[<10>] ====== Толкования на Мф. 13:37 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 37-43 **Он же сказал им в ответ: сеющий доброе семя есть Сын Человеческий; поле есть мир; доброе семя, это сыны Царствия, а плевелы - сыны лукавого; враг, посеявший их, есть диавол; жатва есть кончина века, а жнецы суть Ангелы. Посему как собирают плевелы и огнем сжигают, так будет при кончине века сего: пошлет Сын Человеческий Ангелов Своих, и соберут из Царства Его все соблазны и делающих беззаконие, и ввергнут их в печь огненную; там будет плач и скрежет зубов; тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их. Кто имеет уши слышать, да слышит** **И отвещав**, говорит евангелист, **рече им: сеявый доброе семя, есть Сын человеческий. А село есть мир; доброе же семя, сии суть сынове царствия; а плевелы сынове неприязненнии. А враг, всеявый их, есть диавол; а жатва, кончина века есть; а жатели, ангели суть. Яко убо собирают плевелы, и огнем сожигают, тако будет в скончание века сего. Послет Сын человеческий ангелы Своя, и соберут от царствия Его вся соблазны, и творящих беззаконие. И ввергут их в пещь огненну; ту будет плач и скрежет зубом. Тогда праведницы просветятся яко солнце, в царствии Отца их**. Итак, если сам Он есть Сеятель, сеет на собственном поле и с Своего царства собирает, то ясно, что настоящий мир Ему принадлежит. Размысли же, как неизреченно Его человеколюбие, как Он готов благотворить и как далек от того, чтобы наказывать! Когда сеет, то сеет сам; когда же наказывает, то наказывает чрез других, именно чрез ангелов. **Тогда праведницы просветятся яко солнце, в царствии Отца их**. Это не значит, что они будут светиться, точно как солнце. Но так как мы не знаем другого светила, которое было бы блистательнее солнца, то Господь употребляет образы для нас известные. В других местах Христос говорит, что жатва уже наступила; так например, когда говорит о самарянах: //возведите очи ваши и видите нивы, яко плавы суть к жатве уже// [[new:in:04:35|(Ин. IV, 35)]]. И еще: //жатва убо многа, делателей же мало// [[new:lk:10:02|(Лк. X, 2)]]. Итак, почему же сказал Он там, что жатва уже наступила, а здесь говорит, что жатва еще будет? Потому, что слово жатва берет в разных значениях. Почему также, сказавши в другом месте: //ин есть сеяй, и ин есть жняй// [[new:in:04:37|(Ин. IV, 37)]], здесь говорит, что сеющий есть сам Он? Потому что там, говоря пред иудеями и самарянами, противополагает апостолов не Себе, но пророкам, так как Он сеял и чрез пророков. Точно также иногда одно и то же Он называет и жатвою и сеянием, принимая эти слова в разных отношениях. Когда Он разумеет благопокорность и послушливость слушателей, тогда, как окончивший свое дело, называет это жатвою. Когда же ожидает еще только плода от слышания, тогда именует это сеянием, а кончину - жатвою. А как в другом месте сказано, что праведники восхищены будут первые [[new:1sol:04:16|(1 Сол. IV, 16)]]? Точно, они первые восхищены будут в пришествие Христово. Но сперва грешные преданы будут наказанию, а потом уже праведные внидут в царство небесное. Праведникам точно надлежит быть на небе, и Господь придет на землю, будет судить всех людей, произнесет над ними приговор; потом, подобно некоему царю, восставши с Своими друзьями, поведет их в блаженное наследие. Видишь ли, что наказание будет сугубое: должны будут гореть - и видеть себя отчужденными от славы? Но для чего же наконец, когда народ разошелся, и с апостолами Христос беседует в притчах? Для того, что они, будучи вразумлены сказанным прежде, могли уже понимать притчи. Потому-то, когда по произнесении притчей Он спрашивает их: разумеете ли сия вся? они отвечают: //ей, Господи!