[<10>] ====== Толкования на Мф. 13:22 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **А посеянный среди терний это тот, который слушает слово, но заботы мира сего и обольщение богатства подавляют слово, и оно бывает без плода** Что и назвал Он **тернием**? Сказав, что одно семя пало в терние, и изъясняя ученикам, что такое терние, Господь говорит: **«печаль века сего и лесть богатства подавляет слово, и без плода бывает»**. И хорошо заботы века сего уподобил Он тернию: как терние не позволяет всходить семени, – но своею густотою заглушает посев, так и житейские заботы не позволяют приносить плод духовному семени, когда оно положено в душу, а, подобно тернию, заглушают и истребляют его, не позволяя прозябать духовному сеянию. **«И лесть богатства»**, говорит: хорошо приписывает Он и богатству обольщение, потому что оно в самом деле обман. Что пользы в таком множестве талантов, в таком избытке денег? «Да приобретение их, говорят, доставляет много удовольствия!» Какое же удовольствие? Что говорит об удовольствии? Не производит ли это особенно безвременные скорби и разнообразные неприятности? Не говорю уже об угрожающем за это наказании; и в настоящей жизни это дело не может доставить никакого удовольствия, а сопровождается ежедневными тревогами и неприятностями. Не так море воздымается волнами, как такая душа обуревается помыслами и страстями, и ко всем, своим и чужим, питает неприязнь. А если кто лишится хотя некоторой части своего богатства (а много бывает разных случаев, много коварства рабов и притеснения людей властных), вот тогда-то именно увидишь, что жизнь для них становится невыносимой. Каких же слез достойны такие люди, которые стараются все делать вопреки своей пользе и хотят собирать это ко вреду своей души! **//Беседы на книгу Бытия. Беседа 59.//** ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **А посеянный среди терний это тот, который слушает слово, но заботы мира сего и обольщение богатства подавляют слово, и оно бывает без плода** Мне кажется, что и буквально сказанное Адаму: //Среди терний и колючек будешь вкушать хлеб свой// [[old:gen:03:18|(Быт. 3:18)]] в таинственном смысле обозначает то, что всякий, отдающийся мирским пожеланиям и заботам временным, будет вкушать небесный хлеб и истинное брашно среди терний. Кроме того, Он присовокупил прекрасные (eleganter) слова: **Обольщение богатства заглушает слово**. В самом деле богатство льстиво: оно обещает одно, а делает другое. Обладание богатствами обманчиво, как они переходят то туда, то сюда, и нетвердым движением или покидают тех, которые их имели, или наполняют тех, у которых их не было. Посему Господь и говорит, что богатые с трудом вступают в Царство Небесное, это потому, что богатства подавляют слово Божие и ослабляют силу добродетелей. //**Толкование на Евангелие от Матфея.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **А посеянное в тернии означает того, кто слышит слово, но забота века сего и обольщение богатства заглушает слово, и оно бывает бесплодно** Не сказал: "этот век заглушает", но "**забота века сего**", не "богатство", но "**обольщение богатства**". Ибо богатство, когда оно бывает раздаваемо бедным, не заглушает, но умножает слово. Под терниями же разумеются заботы и роскошь, потому что они возжигают огонь похоти, равно и геенны. И как терние, будучи остро, впивается в тело и с трудом может быть извлечено оттуда, так и роскошь, если она овладевает душою, впивается в нее и едва может быть искоренена. //**Толкование на Евангелие от Матфея.**// ===== Евфимий Зигабен ===== **А сеянное в тернии, се есть слышай слово, и печаль века сего и лесть богатства подавляет слово, и без плода бывает** **А сеянное в тернии, се есть** Посеянное в терниях – это тот, о ком скажем. **слышай слово, и печаль века сего и лесть богатства подавляет слово, и без плода бывает** Марк [[new:mk:04:19|(4:19)]] к лести присоединил //и другие пожелания//, разумея всякое вредное пожелание; а Лука [[new:lk:08:14|(8:14)]] подобным же образом с заботою соединил сласти житейские. **Века сего**, т.