[<10>] ====== Толкования на Мф. 13:36 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Тогда Иисус, отпустив народ, вошел в дом. И, приступив к Нему, ученики Его сказали: изъясни нам притчу о плевелах на поле** См. Толкование на [[new:mf:13:34#svt_ioann_zlatoust|Мф. 13:34]] ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **Тогда Иисус, отпустив народ, вошел в дом. И, приступив к Нему, ученики Его сказали: изъясни нам притчу о плевелах на поле** Иисус отпустил толпы народа и возвратился в дом, чтобы ученики Его могли приступить к Нему и тайно разузнать о том, чего слышать народ не заслуживал и не мог. //**Толкование на Евангелие от Матфея.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Тогда Иисус, отпустив народ, вошел в дом. И, приступив к Нему, ученики Его сказали: изъясни нам притчу о плевелах на поле** **Тогда Иисус, отпустив народ, вошел в дом** Отпустил народ тогда, когда - он не получил никакой пользы от учения. Ибо Он говорил притчами, чтобы Его спросили. Они же не позаботились об этом и не искали научиться чему-либо; поэтому Господь по справедливости отпускает их. **И приступивши к Нему, ученики Его сказали: изъясни нам притчу о плевелах на поле** Только об одной этой притче спрашивают, потому что другие казались им более ясными. Под плевелами разумеется все вредное, что растет среди пшеницы: куколь, горох, дикий овес и др. //**Толкование на Евангелие от Матфея.**// ===== Ориген ===== **Тогда Иисус, отпустив народ, вошел в дом. И, приступив к Нему, ученики Его сказали: изъясни нам притчу о плевелах на поле** Достаточно поговорив с народом в притчах, Он отпускает его и приходит в Свой дом, где к Нему приступают Его ученики, которые не остались с теми, кого Он отпустил. И все те, кто более подлинно слушает Иисуса, сначала следуют за Ним, потом, расспросив о месте Его пребывания, получают разрешение увидеть это место и, наконец, придя, видят и остаются //у Него//; все - //день тот// [[new:in:01:39|(Ин. 1:39)]], а некоторые из них, может быть, и более. Я думаю, что подобное мы обнаруживаем в Евангелии от Иоанна. Стало быть, и мы, если хотим слушать Иисуса не так, как народ, отпустив который Он приходит в дом, то, восприняв нечто особенное по сравнению с народом, мы должны стать Его домочадцами, чтобы, когда Он войдет в дом, приступить к Нему подобно ученикам и, приступив, удостоиться истолкования притчи: о плевелах в поле или какой- то другой. //**Комментарий на Евангелие от Матфея.**// ===== Евфимий Зигабен ===== **Тогда оставль народы, прииде в дом Иисус. И приступиша к нему ученицы его, глаголюще: скажи нам притчу плевел сельных** **Тогда оставль народы, прииде в дом Иисус** – в дом, в котором Он остановился (см. 1 ст.). **И приступиша к Нему ученицы Его, глаголюще: скажи нам притчу плевел селных** Наедине они смело спрашивают, так как слышали прежде, что им дано знать тайны. Об одной только этой притче они спрашивают, потому что остальные две, т.е. о зерне горчичном и о закваске, как более ясные, они понимали. Эта же имела страшную угрозу относительно кончины, смущавшую их. //**Толкование Евангелия от Матфея.**// ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== Ст. 36-37 **Тогда Иисус, отпустив народ, вошел в дом. И, приступив к Нему, ученики Его сказали: изъясни нам притчу о плевелах на поле. Он же сказал им в ответ: сеющий доброе семя есть Сын Человеческий** **Скажи нам притчу плевел сельных**, т. е. изъясни нам притчу о плевелах на поле, как объяснил притчу о семени [[new:mf:13:19|(19-23)]], просили Иисуса Христа апостолы, выслушав от Него сию притчу. Объяснения притчей о зерне горчичном и о закваске [[new:mf:13:31|(31-33)]] не просили, потому что их поняли. **Сеявый** (сеющий) **доброе семя, есть Сын Человеческий**, т. е. Он, Христос (чит. объясн. [[new:mf:08:20#prot_ioann_buxarev|20 ст. 8 гл.)]]