// [[new:mf:13:51|(Мф. XIII, 51)]]. Таким образом притча, кроме прочего, произвела и то, что апостолов соделала проницательными. //**Беседы на Евангелие от Матфея.**// ===== Блж. Иероним Стридонский ===== Ст. 37-42 **Он же сказал им в ответ: сеющий доброе семя есть Сын Человеческий; поле есть мир; доброе семя, это сыны Царствия, а плевелы - сыны лукавого; враг, посеявший их, есть диавол; жатва есть кончина века, а жнецы суть Ангелы. Посему как собирают плевелы и огнем сжигают, так будет при кончине века сего: пошлет Сын Человеческий Ангелов Своих, и соберут из Царства Его все соблазны и делающих беззаконие, и ввергнут их в печь огненную; там будет плач и скрежет зубов** Он ясно изложил, что поле есть мир, сеятель - Сын Человеческий, доброе семя - сыны царства, сорная трава - сыны нечестивейшие (pessimi); сеятель сорной травы - дьявол; жатва - кончина мира; жнецы - ангелы. Все соблазны относятся к сорной траве, праведники признаются сынами Царствия. Таким образом, как я уже сказал выше, мы должны оказывать полную веру (accommodare fidem) тому, что изъяснено от Господа. А то, о чем Он умолчал, предоставляя нашему разумению, мы должны изложить кратко. Под людьми спящими понимай учителей Церквей; под рабами отца дома (patrisfamilias) нужно понимать не иного кого, как только ангелов, которые непрестанно (quotidie - ежедневно) видят лицо Отца [[new:mf:18:10|(Мф 18:10)]]. А дьявол называется врагом людей, ибо он перестал быть Богом, и в Девятом Псалме пишется о нем: //Восстань, Господи, чтобы не укрепился человек// [[old:ps:009:20|(Пс. 9:20)]]. Потому пусть бодрствует предстоятель Церкви, чтобы через его нерадение враг-человек не посеял сорной травы, то есть еретических учений. А слова: //Чтобы, собирая сорную траву, вы как-нибудь не повырвали вместе с нею и пшеницу// (см. [[new:mf:13:29|Мф. 13:29]]), дают грешнику время на раскаяние и убеждают нас не отсекать брата поспешно, чтобы развращенный ныне вредным учением завтра мог опомниться и начать защиту истины. Но дальнейшие слова: //Оставьте то и другое расти [вместе] до жатвы// как будто противоречат следующей заповеди: //Удалите зло от среды вашей// [[old:is:01:16|(Ис. I, 16)]]; и затем повелению: никоим образом не вступать в общение с теми, которые называются братьями, но в действительности являются блудниками и прелюбодеями. Ибо, если запрещается искоренение и если снисхождение должно быть оказываемо до времени жатвы, то каким образом возможно извергать находящихся в среде нашей? Между пшеницей и той сорной травой, которую мы называем куколем (//Пусть вместо пшеницы вырастает волчец и вместо ячменя куколь// [[old:iov:31:40|(Иов. 31:40)]]), пока она еще имеет вид травы и не дала колоса, есть большое сходство, и для различения их одной от другой или совсем нет признаков, или есть весьма трудно замечаемые признаки. Итак, Господь предупреждает, чтобы мы не спешили произносить приговор, когда дело возбуждает сомнение, а предоставляли окончательный суд Господу, чтобы, когда наступит день суда, Он мог извергнуть из общества святых не подозреваемого только в преступлении, а очевидного виновника в нем. А слова Его, что снопы сорной травы предаются огню, пшеница же собирается в житницу, ясно показывают, что еретики и лицемерные в вере должны быть сожжены огнем геены; святые же, называемые пшеницей, принимаются в житницы, то есть в небесные жилища. //**Толкование на Евангелие от Матфея.