[<10>] ====== Толкования на Мф. 12:40 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 40-41 **ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи. Ниневитяне восстанут на суд с родом сим и осудят его, ибо они покаялись от проповеди Иониной; и вот, здесь больше Ионы** А теперь открывает слово о Своем воскресении, в истине которого они удостоверятся теми самыми бедствиями, которые впоследствии времени должны будут претерпевать. **Якоже бо**, говорит, **бе Иона во чреве китове три дни и три нощи, тако будет и Сын Человеческий в сердце земли три дни и три нощи**. Не сказал ясно, что Он воскреснет, потому что они стали бы смеяться над тем; а предвозвестил это прикровенно, впрочем так, чтобы они могли поверить, что он знал это еще прежде. И они точно поняли смысл Его предречения, как это видно из их слов к Пилату: //льстец Он рече еще сый жив, по триех днех востану// [[new:mf:27:63|(Мф. ХХVII, 63)]]: между тем ученики Христовы, будучи менее их сведущи, не разумели этого; потому-то фарисеи сами на себя и навлекли осуждение. Заметь, с какою точностью выражает Спаситель даже и прикровенное Свое пророчество. Не говорит Он: в земле, но: **в сердцы земли**, чтобы ясно означить Свое пребывание во гробе, и чтобы никто не подумал, будто смерть Его была только одно призрачное явление. Для того же предназначает Он и три дня, чтобы никто не сомневался на счет Его смерти, так что не только крест и очевидность для всех, но и самое количество дней должно служить доказательством ее. О воскресении должно было свидетельствовать все последующее время; между тем кресту многие не стали бы и верить, если бы не было тогда многих знамений, свидетельствовавших о Нем; а если бы не поверили кресту, не поверили бы и воскресению. Потому-то и называет Спаситель крестную смерть знамением. Ежели бы Он не был распят на кресте, не было бы дано и знамение. Вот почему представляет Он и прообразование, для большего удостоверения в истине. Скажи мне, в самом деле, разве пребывание Ионы во чреве китове было одна мечта? Нет, ты не можешь этого сказать. А следовательно, и пребывание Христа в сердце земли не могло быть мечтою. Не может быть, чтобы прообразование совершилось истинно, а сама истина осталась мечтою. Потому мы во всем и возвещаем смерть Христову: и в святых тайнах, и в крещении, и во всех других священных действиях. Потому и апостол Павел громко взывает: //мне же да не будет хвалитися, токмо о кресте Господа нашего Иисуса Христа// [[new:gal:06:14|(Гал. VI, 14)]]. Отсюда видно, что зараженные лжеучением Маркионовым суть чада дьявола, потому что они изглаждают ту истину, для утверждения которой все сделал Христос и для уничтожения которой все усилия употреблял дьявол, - я разумею крест и страдание. Для того и в другом месте предвозвещал Господь: //разорите церковь сию, и треми деньми воздвигну ю// [[new:in:02:19|(Ин. II, 19)]], и еще: //приидут дние, егда отъят будет от них Жених// [[new:lk:05:35|(Лк. V, 35)]]; а здесь сказал: **не дастся ему знамение, токмо Ионы пророка**, показывая этим, что Он пострадает и за них, но они не приобретут от того никакой пользы, что Он и выразил явственно в последующих словах. И несмотря на то, что Он знал об этом, Он все же благоволил умереть за них. Столь велика была Его любовь! А чтобы кто не подумал, что и с иудеями произойдет то же, что и с ниневитянами, и что, подобно этим иноплеменникам, которых обратил Господь, представив пред их взоры близкое разрушение их города, и они после воскресения Христова раскаются и обратятся, - послушаем, что далее говорит Спаситель. Он возвещает совершенно тому противное: что иудеи не только не извлекут никаких благотворных плодов из Его воскресения, но и будут терпеть неисцельные бедствия. Это дает Он разуметь, представляя пример одержимого духом нечистым. Но прежде того Он оправдывает самого Себя, доказывая, что не Он виновен в тех несчастиях, которым они подвергнутся, и что они будут терпеть справедливое наказание. В примере бесноватого Он предначертывает имеющие постигнуть их злоключения и запустение. А теперь показывает, что все эти злоключения они понесут справедливо. Так делал Он и в ветхом завете. Так, вознамерившись истребить Содом, наперед оправдал Себя в беседе с Авраамом, показавши ему