. Он, подобно как сеятель сеет семя на поле, сеял слово Божие, т. е. проповедовал Евангелие. Вместе с Христом под сеятелем разумеются Его ближайшие сотрудники, – апостолы и затем преемники апостолов: пастыри и учители церкви, которые проповедовали и будут проповедовать учение Христово до скончания века [[new:ef:04:11|(Еф. 4, 11)]]. **//Толкование на Евангелие от Матфея.//** ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 36-37 **Тогда Иисус, отпустив народ, вошел в дом. И, приступив к Нему, ученики Его сказали: изъясни нам притчу о плевелах на поле. Он же сказал им в ответ: сеющий доброе семя есть Сын Человеческий** Несмотря на всю видимую простоту, стих представляет непреодолимые трудности, которые обусловливаются именно этой простотой. Возникает вопрос: если объяснение, данное ученикам, так просто и ясно, то почему же оно не было дано и простому народу? Действительных причин этого мы не знаем. Вероятнее всего предположить, что объяснение имеет эсхатологический характер, здесь упоминается о “Сыне Человеческом” как о будущем Судии, и все это было бы непонятно простому народу. Объяснений каких бы то ни было притчей народу в Евангелиях не встречается. Как и в других случаях, здесь множество аллегорических толкований, принадлежащих преимущественно древним толкователям. Под людьми, которые спят, понимали церковных учителей, и говорили, что пусть не спит тот, кто поставлен во главе церкви, чтобы вследствие его небрежности враг человек не посеял плевел, т.е. еретических догматов. Или думали, что здесь говорится о ересях, которые будут продолжаться до скончания века. Но такие толкования, конечно, к 37 ст. не относятся. Под хорошим семенем ясно разумеется проповедь и учение, принадлежащие Сыну Человеческому. //**Толковая Библия.**// ===== Троицкие листки ===== Ст. 36-43 **Тогда Иисус, отпустив народ, вошел в дом. И, приступив к Нему, ученики Его сказали: изъясни нам притчу о плевелах на поле. Он же сказал им в ответ: сеющий доброе семя есть Сын Человеческий; поле есть мир; доброе семя, это сыны Царствия, а плевелы - сыны лукавого; враг, посеявший их, есть диавол; жатва есть кончина века, а жнецы суть Ангелы. Посему как собирают плевелы и огнем сжигают, так будет при кончине века сего: пошлет Сын Человеческий Ангелов Своих, и соберут из Царства Его все соблазны и делающих беззаконие, и ввергнут их в печь огненную; там будет плач и скрежет зубов; тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их. Кто имеет уши слышать, да слышит** Апостолы слышали от Господа: //«вам дано знать тайны Царствия Небесного»// [[new:mf:13:11|(Мф. 13:11)]]. И потому, когда Господь пришел в дом, **приступив к Нему, ученики Его сказали: изъясни нам притчу о плевелах на поле,** раскрой нравственный, духовный ее смысл. «Спрашивают наедине, – замечает святитель Иоанн Златоуст, – не из зависти к народу, но исполняя слово Владыки: //«а прочим в притчах»// и Господь с любовью объясняет им в притче самое нужное, самое существенное. Какая же разница между этой притчей и предыдущей? – вопрошает святитель и отвечает, – там Иисус Христос говорил о людях, которые без внимания Его слушали, а отойдя, и самое семя бросили, а здесь разумеет еретические сонмища», – разных лжеучителей, через которых диавол старается к самой истине примешать заблуждения. Можно разуметь в этой притче под плевелами и вообще всех соблазнителей и грешников-христиан. **Он же сказал им в ответ: сеющий доброе семя есть Сын Человеческий**, – так любил называть Себя Господь Иисус Христос. Он сеет доброе семя слова Божия как Сам, лично, во время Своей земной жизни, так и после – до конца мира сеет через Своих апостолов, пастырей и учителей Церкви. Целый мир, вся земля, все народы – вот обширное поле для этого сеяния: **поле есть мир**, по которому распространится Его вселенская Церковь. **доброе семя, это сыны Царствия**, – это те, в которых благодатное семя слова Божия пустило корни, проникло в сердца, соделало их самих пшеницей Божией, готовой для житницы Небесной, для Царствия Божия. **а плевелы - сыны лукавого; враг, посеявший их, есть диавол.