[<10>] ====== Толкования на Мф. 13:43 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их. Кто имеет уши слышать, да слышит** См. Толкование на [[new:mf:13:37#svt_ioann_zlatoust|Мф. 13:37]] ===== Свт. Григорий Палама ===== **тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их. Кто имеет уши слышать, да слышит** Почему же Он не сказал: «в царстве Божием», но – **«в царстве Отца их»**? – Для того, чтобы показать, что сначала человек должен стать сыном Божиим и достойным назвать Бога Отцем, и тогда справедливо становится затем наследником царства Его. Каким же образом человек становится сыном Божиим? – Уподоблением в делах; почему и Господь говорит в ответ Иудеям, говорящим, что //«мы дети Авраама»//: – //«Аще чада Авраамля бысте были, дела Авраамля бысте творили»// [[new:in:08:39|(Ин. 8:39)]]. И когда те в ответ сказали: //«Мы единаго Отца имамы – Бога»// [[new:in:08:41|(Ин. 8:41)]], то Он сказал им: //«Аще Бог Отец ваш бы был, любили бысте убо Мене: Аз бо от Бога изыдох, и приидох»// [[new:in:08:42|(Ин. 8:42)]]; //«вы отца вашего диавола есте, и похоти его хощете творити»// [[new:in:08:44|(Ин. 8:44)]]. **//Омилия 27, произнесенная во время жатвы.//** ---- Какое солнце? Конечно же то, которое тогда явится и ныне является достойным. Не ясно ли, что они приобретают саму энергию Солнца праведности? Недаром через них совершаются различные божественные знамения и передача Святого Духа. «Ибо», читаем, «как сей околоземной воздух, поднятый силою ветра, становится световидным под действием прозрачной чистоты эфира, так и отринувший замутненную и помраченную здешнюю жизнь человеческий ум, сделавшись благодаря чудотворной силе духа световидным и срастворившись с истинной и возвышенной чистотой, неким образом прозрачнеет и сам, пронизанный ее лучами, становится светом по обетованию Господа, возвестившего, что святые **воссияют как солнце**». Это, мы видим, происходит и на земле с зеркалом или водою: восприняв солнечный луч, они посылают от себя другой луч. Если оставим земной мрак, то либо подымемся ввысь и станем световидными, приблизившись к истинному Христову свету, либо истинный свет, светящий во тьме, снизойдет на нас и мы станем светом, как Господь говорит ученикам [[new:mf:05:14|(Мф.5:14)]]. Так боготворящий дар Духа есть несказанный свет и делает божественным светом обогатившихся им, не только наполняя их вечным светом, но и даруя им благодать знания и богодостойной жизни. Так Павел, по божественному Максиму, жил уже не тварной жизнью, но вечной жизнью Вселившегося [[new:gal:02:20|(Гал.2:20)]]; так пророки созерцали воочию никогда не бывшее; так увидел Бога всякий, кто воззрел на Него не через иноприродное, но через природный символ, – а неприродным символом Бога я называю тот, который и сам по себе в отдельности есть символ, видится или слышится чувством как таковым и воздействует через воздух, тогда как если око, видя нечто, видит не как око, но словно раскрывшись действием Духа, оно видит Бога не в иноприродном символе, почему мы и говорим тогда о «сверхчувственном чувстве». **//Триады в защиту священно-безмолвствующих. Триада III, 1.//** ===== Прп. Симеон Новый Богослов ===== **тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их. Кто имеет уши слышать, да слышит** О каком другом времени говорит сие Он, если не о времени второго пришествия Своего? И о каком другом солнце, если не о Себе самом, именуемом Солнцем правды, воссиявающем и сияющем во святых Своих? Это же явно говорит и Иоанн, наперсник Господень: //возлюбленнии, ныне чада Божия есмы, и не у явися, что будем; вемы же, яко, егда явится, подобни Ему будем// [[new:1in:03:02|(1Ин.3:2)]]. И Апостол Павел: //ныне разумею от части, тогда же познаю, якоже и познан бых// [[new:1kor:13:12|(1Кор.13:12)]]. **//Слова (Слово 45-е).