совершенное запустение и оскудение добродетели в тех городах, если уж там не нашлось и десяти мужей, живущих целомудренно [[old:gen:18:start|(Быт. XVIII)]]. Подобным образом и Лоту дал видеть злобу против странников и неистовые похотения содомлян, и потом уже низвел огонь на их город [[old:gen:19:start|(Быт. XIX)]]. Так поступил Он и во время потопа, оправдав Себя самыми делами пред Ноем. Так показал Он Свою правду и Иезекиилю, когда представил пред взоры его в Вавилоне все зло, какое происходило в Иерусалиме [[old:iez:05:start|(Иез. V)]]. Так благоволил оправдать Себя и пред Иеремиею, когда, сказавши ему: //не молися,// присовокупил:// еда не видиши, что сии творят// [[old:ier:07:16|(Иер. VII, 16, 17)]]? То же самое делает Он и во всех подобных случаях. Так делает и здесь. Что же именно говорит Он? **Мужие Ниневитстии востанут и осудят род сей, яко покаяшася проповедию Иониною: и се боле Ионы зде** [[new:mf:12:41|(ст. 41)]]! Иона - раб, а Я - Владыка; он вышел из чрева китова, а Я воскрес от смерти; Он проповедовал разрушение, а Я пришел благовествовать царствие. И жители Ниневии поверили ему без всякого знамения, а Я представил много знамений; они не слыхали ничего, кроме грозных слов пророка, а Я показал вам все сокровища высшего любомудрия. Иона явился в Ниневии, как служитель Божий; а Я - сам Владыка и Господь всяческих, и пришел не с угрозами, не с требованием отчета, но с прощением. Жители Ниневии были язычники, а с вами обращались столь многие пророки. Об Ионе никто не пророчествовал, а обо Мне - все, и дела Мои совершенно согласны с пророчествами. Он убежал от лица Господня, думал устраниться от осмеяния; а Я, наперед зная, что буду распят и поруган, пришел в мир. Он не хотел перенести и унижения, чтоб видеть спасенными ниневитян; а Я претерпел смерть, и смерть позорнейшую, и после этого еще посылаю других проповедовать. Он был среди ниневитян пришлец и чужестранец, никому незнаемый; а Я ваш сродник по плоти, происходящий от тех же прародителей, от которых происходите и вы. Но кроме этих непререкаемых преимуществ, еще много и других откроет всякий, кто размыслит об этом прилежнее. //**Беседы на Евангелие от Матфея.**// ===== Прп. Исидор Пелусиот ===== **ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи** Вот объяснение того, что Господь три дня и три ночи пребыл во гробе. Написано: **яко же бе Иона во чреве китове три дни и три нощи; тако будет и Сын Человеческий в сердцы земли три дни и три нощи**. Посему возвещающий о Себе, что исполнит прообразованное Ионою, в точности зная сие (потому что Сам был с Ионою и ввергаемым в глубину, и извергаемым из глубины), несомненно, исполнил это, столько же времени пребыв в гробе, сколько Иона в ките. Если же требуешь и другого объяснения, вот оно. В шестой час пятка Господь распят, от шестого часа до часа девятого была тьма; разумей это как ночь. От девятого часа - опять свет, это уже день. В след за сим - ночь пятка. Суббота - еще день. Затем - ночь субботы и утро дня Господня, как говорит евангелист: //свитающи во едину от суббот// [[new:mf:28:01|(Мф. 28:1)]]. Если же хочешь знать и третье объяснение, то оно таково. В пяток Господь предал дух, - это один день; был во гробе всю субботу, потом и субботнюю ночь. Когда же воссиял день Господень, Он восстал из гроба, и это еще день, потому что по части, как сам знаешь, познается целое. Так у нас в обычае совершать поминки скончавшихся. В каком бы часу дня ни скончался кто, мы, миновав только следующий день, на другой после него обыкновенно правим третины умершего. Имеешь теперь, как думаю, разрешение вопроса. А если упорные спорщики требуют полных трех дней и ночей, то отвечай: и царь, если, вняв ходатайству и прошению заключенных на рудниках и в тюрьмах, обещает простить их вину по истечении третьего дня, а дает свободу, предварив этот срок, то сею скоростью более всего доказывает истину обещания. И Владыка, восстав из мертвых скорее, нежели обещал, по справедливости да примет от всех поклонение. //**Письма. Книга I.