** С великим злорадством, видимо, подражая Христу Спасителю, сатана во всем противодействует Ему: «после пророков, – говорит святитель Златоуст, – являются лжепророки, после апостолов – лжеапостолы, за Христом явится антихрист». Как Христос проповедует людям истины спасительные, так диавол через своих слуг, отчаянных грешников, еретиков и лжеучителей, сеет в умах людей гибельную ложь и заблуждения, а в сердцах – разные пороки, приукрашивая все это подобиями истины и добра; поэтому Господь и называет их не другим каким-либо семенем, а именно – плевелами, которые походят с виду на пшеницу. «Диавол, – пишет святитель Златоуст, – пока не видит, к чему ему подделаться, ничего не начинает, даже не знает, как приступить к делу. Поэтому и теперь, приметив уже, что посеянного и укоренившегося он не мог ни похитить, ни заглушить, ни пожечь, вымышляет другого рода обман, а именно – всевает собственные семена». Он сеет свои плевелы тайно, незаметно, когда люди спят, когда недостаточно хранят ниву стражи, к ней приставленные, т.е. пастыри Церкви, когда и сами верующие живут беспечно, слишком доверчиво слушают всякого самозванца-учителя, и сами становятся плевелами на ниве Божией, слугами диавола, «сынами лукавого». «Спят люди духовно, когда беспечно закрывают очи ума и не хотят взирать на свет истины Евангельской, когда, подобно мечтающим во сне, не управляют мыслями своими, не обуздывают желаний своих. Спят они, а враг крадется во тьме забвения о Боге и законе Его и сеет свои плевелы», – говорит митрополит Филарет Московский. «Возвещая об этом, – поясняет святитель Златоуст, – Господь научает нас непрестанно бодрствовать, постоянно быть на страже. Но как, скажешь, возможно пробыть без сна? Без сна естественного невозможно, а без сна произвольного возможно. Потому и Павел сказал: //«Бодрствуйте, стойте в вере»// [[new:1kor:16:13|(1 Кор. 16:13)]]. В следующих словах притчи: //«когда взошла зелень и показался плод, тогда явились и плевелы»//, Господь с точностью описывает поведение еретиков: сначала они себя прикрывают, когда же кто-нибудь вступит с ними в разговор, тогда они изливают свой яд. Посмотри, какова злоба диавола. Он не сеял прежде, потому что нечего было погубить. Но когда уже все засеяно, сеет и он, чтобы испортить стоившее многих трудов земледельцу. Такую сильную вражду обнаружил во всем против Христа диавол!» Слуги, осмотрев поле, предлагают хозяину вырвать плевелы. Кто же эти слуги? Это люди, ревнующие о Господе, но не знающие, //«какого они духа»//, люди, подобные тем двум ученикам, которые хотели низвести огонь на негостеприимное самарянское селение. Их вопрос: откуда плевелы? изображает то смущение, удивление, недоумение, которые особенно сильно тревожили сердца ревнителей веры в первые века христианства при виде горьких смут от еретиков, волновавших Церковь Божию своими лжеучениями. Откуда в ней эти ереси и расколы? Господь отвечает на эти недоумения: враг это сделал; в нем едином источник всех зол, он всюду сеет плевелы... «Заметь, – говорит святитель Златоуст, – усердие слуг: они с нетерпением готовы уже выдернуть плевелы, хотя поступают не совсем осмотрительно. А это показывает их заботу о посеянном; они имеют в виду не то, чтобы наказан был сеявший плевелы, а единственно то, чтобы не погибло посеянное господином». Впрочем, избрав средство, не осмеливаются сами собой привести его в исполнение, но ожидают, что скажет господин и спрашивают его: //«хочешь ли?»