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== Ст. 37-42 **Он же сказал им в ответ: сеющий доброе семя есть Сын Человеческий; поле есть мир; доброе семя, это - сыны Царствия, а плевелы - сыны лукавого; враг посеявший их, есть дьявол; жатва есть кончина века, а жнецы суть ангелы. Посему как собирают плевелы и огнем сжигают, так будет при кончине века сего: пошлет Сын Человеческий ангелов Своих, и соберут из царства Его все соблазны и делающих беззаконие и ввергнут их в печь огненную; там будет плач и скрежет зубов** Что должно было сказать, то сказано выше. Ибо мы сказали, что здесь идет речь о ересях, которым позволено быть до конца мира. Если мы будем убивать и истреблять еретиков, подымутся раздоры и войны; а при раздорах и многие из верных, может быть, погибнут. Но и Павел, и разбойник были плевелами, прежде чем уверовать, но они не были истреблены в то время ради имеющей произрасти в них пшеницы, ибо в последующее время они принесли Богу плод, а плевелы пожгли огнем Святого Духа и пылом своей души. //**Толкование на Евангелие от Матфея.**// ===== Евфимий Зигабен ===== **Он же отвещав рече им: сеявый доброе семя есть Сын Человеческий** Сыном Человеческим называет Самого Себя по человечеству, в котором Он явился, и это говорит часто, желая тверже убедить, что Он истинно вочеловечился. Итак, это тебе будет понятно и впоследствии. //**Толкование Евангелия от Матфея.**// ===== Ориген ===== Ст. 37-43 **Он же сказал им в ответ: сеющий доброе семя есть Сын Человеческий; поле есть мир; доброе семя, это сыны Царствия, а плевелы - сыны лукавого; враг, посеявший их, есть диавол; жатва есть кончина века, а жнецы суть Ангелы. Посему как собирают плевелы и огнем сжигают, так будет при кончине века сего: пошлет Сын Человеческий Ангелов Своих, и соберут из Царства Его все соблазны и делающих беззаконие, и ввергнут их в печь огненную; там будет плач и скрежет зубов; тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их. Кто имеет уши слышать, да слышит** Когда же, как мы отметили, из всего Царства Христова будут собраны все соблазны, а творящие беззаконие помыслы будут брошены в печь огненную и [все] худшее будет истреблено, когда после совершения всего этого те, кто принял сынов лукавого, то есть его слова, придут в сознание, - **тогда праведники**, ставшие одним солнечным светом, **воссияют в Царстве Отца их**. Для кого же они воссияют, как не для тех, кто ниже их и кому надлежит насладиться их светом по образу того, как ныне сияет солнце для жителей земли? Ибо, конечно же, они воссияют не для себя. Может быть, слова: //Так да светит свет ваш перед людьми// [[new:mf:05:16|(Мф. 5:16)]] могут быть записаны //на скрижали сердца// [[old:pr:07:03|(Притч. 7:3)]], по словам Соломона, трояким образом: свет учеников Иисуса сияет ныне перед прочими людьми, затем - после смерти и до воскресения и, [наконец], - после воскресения, пока все не придут //в мужа совершенного// [[new:ef:04:13|(Еф. 4:13)]] и не станут одним солнцем: **тогда воссияют как солнце в царстве Отца их** [[new:mf:13:43|(Мф. 13:43)]]. //**Комментарий на Евангелие от Матфея.**// ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== **Он же сказал им в ответ: сеющий доброе семя есть Сын Человеческий** См. Толкование на [[new:mf:13:36#prot_ioann_buxarev|Мф. 13:36]] ===== Лопухин А.П. ===== **Он же сказал им в ответ: сеющий доброе семя есть Сын Человеческий** См. Толкование на [[new:mf:13:36#lopuxin_ap|Мф. 13:36]] ===== Троицкие листки ===== **Он же сказал им в ответ: сеющий доброе семя есть Сын Человеческий** См. Толкование на [[new:mf:13:36#troickie_listki|Мф. 13:36]] [<10>]