**// ---- Крайне дивлюсь и изумляюсь несмысленности спрашивающих: по какой причине Христос воскрес прежде трех дней? Ибо если утверждают, что Он вовсе не воскрес, то для чего вдаются в исследования о времени? Если же воскрес, но раньше, нежели обещал, то да признают, что воскресением доказана вместе и несомненная истина изреченного Им. Ибо совершив то, что было и казалось (если судить по немощи человеческой) невозможным, конечно, не оказался бы Он немощным для совершения возможного. Хотя всего более показывало бы немощь, если бы Он воскрес позднее, а то, что воскрес ранее, служило доказательством самой великой силы. И потому, что Христос уничтожил тьмочисленные списки еллинских богов, ниспроверг всех идолов, истребил нечестивые жертвенники, обагренные человеческими кровьми, привел в бессилие диавола, обратил в бегство демонов, укротил дикие племена, Иудеев подверг весьма великим бедствиям, а уверовавших в Него возводит превыше неба, - надлежало бы поклониться Его Божественной и непреодолимой силе, а не спорить о часах. Ибо, что всего важнее и превышает всякий разум, то не может быть опровергнуто маловажным. Но, впрочем, поскольку преизобилие истины велико, попытаюсь приступить к рассмотрению самого дела. Итак, в отражение их нападения, скажем им следующее: если увидим, что какой-либо должник, обещавшийся уплатить своему заимодавцу долг по прошествии трех дней, уплатил все прежде срока, то осудим ли его как солгавшего или подивимся ему как более должного устоявшему в истине? Я держусь последнего, и конечно, того же мнения и они. Посему, что же несообразного в том, если Христос сказал, что воскреснет в третий день, а воскрес ранее, чтобы показать Свою силу, привести в омертвение стражей и заградить уста Иудеям? Воскреснуть ранее - сие не подавало повода к обвинению, а замедление воскресения внушило бы великое подозрение. Воскресению надлежало совершиться, когда стража была при гробе и стерегла. А если бы оно совершилось по истечении назначенных дней и по удалении стерегущих, то дело показалось бы подозрительным. Если же Христос не воскрес, то как Апостолы именем Его совершали такие знамения? Почему недостоверными будут те свидетели, которые тысячами опасностей и смертей уверяли в истине, запечатлев свидетельство не чернилами, но собственною своею кровию? Но если нужно дойти до самой точности, то скажу еще следующее. Христос изрек, что воскреснет в третий день. Имеешь пяток, имеешь и субботу до захождения солнца, а по субботе Он воскрес, коснувшись крайних дней вполне и совершив весь средний. Ибо и сказал, что воскреснет в третий день, а не после трех дней. //Разорите//, говорит, - //церковь сию, и треми денми воздвигну ю// [[new:in:02:19|(Ин. 2:19)]]. Да и Пророк, песненно предвозвещая, что смерть тогда восплачет, будучи связана крепчайшею смертью, сказал: //исцелит ны по двою дню, в третий день воскреснем, и живи будем о Нем// [[old:os:06:03|(Ос. 6:3)]]. Если же будут указывать на слова: **три дни и три нощи**, то отвечу, что соприкосновением с ними Он исполнил обещание. Ибо все продолжение двадцати четырех часов называется одним днем. Но если кто родится или умрет в первый или последний из сих часов, присчитывается ему самый день. Например, если родится кто перед самым захождением солнца и день этот будет первый день месяца, то считается, что он родился в этот день. А если другой родится по захождении солнца, то будет это уже второй день. Итак, почему же, когда разница во времени состоит в одном часе, а может быть, не составляет и одного часа, об одном говорится, что он родился в первый день, о другом же - что во второй? Потому что для всякого явно и ясно, что первый прикосновением только совершил предшествовавшие сутки, а другой жил последовавшие за тем сутки только прикоснувшись к ним, состоявшие из полных двадцати четырех часов. Посему, если это подтверждается и точным исчислением часов, то для чего напрасно мучат себя те, кто усиленно утверждает, будто бы Истина не устояла в истине? //**Письма. Книга II.**// ===== Блж. Августин ===== Ст. 40-41 **ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи. Ниневитяне восстанут на суд с родом сим и осудят его, ибо они покаялись от проповеди Иониной; и вот, здесь больше Ионы** Сам Спаситель показал, что пророк Иона, брошенный в море, попавший во чрево чудовища морского и извергнутый оттуда на третий день живым, послужил прообразом Спасителя, Который пострадал и на третий день воскрес. Он упрекает иудейский народ, сравнивая его с ниневитянами, поскольку ниневитяне, для обличения которых был послан пророк Иона, покаянием усмирили гнев Божий и заслужили милость. **И вот здесь больше Ионы** [[new:mf:12:41|(Мф. 12:41;]] [[new:lk:11:32|Лк. 11:32)]], говорит Господь Христос, имея в виду Самого Себя. Те слышали слугу и исправили свои пути; эти же слышали Господа и не только не исправились, но, вдобавок, убили Его. //**Проповеди.**// ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи** См. Толкование на [[new:mf:12:39#blzh_ieronim_stridonskij|Мф. 12:39]] ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи** См. Толкование на [[new:mf:12:39#blzh_feofilakt_bolgarskij|Мф. 12:39]] ===== Евфимий Зигабен ===== **якоже бо бе Иона во чреве китове три дни и три нощы, тако будет и Сын Человеческий в сердцы земли три дни и три нощы** Действительно, это было знамение, и знамение необычайное, так как никогда не бывало такого Воскресения из мертвых. Это знамение дано было неверующим иудеям, т.е. совершено было пред ними это чудо, чтобы они вполне уверились, что Христос есть Всемогущий Бог, – чтобы сама совесть жестоко мучила их, как всегда противящихся Богу, и подсказывала, что и в будущем их постигнут бедствия. Сердцем земли называет глубину ее, так как гроб был высечен в ее глубине. Пробыл под землею трое суток, чтобы все уверились, что Он действительно умер (Или: сердце земли – это гроб). //**Толкование Евангелия от Матфея.**// ===== Анонимный комментарий ===== **ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи** Как через тайну этого подобия и через Христа Иона считался пророком , так через Иону Христос был явлен как Сын Божий. Что я имею в виду? Если бы Христос не пришел в мир и не исполнил то, что было предсказано пророком, не было бы уверенности в том, что они действительно пророки. Ведъ и те, о ком говорят, что они предсказывают будущее, не сразу признаются прорицателями, но только тогда, когда свершится то, что они предсказали. Итак, Христос родился после пророков, но прежде Он оказал благодеяние пророкам, а затем получил его от них. Христос через их дела показал, что они и есть истинные пророки, потому что они своими словами показали, что Он есть Сын Божий. ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== ** ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи** Господь указывает только на величайшее знамение в прошедшем, которое прообразовало величайшее знамение, имеющее совершиться над Ним в будущем, – это чудо пребывания пророка Ионы живым в чреве рыбы кита в продолжении трех суток, чудо, которое прообразовало воскресение Христово после трехдневной Его смерти; воскресение же есть самое сильнейшее доказательство Его божественного посланничества. **Во чреве китовом**. Горло у кита имеет такое устройство, что им нельзя проглотить целого человека. Но должно сказать, что еврейское изречение, переводимое словом «кит великий», не означает непременно кита в собственном смысле, а означает вообще большую рыбу. Можно думать, что то была акула, которая обыкновенно свободно проглатывает человека. Самое сохранение Ионы во чреве рыбы живым в течение трех суток – великое чудо. **Три дня и три нощи**. Из евангелия видно, что Господь Иисус Христос был во гробе только один день и две ночи, с пятницы на субботу и с субботы на воскресенье (чит. [[new:mf:21:08|21, 8)]]; но это не означает погрешности в счете: тут по народному обычаю части дня и ночи приняты за целые дни. Примеры подобного счисления времени нередки в Священном Писании [[old:1ts:30:12|(1 Цар. 30, 12]] и дал. [[old:gen:42:17|Быт. 42, 17]][[old:gen:42:18|-18]] и др.). **//Толкование на Евангелие от Матфея.//** ===== Лопухин А.П. ===== **ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи** [[new:lk:11:30|(Лк. 11:30)]]. Речь здесь, очевидно, образная. Вопрос может возникать только о том, почему здесь Спаситель говорил образами, а не выразился просто: Сын Человеческий будет погребен и останется в земле три дня и три ночи. Но подобные же образы употребляются и в других местах, напр. [[new:in:02:19|Ин. 2:19;]] [[new:in:03:14|3:14]] и др. //**Толковая Библия.**// ===== Троицкие листки ===== **ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи** См. Толкование на [[new:mf:12:38#troickie_listki|Мф. 12:38]] [<10>]