[<10>] ====== Толкования на Мф. 13:1 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 1-2 **Выйдя же в день тот из дома, Иисус сел у моря. И собралось к Нему множество народа, так что Он вошел в лодку и сел; а весь народ стоял на берегу** **В день той**, говорится, **изшед Иисус из дому, седяше при мори**. Если хотите видеть и слышать Меня, - говорит Он, - то вот Я выхожу и беседую. Сотворивши много знамений, Он хочет опять доставить пользу учением Своим, и садится у моря, чтобы ловить и привлекать к Себе людей, находящихся на земле. Сел же Он у моря не без намерения (на что и евангелист намекает, отмечая это обстоятельство), но желая поставить Себя в таком положении, чтобы никого не было назади у Него, а все пред глазами. **И собрашася к Нему народи мнози, якоже Ему в корабль влезти и сести: и весь народ на брезе стояше** [[new:mf:13:02|(ст. 2)]]. //**Беседы на Евангелие от Матфея.**// ===== Блж. Иероним Стридонский ===== Ст. 1-2 **В день тот Иисус, вышедши из дома, сел у моря. И собрались к нему многие толпы народа, так что Он вошел в корабль и сел, а вся толпа стояла на берегу** Народ не мог ни войти в дом Иисуса, ни быть там, где апостолы слышали тайны, посему благий и милосердный Господь выходит из дома и садится при море века сего, чтобы многие толпы народа, которые не удостаивались слышать внутри дома, сходились к Нему и слушали Его на берегу; было так, что Он сидел на маленьком корабле: а вся толпа стояла на берегу. Иисус находится среди волн и подвергается ударам моря то оттуда, то отсюда; но Он в Своем величии не подвергается опасности и повелевает приблизить корабль Свой к берегу. А народ стоит на берегу твердой стопой, чтобы слышать то, что говорится, не подвергаясь опасности и искушениям, которых он не мог вынести. //**Толкование на Евангелие от Матфея.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== Ст. 1-2 **Выйдя же в тот день из дома, Иисус сел у моря. И собралось к Нему множество народа, так что Он вошел в лодку и сел, а весь народ стоял на берегу** Господь сел в лодку, чтобы ко всем слушателям стоять лицом и чтобы все слышали Его. И с моря уловляет Он тех, кто находится на земле. //**Толкование на Евангелие от Матфея.**// ===== Ориген ===== **Выйдя же в день тот из дома, Иисус сел у моря** Когда Иисус со множеством народа, тогда Он не в Своем доме, ибо множество народа - вне дома. И то, что Он оставляет дом и отходит к тем, кто не в состоянии прийти к Нему, есть дело Его человеколюбия. //**Комментарий на Евангелие от Матфея.**// ===== Евфимий Зигабен ===== Ст. 1-3 **В день же той изшед Иисус из дому, седяше при мори. И собрашася к нему народи мнози, якоже ему в корабль влезти и сести: и весь народ на брезе стояше. И глагола им притчами много, глаголя: се, изыде сеяй, да сеет** **В день же той изшед Иисус из дому, седяше при мори. И собрашася к Нему народи мнози, якоже Ему в корабль влезти и сести** Дом этот был, конечно, кого-либо из уверовавших в Него. Сидел **при море**, так как здесь было просторное место; но когда собралось сюда слишком много народу, вошел в судно и сел, уловляя, как рыбу, находящихся на берегу. **и весь народ на брезе стояше. И глагола им притчами много** Всю эту беседу вел в притчах, потому что среди народа теперь было особенно много книжников и фарисеев, которым Он не благоволил предложить прямо тайн Своего учения, по причине неисцелимого лукавства их. **глаголя: се, изыде сеяй, да сеет** Лука [[new:lk:08:05|(8:5)]] прибавил: //семене своего//. **Сеятель** есть учащий Христос, а //семя// – слово Его учения. Он вышел в города и села Иудеи, чтобы посеять его на духовной ниве человеческих душ, т.е. в уме их. //**Толкование Евангелия от Матфея.**// ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== Ст. 1-2 **Выйдя же в день тот из дома, Иисус сел у моря. И собралось к Нему множество народа, так что Он вошел в лодку и сел; а весь народ стоял на берегу** **В той** (в тот) **день**, т. е. в тот день, когда Иисус Христос вел беседу с фарисеями по поводу исцеления Им бесноватого [[new:mf:12:22|(гл. 12, ст. 22-50)]]. **Изшед** (вышедши) **из дому**, т. е. из того дома, где беседовал, где Ему сказали, что Его тут мать и братья. **Седяше при мори** – сел у моря Галилейского или Тивериадского и Геннисаретского (о море чит. в объясн. [[new:mf:04:13#prot_ioann_buxarev|ст. 13 гл. 4)]]. **Якоже Ему влезти в корабль и спасти** (так что Он вошел в лодку и сел). Это Иисус Христос сделал для того, чтобы народ мог лучше видеть и слушать Его. **//Толкование на Евангелие от Матфея.//** ===== Лопухин А.