// В этом вопросе слышится желание искоренять ереси и подавлять зло внешней силой, но Господь решительно запрещает такой способ борьбы со злом; во-первых, потому что истребляя еретиков и явных грешников, легко можно погубить с ними и праведных, во-вторых, потому что никто, кроме единого Бога Сердцеведца, не может безошибочно отличить лицемера от праведника; в-третьих, потому что многие из грешников еще могут перемениться и сделаться праведниками: «Многие, – говорит блаженный Августин, – исправляются, как Петр; многие терпимы, как Иуда; многие не обличаются до пришествия Господа, Который осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные помышления»; в-четвертых, для того, чтобы научить Своих терпению; в-пятых, чтобы показать грешникам Свое великое милосердие и тем оправдать строгость Своего правосудия и, в-шестых, чтобы дать случай праведным заслужить венец блаженства скорбями от грешников. Впрочем, Господь, по объяснению святителя Златоуста, не запрещает останавливать успехи еретиков, заграждать им уста, обуздывать их дерзость, нарушать их скопища и заговоры; но запрещает их убивать и истреблять. Внимай, какова красота Господа: Он не просто объявляет Свой приговор, но объясняет и причины, приводя на память слова Иоанна Крестителя, в которых изображен Он Судией. «Оставьте расти вместе то и другое до жатвы», а **; жатва есть кончина века**. «Итак, Церковь до конца веков будет совмещать в себе добрых и злых, без вреда для добрых, – говорит блаженный Августин. – Если и оказываются в Церкви плевелы, то это не препятствует нашей вере и любви; усматривая плевелы в Церкви, мы не должны от нее отпадать. Нам должно только стараться самим быть пшеницей, чтобы, когда пшеница будет собираема в житницы Господа, наши труды и попечения не остались безплодными». «Если бы Матфей, – говорит блаженный Феофилакт, – исторгнут был из этой жизни, когда был в числе плевел, то вместе с ним погибла бы имевшая впоследствии прозябнуть (произрасти) от него и пшеница слова его. Так точно и Павел, и разбойник, когда были плевелами, не были истреблены, чтобы впоследствии произросла их добродетель». Церковь Христова в нынешнем состоянии уподобляется ковчегу Ноеву, в котором вместе с чистыми были и нечистые животные, или неводу, в который вместе с рыбой попадают и разные гады... Поэтому тяжким грехом гордости духовной согрешают те, которые, подобно раскольникам, штундистам (сектантам в южных областях России, отвергающие Церковь) и сектантам, сами отделяют себя от единения с Церковью, указывая на то, что в ней много грешников... Придет время жатвы и жнецы Небесные отделят эти плевелы от пшеницы: **а жнецы суть Ангелы**, которые будут сопровождать Господа при Его Втором пришествии... **Посему как собирают плевелы и огнем сжигают, так будет при кончине века сего: пошлет Сын Человеческий Ангелов Своих, и соберут из Царства Его**, после всеобщего воскресения, **все соблазны и делающих беззаконие**, соберут хищников с хищниками, прелюбодеев с прелюбодеями, убийц с убийцами, богохульников с богохульниками... «Подумай, – замечает святитель Златоуст, – сколь неизреченно Его человеколюбие: когда сеет, то сеет Сам; когда же наказывает, то наказывает через других – через Ангелов»; **и ввергнут их**, делающих беззакония, **в печь огненную.** Поистине страшные слова! Адские мучения грешников Господь часто называет печью или геенной огненной, огнем вечным, неугасимым, озером огненным. И все эти выражения указывают на приговор столь нестерпимый, что Сын Человеческий сошел с Небес и вкусил все мучения смерти, чтобы избавить нас от самого ведения тайны страданий, которые заключаются в страшных словах: **там будет плач и скрежет зубов; тогда,** по удалении грешников, **праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их.** Господь, совершив суд над человеками, подобно некоему царю, восстав со Своими друзьями, поведет праведников в блаженное наследие. А для грешников будет сугубое наказание: они будут гореть и видеть себя лишенными славы! «Праведники воссияют», т.е. тогда святость их увенчается славой Небесной, подобно тому, как слава Господа явилась в минуту Его преображения, и все признают их сынами света, сынами Бога, Который есть Отец света, Свет, в Котором нет тьмы. Христос Спаситель есть солнце праведное: Ему уподобятся во славе и все праведники. **Кто имеет уши слышать, да слышит!** – заключил Господь объяснение притчи о плевелах... //**Троицкие листки. №801-1050.**// [<10>]