[<10>] ====== Толкования на Мф. 12:50 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **ибо, кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь** См. Толкование на [[new:mf:12:46#svt_ioann_zlatoust|Мф. 12:46]] ===== Прп. Симеон Новый Богослов ===== **ибо, кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь** Блажен тот, кто видит, что в нем вообразился Христос – Свет мира, потому что он наречется материю Христа, имея в себе Христа как плод чрева, как Сам Он, неложнейший, обетовал, говоря: **мать Моя и братья Мои, и друзья Мои сии суть, – слышащии слово Божие и творящии его**, – так что те, которые не хранят заповедей Божиих, сами своею волею лишают себя такой благодати, так как дело сие и было, и есть, и будет возможно, – и бывало, и бывает, и не перестанет бывать во всех тех, кои творят заповеди Господни. **//Слова (Слово 57-е).//** ===== Свт. Григорий Двоеслов ===== **ибо, кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь** Тот, кто приходит к вере, может быть братом Господним; но спрашивается, каким образом он может быть Его матерью? Нам следует знать, что братом и сестрою Христа он становится по вере, а матерью - через проповедь. Ибо проповедующий словно бы рождает Господа, Которого внедряет в сердце слушающего, а Его матерью становится тогда, когда через его проповедь в сердце ближнего рождается любовь ко Господу. //**Сорок гомилий на Евангелия.**// ===== Свт. Григорий Палама ===== **ибо, кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь** Видите ли, чем приобретается это высочайшее родство? – Богоугодным образом жизни, жизнью в добродетелях, поведением отвечающим Божественным заповедям; потому что это-то и является волею Высочайшего Отца. Не творящий же волю Высочайшего и Небесного Отца настолько отстоит от родственности с Ним, что даже с противником Божиим приобретает родственную связь; посему Господь и сказал Иудеям: //«Вы отца вашего диавола есте, и похоти его хощете творити»// [[new:in:08:44|(Ин.8:44)]]. Когда же те возразили Ему, что они – чада Авраама, Он им опять сказал: //«Аще чада Авраамля бысте были, дела Авраамля бысте творили»// [[new:in:08:39|(Ин.8:39)]]. **//Омилия 27, произнесенная во время жатвы.//** ===== Прав. Иоанн Кронштадтский ===== **ибо, кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь** Исполнение заповедей Божиих делает нас едино с Богом. Духовное родство основывается на исполнении закона Божия. //**Дневник. Том I. 1856.**// ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **ибо, кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь** См. Толкование на [[new:mf:12:46#blzh_ieronim_stridonskij|Мф. 12:46]] ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **ибо, кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь** См. Толкование на [[new:mf:12:47#blzh_feofilakt_bolgarskij|Мф. 12:47]] ===== Евфимий Зигабен ===== **иже бо аще сотворит волю Отца Моего, Иже есть на небесех, той брат Мой, и сестра, и мати (Ми) есть** т.е. близкий и родственник Мой, потому что исполняет волю Отца Моего, которую исполняю и Я. Упомянул и о сестре, или потому что Иосиф имел дочерей, или по причине жен, исполняющих волю Божию. Воля Божия есть соблюдение евангельских заповедей и наследование спасения. Итак, ни Мать, ни братья не были бы ни Матерью Его, ни братьями Его, если бы не исполняли воли Божией. Значит, это слова не отрекающегося от родства с ними по плоти, – Он не сказал, что это не Мать и не братья, – но слова предпочитающего родство по добродетели и научающего, что нет никакой пользы от первого родства, если не будет и последнего. Если даже для Богородицы не было бы пользы от того, что Она родила Бога, если бы Она не была добродетельна, то для кого другого может быть польза от того, что он родствен святому мужу, если не имеет добродетели? Можно и родственников не считать за родственников, и не родственников считать за родственников, в первом случае по различию, а во втором – по сходству жизни. Поэтому и в другом месте, когда некая жена сказала: //блажено чрево носившее Тя, и сосца, яже еси ссал// [[new:lk:11:27|(Лк. 11:27)]], Он не отрицал этого, но подобным же образом сказал:// блажени слышащии слово Божие и хранящии е// [[new:lk:11:28|(Лк. 11:28)]]. О добродетель, возводящая на такую высоту чести приступающих к ней и делающая их родственными Христу! Златоуст говорит, что Мать Иисуса Христа Сама, по свойственной людям страсти, желала показать народу, какое почтение имеет к Ней Христос. Поэтому, когда Он учил, пришла и послала вызвать Его из дому, как будто желая поговорить с Ним о домашнем деле. Она предполагала, что Христос тотчас выйдет к Ней, как к Матери, и оставит всех. Христос, зная это, поступил иначе, и не только не вышел к Ней, но в Своих словах слегка посрамил Ее честолюбивое намерение и удалил страсть тщеславия. //**Толкование Евангелия от Матфея.**// ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== **ибо, кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь** См. Толкование на [[new:mf:12:48#prot_ioann_buxarev|Мф. 12:48]] ===== Лопухин А.П. ===== **ибо, кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь** [[new:mk:03:35|Мк. 3:35]] — почти сходно. Спаситель, хотя и вводит здесь в Свой ответ добавочный термин ἀδελφή, но не упоминает об отце (земном), о котором Он нигде в Своих речах не говорит. Это согласно с показаниями евангелистов Матфея и Луки о Его безмужном рождении. Едва ли можно выводить отсюда, что упоминание о матери и рядом с нею о брате и сестре служит подтверждением мнения, что братья Спасителя были родными Его братьями. Все три термина “брат”, “сестра” и “мать” употреблены здесь, очевидно, в духовном смысле. //**Толковая Библия.**// ===== Троицкие листки ===== **ибо, кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь** См. Толкование на [[new:mf:12:46#troickie_listki|Мф. 12:46]] [<10>]