П. ===== **Выйдя же в день тот из дома, Иисус сел у моря** [[new:mk:04:01|(Мк. 4:1)]]. В этом стихе точно определяется место, где произнесены были первые притчи Христа — это Галилейское озеро, хотя оно и не называется по имени. Сам рассказ об учении притчами следует у Матфея в том же порядке, как у Марка, и в той же связи. Но Лука притчи о сеятеле ([[new:lk:08:04|8:4]] сл.), зерне горчичном и закваске [[new:lk:13:19|(13:19-21)]] излагает в другой связи. Христос вышел из дому в Капернаум, направился к Галилейскому озеру, вошел в лодку, сел в ней по обычаю тогдашних еврейских учителей и начал говорить народу притчами. На берегу собралась многолюдная толпа народа, которому удобно было поместиться здесь, потому что хотя озеро и окружено горами, но они только местами опускаются обрывисто прямо в воду, оставляя, особенно на западном берегу, более или менее широкие и отлогие береговые пространства. Число слушающих бывало так велико, что иногда [[new:lk:05:01|(Лк. 5:1)]] они теснили Спасителя. Может быть, в настоящем случае Он первоначально не хотел входить в лодку и вошел в нее только по необходимости. На это указывают выражения Матфея и Марка, что Он сначала "сел у моря" и только затем перешел в лодку. В древнем мире мы не знаем других примеров подобной проповеди из лодки. Но несомненно, что это было весьма удобно как для Самого Христа, так и для слушавшего Его народа. На западном берегу озера горы отходят от него внутрь местности верст на 7-10, и таким образом получается довольно ровное место. Притчи, сказанные Спасителем, были первые. Евангелист, очевидно, представляет их первыми, причем, по словам Тренча, притча о сеятеле являлась как бы введением к этому новому способу учения, которого до сих пор не употреблял Божественный Учитель. Это явствует и из предложенного после учениками вопроса: “//для чего притчами говоришь им?//” [[new:mf:13:10|(ст. 10)]], и из ответа Христа, в котором Он оправдывает этот новый способ учения и цель, которая имелась при этом в виду. //**Толковая Библия.**// ===== Троицкие листки ===== Ст. 1-9 **Выйдя же в день тот из дома, Иисус сел у моря. И собралось к Нему множество народа, так что Он вошел в лодку и сел; а весь народ стоял на берегу. И поучал их много притчами, говоря: вот, вышел сеятель сеять; и когда он сеял, иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то; иное упало на места каменистые, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока. Когда же взошло солнце, увяло, и, как не имело корня, засохло; иное упало в терние, и выросло терние и заглушило его; иное упало на добрую землю и принесло плод: одно во сто крат, а другое в шестьдесят, иное же в тридцать. Кто имеет уши слышать, да слышит** Глубоки и возвышенны были тайны Царствия Божия, возвещаемые Христом Спасителем нашим; не все можно было прямо и открыто сообщать людям, зараженным предрассудками и ложными мнениями о грядущем Царстве Мессии. Но Господь не хотел оставлять даже и врагов Своих без наставлений и вразумлений; Его Божественная любовь изобрела, в премудрости Своей, еще одно средство излагать Свое учение в доступной для народа форме: притчи. Слово притча в общем, широком смысле, означает речь образную, но в особом смысле оно значит правдоподобный, цельный рассказ из жизни человеческой или из природы, приводимый с целью объяснить истину веры или правило духовной жизни. Бог есть единый Творец мира видимого и невидимого; и тот и другой мир Он сотворил согласно Своей премудрости и благости; и в том и другом мире запечатлел Свои Божественные совершенства, Свои Божественные законы. Оттого между миром видимым и миром невидимым есть некое дивное единство, некое сродство, и мир видимый говорит нашему сердцу, нашему уму о законах мира невидимого. //«Небеса проповедуют славу Божию»//, – говорит царственный Пророк [[old:ps:018:02|(Пс. 18:2)]]. //«Ибо невидимое Его»// (Божие), //«вечная сила Его и Божество»//, – говорит апостол Павел [[new:rim:01:20|(Рим. 1:20)]], – //«от создания мира через рассматривание творений видимы»//. Итак, весь видимый мир, с его солнцем и луной, светом и тьмой, сеянием и жатвой, рождением и смертью, все люди со всевозможными случаями их ежедневной жизни, словом – все, что доступно нашим чувствам, есть поразительная притча, есть великая книга Божия, в которой Бог начертал в живых образах великие духовные истины для того, чтобы они помогли нашей вере и разумению. Притча не есть басня; в басне допускается много неправдоподобного, например, разговор животных и даже растений; таких вымыслов, не согласных с законами природы, Господь не употреблял. Притчи напоминают те сравнения и уподобления, какие бывают в пословицах; что в пословице выражено кратко, в нескольких словах, то притча изображает в целом рассказе. Вот почему люди мудрые издревле пользовались притчами, когда хотели нагляднее изобразить какую-либо нравственную истину. Жители Востока особенно любят