//** ===== Прав. Иоанн Кронштадтский ===== **тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их. Кто имеет уши слышать, да слышит** Как противоположна участь праведников участи грешников после всеобщего Суда. Одни просветятся, как солнце, в Царствии Отца Небесного, а другие – во тьме кромешной будут вечно плакать и скрежетать зубами от страшных мучений и в гневе на себя самих [[new:mf:13:42|(Мф. 13:42)]]! //**Дневник. Том I. 1856.**// ---- Высокое существо — человек, чудное создание Божие, по образу Его сотворенное. Если в состоянии падения он способен к многим удивительным делам, которые он произвел и производит, как мы постоянно видим это и в истории, и в современном нам мире, то к чему он способен в состоянии святости и совершенства? Но более всего в нем заслуживает внимания, удивления, благоговения, благодарности всесердечной то, что он может уподобляться своему Создателю — Богу, что он предназначен к бессмертию, к вечному блаженству в Боге и с Богом, что он некогда просветится, как солнце, в Царствии Отца своего Небесного! Господь, предвидя эту славу верных и избранных Своих, говорит: **тогда**, во второе пришествие, **праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их**. //**Дневник. Том XVI. 11-е октября 1871 года.**// ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их.** [или: своего] **Кто имеет уши слышать, да слышит** В настоящей жизни свет святых сияет перед лицом людей, а после кончины мира праведники просияют, как солнце, в Царстве Отца своего. //**Толкование на Евангелие от Матфея.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их. Кто имеет уши слышать, да слышит** Так как солнце кажется нам сияющим более всех звезд, поэтому Господь сравнивает славу праведников с солнцем. Но они будут сиять ярче солнца. Так как Солнце правды есть Христос, то праведники просветятся тогда подобно Христу, ибо они будут, как боги. //**Толкование на Евангелие от Матфея.**// ===== Ориген ===== **тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их. Кто имеет уши слышать, да слышит** См. Толкование на [[new:mf:13:37#origen|Мф. 13:37]] ===== Евфимий Зигабен ===== **тогда праведницы просветятся яко солнце в Царствии Отца их. Имеяй ушы слышати да слышит** **тогда праведницы, просветятся яко солнце в Царствии Отца их** В самом деле, – так как сияние Божие будет тогда окружать их, то и сами они преобразуются и сделаются как бы богоподобными, а следовательно, будут блистать светлее солнца. Почему Он говорит: **яко солнце**? Потому что нужно было воспользоваться известным им примером; но им ничего не было известно блистательнее солнца. ** Имеяй ушы слышати да слышит** Это часто присоединяет в заключение, чтобы побудить их быть проницательнее. //**Толкование Евангелия от Матфея.**// ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== **тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их. Кто имеет уши слышать, да слышит** См. Толкование на [[new:mf:13:40#prot_ioann_buxarev|Мф. 13:40]] ===== Лопухин А.П. ===== **тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их. Кто имеет уши слышать, да слышит** Объясняя это место, Феофилакт говорит: “так как солнце правды есть Христос, то праведники просветятся тогда, подобно Христу, ибо они будут как боги”. Некоторые еретики делали из слов Христа странные выводы и думали, что в воскресении тело наше преобразуется в шар и будет похоже на солнечное тело. Такое мнение разделял Ориген. Но здесь не говорится о том, что праведники сделаются солнцами, а только, что они просветятся, как солнце. Имеется ввиду, конечно, духовный свет. Пророчество относится к будущему, и потому истолковывать его в каком-либо точно определенном виде было бы преждевременно. //**Толковая Библия.**// ===== Троицкие листки ===== **тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их. Кто имеет уши слышать, да слышит** См. Толкование на [[new:mf:13:36#troickie_listki|Мф. 13:36]] [<10>]