е. этой жизни, так как есть и другой век – будущая жизнь, в собственном смысле век, как вечно пребывающий и никогда не скончаемый. //**Толкование Евангелия от Матфея.**// ===== Ориген ===== **А посеянное в тернии означает того, кто слышит слово, но забота века сего и обольщение богатства заглушает слово, и оно бывает бесплодно** **Обольщение богатства душит**, как и слово иноверных. Ибо богатые суть лжецы, и нищий праведник сильнее их, нищий словом и знанием, но праведный жизнью. А апостольская //забота о всех церквах// [[new:2kor:11:28|(2 Кор. 11:28)]] не есть **забота века сего**, но ей являются житейские заботы. И все это претерпевает тот, кто не обновил собственную землю, а принял слово беспечно и взрастил тернии, посредством которых земля была проклята из-за преслушания Адама, который услышал:// Терния и волчцы произрастит она тебе// [[old:gen:03:18|(Быт. 3:18)]], чей //конец - сожжение// [[new:evr:06:08|(Евр. 6:8)]]. Они не сеются, но вырастают в человеке сами, заглушая слово Божье из-за порочного произволения. Истинно сведущий разумеет и плодоносит. Если же кто-то кажется разумеющим, не принося при этом плодов, то он не разумеет, а если кажется плодоносящим, не разумея, - он не плодоносен. А слова: //в шестьдесят, тридцать// и //сто крат// показывают многообразие добродетели, поскольку не все проявляют равное рвение о добродетели, но одни радеют о ней меньше, другие больше, так что [эта притча] показывает, что [Господь] соразмерно приемлет и тех, и других. //**Комментарий на Евангелие от Матфея.**// ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== **А посеянное в тернии означает того, кто слышит слово, но забота века сего и обольщение богатства заглушает слово, и оно бывает бесплодно** **Треть семя падает в терние**, т. е. в сорную траву [[new:mf:13:07|(ст. 7)]]. Это семя означает людей, у которых, подобно как пшеницу заглушает сорная трава, **заглушает** (подавляет) **слово забота** (печаль) **века сего и обольщение** (лесть) **богатства**, т. е. заботы о временных нуждах и благах и особенно обольщение богатством поглощают все внимание и время у этих людей, и не приходится им особенно-то заботиться о душе. Св. Златоуст замечает: «Христос не сказал: век, но **забота века**, не сказал: богатство, но **лесть богатства**. Итак, будем обвинять не самые вещи, но испорченную волю; ибо можно и богатство иметь, и не обольщаться им, и в веке сем жить, и не подавляться заботами. Почему Господь не сказал о других пороках, например, о вожделении плотском, о тщеславии?» – вопрошает св. Златоуст и отвечает: «Сказав: **печаль века сего и лесть богатства**, Он все сказал, потому что и тщеславие, и все другое есть дело века сего и лесть богатства». **//Толкование на Евангелие от Матфея.//** ===== Лопухин А.П. ===== **А посеянное в тернии означает того, кто слышит слово, но забота века сего и обольщение богатства заглушает слово, и оно бывает бесплодно** [[new:mk:04:18|(Мк. 4:18;]] [[new:lk:08:14|Лк. 8:14)]]. По Иоанну Златоусту, “Спаситель не сказал: век, но: но забота века сего; не сказал: богатство, но: обольщение богатства. Итак, будем обвинять не самые вещи, но испорченную волю. Можно и богатство иметь и не обольщаться им, — и в веке этом жить и не подавляться заботами”. Под “заботой века сего” следует разуметь обычные людские хлопоты и заботы в их борьбе за существование, которые отличаются разным характером и ведутся при помощи различных средств в различные века. Для ἀπάτη ср. [[new:2sol:02:10|2 Фес. 2:10;]] [[new:evr:03:13|Евр. 3:13]]. **//Толковая Библия.//** ===== Троицкие листки ===== **А посеянное в тернии означает того, кто слышит слово, но забота века сего и обольщение богатства заглушает слово, и оно бывает бесплодно** См. Толкование на [[new:mf:13:10#troickie_listki|Мф. 13:10]] [<10>]