[<10>] ====== Толкования на Мф. 12:39 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Но Он сказал им в ответ: род лукавый и прелюбодейный ищет знамения; и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка** См. Толкование на [[new:mf:12:38#svt_ioann_zlatoust|Мф. 12:38]] ===== Блж. Иероним Стридонский ===== Ст. 39-40 **Но Он сказал им в ответ: род лукавый и прелюбодейный ищет знамения; и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка; ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи** **Но Он сказал им в ответ: род лукавый и прелюбодейный** Превосходное выражение: прелюбодейный, потому что этот род оставил Мужа и, как говорит Иезекииль, вступил в связь со многими любовниками [[old:iez:16:start|(Иез. 16)]]. **ищет знамения; и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка **[[old:ion:02:start|(Ион. 2)]]**: ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи** Об этом месте мы более подробно рассуждали в Толкованиях на книгу пророка Ионы, посему и отсылаем прилежного читателя к этому месту; а теперь мы считали достаточным сказать об этом кратко, - именно, что здесь по особому способу речи [который в книгах о красноречии известен под именем синекдоха] целое употребляется вместо части: это не то значит, что Господь пробыл в преисподней целых три дня и три ночи, а только то, что Он пробыл часть пятницы и воскресенья и целый день субботний, что и должно быть понимаемо под тремя днями и столькими же ночами. //**Толкование на Евангелие от Матфея.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== Ст. 39-40 **Но Он сказал им в ответ: род лукавый и прелюбодейный ищет знамения; и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка; ибо, как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи** "Лукавым родом" называет их, как льстецов и коварных людей, "прелюбодейным" - как отступивших от Бога и соединившихся с демонами. Знамением называет Свое воскресение, как необыкновенное явление. Ибо Он, сойдя в сердце земли - разумею преисподнее место, ад - в третий день восстал из мертвых. Под тремя днями и ночами разумей части, а не полные дни и ночи. Он умер в пятницу - это один день; субботу лежал в гробу мертвым, вот и другой день; ночь на воскресенье застала Его еще мертвым. Так насчитывается трое неполных дней и ночей. Ибо и мы часто имеем обычай так считать время. //**Толкование на Евангелие от Матфея.**// ===== Ориген ===== **Но Он сказал им в ответ: род лукавый и прелюбодейный ищет знамения; и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка** Лукавый [род] - по причине присущих ему качеств, которые происходят от лукавого. Прелюбодейный - потому что, оставив своего образно понимаемого мужа, то есть Слово истины или закон, стал [принадлежать] лжи. В более общем смысле, закон, //в членах// нашей плоти //противоборствующий закону ума//, есть прелюбодей по отношению к душе. Да и всякая противоположная сила, сочетаясь с душой, имеющей в качестве жениха дарованное ей Богом Слово, прелюбодействует с ней. //**Фрагменты.**// ===== Евфимий Зигабен ===== **Он же отвещав рече им: род лукав и прелюбодей знамения ищет, и знамение не дастся ему, токмо знамение ионы пророка** **Он же отвещав рече им: род лукав и прелюбодей знамения ищет** Пока они поносят Его, Он кротко беседует с ними, а когда льстят, отвечает сурово, так как ни побеждается гневом, ни смягчается лестью. Порицает их за лукавство предков, как достойное порождение. Лукавым назвал род их, как издревле неверный и искушающий. И Давид сказал: //и не вероваша чудесам Его// [[old:ps:077:32|(Пс. 77:32)]], и опять: //и искусиша и преогорчиша Бога Вышняго// [[old:ps:077:56|(ст. 56)]]. Назвал прелюбодейным родом за отпадение от Бога предков, которые некогда оставили веру в Бога и прилепились к демонам. Св. Писание Ветхого Завета и идолослужение называет прелюбодеянием, – что часто можно находить в книгах пророков. **и знамение не дастся ему, токмо знамение Ионы пророка** Не дастся, потому что он ищет знамения не по вере, а по лукавству, искушая. Но зачем Он впоследствии сотворил знамение? Сотворил, но не для них, потому что они были ослеплены, а для пользы других. Знамением пророка Ионы называет Свое Воскресение из гроба после трех дней и трех ночей. Об этом предсказывает, чтобы после Воскресения иудеи вспомнили, что Он предсказал и Воскресение, с точностью обозначив дни и ночи Своего погребения. И действительно, впоследствии, когда Он находился во гробе, архиереи и фарисеи собрались к Пилату, говоря: //господи, помянухом, яко лстец он рече, еще сый жив: по триех днех востану// [[new:mf:27:62|(Мф. 27:62-63)]]. Воскресение Свое назвал знамением пророка Ионы – по сходству, которое и объясняет, говоря: //якоже бо бе Иона во чреве китове три дни и три нощы, тако будет и Сын Человеческий в сердцы земли три дни и три нощы// [[new:mf:12:40|(Мф. 12:40)]]. //**Толкование Евангелия от Матфея.