говорить притчевой, образной речью, когда речь касается предметов духовных. Но нет во всех писаниях человеческих притчей лучше тех, какие читаем мы в Библии, и нет притчей во всей Библии лучше, чем притчи нашего Спасителя Господа Иисуса. Они важны и неоценимы для всех возрастов и состояний; они понятны и малому дитяти, но в каждой из них много и такого, над чем может задуматься самый глубокомысленный человек. «Господь говорит притчами, по объяснению святителя Златоуста, для того, чтобы сделать слова Свои более выразительными, облечь истину в живой образ, глубже запечатлеть ее в памяти и как бы представить глазам». Притча действует не на один ум, но и на сердце, и на воображение слушателя, и потому истина, как картина, легче удерживается в памяти. Хотя слушатели иногда и не понимали смысла притчи, но сама притча оставалась в них добрым семенем, которое давало росток тотчас, как только касалась сердца всеоживляющая благодать Духа Божия». «Притчи Господа, – говорит один толкователь, – суть не что иное, как прекрасная ткань, измысленная и составленная Его любовью и премудростью отчасти для прикрытия истины до времени, чтобы она не ослепила чьи-нибудь слабые очи, отчасти для возбуждения внимания к тому, что сокрыто под этим таинственным покровом. Их некоторая темнота, некоторая загадочность привлекала к Иисусу за их разрешением». **Выйдя же в день тот**, – пишет святой евангелист Матфей, – в тот день, когда Господь обличил фарисеев, требовавших от Него знамения, **из дома**, где Ему сказали, что Его ищут Мать и братья, **Иисус сел у моря**, на берегу моря Галилейского. «Он садится у моря, – говорит святитель Златоуст, – чтобы ловить и привлекать к Себе людей, находящихся на земле». На отлогом берегу озера собрались многолюдные толпы: **и собралось к Нему множество народа.** Число слушателей было так велико, что они оттеснили Божественного Учителя, **так что Он вошел в лодку и сел**. Он нашел нужным войти в лодку и сел на самой возвышенной ее части – так, чтобы никто не был позади Его, а все перед глазами: **а весь народ стоял на берегу**. **И**, отделившись несколько от берега, Он стал поучать народ, **поучал их много притчами**. Во всем Евангелии не встречается столь обильного собрания притчей, такой полной нити драгоценнейших жемчужин, как в этой, тринадцатой главе Евангелия от Матфея. Взору Спасителя невдалеке, на каком-нибудь близком холме, могло представиться зрелище хозяина, который засевал возделанное поле. И вот, как бы указывая на него, Господь начал Свою первую дивную притчу, **говоря:** Слушайте! **вот, вышел сеятель сеять; и когда он сеял, иное упало при дороге**, где земля не была вспахана, и потому семя не могло углубиться в ней, было затоптано прохожими, или же стало легкой добычей птиц, которые на Востоке целыми стаями сопровождают сеющего земледельца и стараются склевать бросаемые им хлебные зерна: **и налетели птицы и поклевали то**. «Не сказал Господь, что сеятель намеренно бросил при дороге, – замечает святитель Златоуст, – но что семя само собой упало». Было и другое семя, которое сначала обещало урожай, но под конец тоже пропало: **иное упало на места каменистые, где немного было земли**, где лежал на сплошном камне лишь тонкий слой почвы, **и скоро взошло**, скоро появился росток на поверхности, **потому что земля была неглубока**, потому что камень не позволял корню углубиться. **Когда же взошло солнце**, растение не устояло под его палящими лучами и тотчас поблекло: **увяло, и, как не имело корня**, который питал бы его влагой из почвы, **засохло. Иное упало в терние,** что вполне могло там случиться, потому что поля часто разделяли терновой изгородью, **и выросло терние**, выросло вместе с ростком пшеницы, **и заглушило его**, этот росток, потому что, разросшись, лишило его воздуха и света, своими корнями поглотило все соки в почве, и семя пропало для земледельца. Но не всякое семя погибает; земледелец питает надежду, что, с благословения Божия, труд его не будет напрасен, что часть семян вознаградят его за этот нелегкий труд. И действительно: **иное упало на добрую землю и принесло плод: одно во сто крат, а другое в шестьдесят, иное же в тридцать**, смотря по тому, насколько была удобрена и подготовлена почва под посев. Сторичный (стократный) урожай на Востоке не является делом неслыханным: //«И сеял Исаак в земле той и получил в тот год ячменя во сто крат: так благословил его Господь»// [[old:gen:26:12|(Быт. 26:12)]]. В заключение этой притчи Божественный Учитель возгласил: **кто имеет уши слышать, да слышит!** Кто желает познать истину, кто не заглушает в себе голоса совести, тот пусть вдумается в смысл этой притчи и приложит ее к себе... //**Троицкие листки. №801-1050.**// [<10>]