры и добрых дел, или лукавого диавола за неверие, нерадение о заповедях Божиих и делание злых дел. Чтоб ты не подумал, будто Господь говорит, что имеют сокровище Святого Духа и те, которые исполняют некоторые только заповеди Божии, а не все со всею точностию, Он сказал в другом месте: //имеяй заповеди Моя// (разумеется, все) //и соблюдаяй их, той есть любяй Мя: а любяй Мя, возлюблен будет Отцем Моим; и Аз возлюблю его и явлюся ему Сам//, – и прибавил: //аще кто любит Мя, слово Мое соблюдет; и Отец Мой возлюбит его, и к нему приидем, и обитель у него сотворим// [[new:in:14:21|(Ин.14:21, 23)]]. Видишь, как тот, кто стяжал благое сердце трудами и деланием заповедей, имеет в себе все Божество, которое есть благое сокровище? **//Слова (Слово 80-е).//** ===== Прп. Иустин (Попович) ===== **Добрый человек из доброго сокровища выносит доброе, а злой человек из злого сокровища выносит злое** Шелкопряд выпрядает из себя шелк, а паук — паутину. От природы зависят средства, от дерева — плод. **Добрый человек из доброго сокровища выносит доброе; а злой человек из злого сокровища выносит злое**. — Добрый человек из доброго сердца выносит свое добро, а зло изливается из злого сердца. Невозможно ни через зло быть добрым, ни наоборот. Змея не может источать из себя мед, но извергает яд. Имея худые, нечистые помыслы, не может человек быть добрым. Иметь и быть — это всегда единосущно. //**Подвижнические и богословские главы.**// ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **Добрый человек из доброго сокровища выносит доброе, а злой человек из злого сокровища выносит злое** Он показывает или на самих иудеев, злословящих Господа, говоря, из какой сокровищницы они выносят хулы, или же здесь с предыдущим вопросом связана та мысль, что как хорошее дерево не может производить дурных плодов, а дурное дерево - плодов хороших, так и Христос не может делать дел злых, а дьявол - добрых. //**Толкование на Евангелие от Матфея.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Добрый человек из доброго сокровища выносит доброе, а злой человек из злого сокровища выносит злое** См. Толкование на [[new:mf:12:34#blzh_feofilakt_bolgarskij|Мф. 12:34]] ===== Евфимий Зигабен ===== **Благий человек от благаго сокровища износит благая: и лукавый человек от лукавого сокровища износит лукавая** Здесь показывает, что от избытка сердца говорят уста не только злых людей, но и добрых. Сокровищем называет избыток и источник добра и зла; благая и лукавая, т.е. добрые и злые речи. //**Толкование Евангелия от Матфея.**// ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== **Добрый человек из доброго сокровища выносит доброе, а злой человек из злого сокровища выносит злое** См. Толкование на [[new:mf:12:34#prot_ioann_buxarev|Мф. 12:34]] ===== Лопухин А.П. ===== **Добрый человек из доброго сокровища выносит доброе, а злой человек из злого сокровища выносит злое** [[new:lk:06:45|(Лк. 6:45)]]. Т.е. когда много в сердце добра, то и выносится доброе; а когда много зла, то злое. //**Толковая Библия.**// ===== Троицкие листки ===== **Добрый человек из доброго сокровища выносит доброе, а злой человек из злого сокровища выносит злое** См. Толкование на [[new:mf:12:31#troickie_listki|Мф. 12:31]] [<10>]