**// ===== Анонимный комментарий ===== **Но Он сказал им в ответ: род лукавый и прелюбодейный ищет знамения; и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка** Вы хотите увидеть знамение? Где же вы были, когда демоны, которых Я укротил не бичом, а словом, кричали: //Что Тебе до нас, Сын Божий? Пришел Ты сюда прежде времени мучить нас. Мы знаем, что Ты есть Сын Божий// [[new:mf:08:29|(Мф. 8:29)]]. Демоны знали о Моей силе, а вы не заметили знамения Моих дел? Где вы были, когда слепые, сидящие у дороги, кричали: //Помилуй нас, Иисус, Сын Давидов// [[new:mf:20:30|(Мф. 20:30)]], чтобы мы прозрели? Что означает знамение Ионы? Это соблазн креста. Чтобы спасены были не рассуждающие, но верующие в учение [Христово]. Ибо крест Христов - это соблазн для рассуждающих и спасение для верующих. Свидетель тому Павел: //А мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев - соблазн, а для Эллинов - безумие. Для самих же призванных, Иудеев и Эллинов, - Христа, Божию силу и Божию премудрость// [[new:1kor:01:23|(I Кор. 1:23-24)]]. Почему иудеи требуют знамения, а эллины ищут премудрость? Богу угодно было проповедовать знамение соблазна креста как иудеям, так и эллинским народам, чтобы те, кто хочет обрести Христа не через веру, но через мудрость, погибли, поддавшись соблазну глупости; а те, кто хочет познать Сына Божия благодаря явленным знамениям, а не через веру, остались бы в своем неверии, поддавшись соблазну Его смерти. Ничего удивительного, что иудеи, видевшие воочию смерть Христову, решили, что Он - человек, если даже христиане, каковыми они себе кажутся, но каковыми не являются [в действительности], из-за Его смерти боятся исповедать величие распятого Единородного [Сына Божьего]. ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== **Но Он сказал им в ответ: род лукавый и прелюбодейный ищет знамения; и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка** Иисус Христос называет фарисеев **родом лукавым**, потому что они лицемерно и как враги просят от Него знамения, а **прелюбодейным**, потому что не веровать в Иисуса Христа им значит то же, что быть прелюбодейными. Отношения между Богом и народом еврейским в ветхозаветном Священном Писании нередко представляются под образом отношений между мужем и женою, и неверность народа Богу, его идолослужение – под образом прелюбодеяния [[old:ps:072:27|(Пс. 72, 27.]] [[old:is:57:03|Ис. 57, 3]] и др.). **И знамение не дастся ему**, не дастся потому, что просят его не с добрым расположением, и потому, что оно, как знал Господь, останется бесплодным, – не приведет их к вере, **токмо** (кроме) **знамения Ионы пророка**. **//Толкование на Евангелие от Матфея.//** ===== Лопухин А.П. ===== **Но Он сказал им в ответ: род лукавый и прелюбодейный ищет знамения; и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка** [[new:lk:11:29|(Лк. 11:29)]]. “Род лукавый” лучше бы перевести “злой, полный зла”. Прелюбодейным называется этот род Спасителем потому, что вообще в Ветхом Завете уклонение от истинной религии и истинного богопочтения считалось прелюбодеянием [[old:ier:03:08|(Иер. 3:8-9;]] [[old:ier:05:07|5:7;]] [[old:ier:13:27|13:27;]] [[old:iez:16:01|Иез. 16:1-63)]]. Но, с другой стороны, это выражение можно, кажется, поставить в связь и с другими выражениями Спасителя о Содоме и Гоморре [[new:mf:11:22|(11:22-24)]] и понимать изреченное так, что современное Христу поколение было развратно. Оба явления, идолопоклонство и половой разврат, часто поставляются в связь одно с другим и понятны из наших сведений о языческой жизни. Этому поколению не будет дано теперь знамения. Морисон думает, что здесь чрезвычайно сжатое выражение, в которое намеренно внесен элемент неопределенности и таинственности. Полнее содержание этой речи Спасителя можно изложить так: никакого знамения, ради удовлетворения любопытства, вовсе не будет дано этому поколению. Знамение не принесет ни ему, ни кому бы то ни было никакой пользы. Ненависть злого поколения ко Мне не прекратится. Оно отвергнет Меня. Однако оно не сделает напрасной Мою миссию. Когда оно предаст Меня смерти, Я дам ему знамение гораздо более удивительное, чем те любопытные вещи, которых оно ожидает от Меня. Я дам ему знамение Ионы пророка. Спаситель хочет дать иудеям знамение не небесное, а земное, и притом знамение в сердце земли. Это, однако, не значило, что Христос, до совершения этого знамения, не будет творить никаких чудес и никаких знамений. Они не казались знамениями неверовавшим в Него иудеям. Указываемое знамение будет дано специально им и вообще всем неверующим. //**Толковая Библия.**// ===== Троицкие листки ===== **Но Он сказал им в ответ: род лукавый и прелюбодейный ищет знамения; и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка** См. Толкование на [[new:mf:12:38#troickie_listki|Мф. 12:38]] [<10>]