[<10>] ====== Толкования на Мф. 13:47 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 47-48 **Еще подобно Царство Небесное неводу, закинутому в море и захватившему рыб всякого рода, который, когда наполнился, вытащили на берег и, сев, хорошее собрали в сосуды, а худое выбросили вон** Но чтобы мы не слишком полагались на одну проповедь, и чтобы не подумали, что одной веры достаточно нам ко спасению, Господь произносит новую грозную притчу. Какую же именно? Притчу о неводе. **Подобно есть царствие небесное неводу, ввержену в море, и от всякаго рода собравшу. Иже егда исполнися, извлекоша и на край, и седше избраша добрыя в сосуды, а злыя извергоша вон**. Чем различается эта притча от притчи о плевелах? И там одни спасаются, а другие погибают. Но там одни погибают от принятия вредных учений, а другие, о которых сказано выше, от невнимания к слову (Божию); здесь же причиною погибели бывает порочная жизнь. Так погибающие всех несчастнее: они и познание приобрели, и уловлены были, но при всем том не могли спастись. В других местах говорится, что отделяет сам Пастырь; здесь же приписывается это ангелам, как и в притче о плевелах. Что же это значит? То, что Господь беседует с учениками иногда менее, а иногда более возвышенно. И эту притчу изъясняет Он не по просьбе учеников, а по собственному изволению; притом истолковал одну часть ее, и тем увеличил страх. Чтобы ты, слыша, что злых извергли только вон, не почел такой гибели еще не опасною, Христос в изъяснении указывает образ наказания, говоря, что ввергнут в пещь, где будет скрежет зубов и несказанное мучение. Видишь ли, сколько путей к погибели? Камень, терния, путь, плевелы, невод. Итак, не напрасно сказано, что широкий есть //путь вводяй в пагубу, и мнози суть входящии им// [[new:mf:07:13|(Мф. VII, 13)]]. //**Беседы на Евангелие от Матфея.**// ===== Свт. Григорий Двоеслов ===== Ст. 47-48 **Еще подобно Царство Небесное неводу, закинутому в море и захватившему рыб всякого рода, который, когда наполнился, вытащили на берег и, сев, хорошее собрали в сосуды, а худое выбросили вон** Опять **Царство Небесное** называется подобным **неводу, закинутому в море и захватившему рыб всякого рода, который, когда наполнился, вытащили на берег**, и хорошие рыбы собираются в сосуды, а негодные извергаются вон. Она собирает **рыб всякого рода**, потому что призывает к отпущению грехов мудрых и глупых, свободных и рабов, богатых и бедных, сильных и слабых. Поэтому через псалмопевца говорится Богу: //К Тебе прибегает всякая плоть// [[old:ps:064:03|(Пс. 64:3)]]. Этот невод всецело наполняется именно тогда, когда в своем конце заключается сумма человеческого рода. Его извлекают и садятся на безопасный берег, потому что как море означает [настоящий] век, так берег моря - конец века. //**Сорок гомилий на Евангелия.**// ===== Свт. Иларий Пиктавийский ===== **Еще подобно Царство Небесное неводу, закинутому в море и захватившему рыб всякого рода** Вполне справедливо Господь сравнил Свою проповедь с сетью. Ибо, приходя в мир без ущерба для мира, она собирает живущих в мире наподобие сети, которая, проникая в море, приводится в такое волнение в пучине, что, проходя через все тело этой стихии, извлекает заключенных в ее круговороте и выводит нас из мира на свет истинного солнца, выбирая честных, отбрасывая плохих и показывая испытание будущего суда. //**Комментарий на Евангелие от Матфея.**// ===== Свт. Филарет (Дроздов) ===== **Еще подобно Царство Небесное неводу, закинутому в море и захватившему рыб всякого рода** Видите, что Он уловляет человеков для того, чтобы привлечь их в царствие небесное. Мрежею слова истины и спасительных заповедей Он объемлет их, собирает, ограждает, и благодатною силою крестною, при свободном послушании, влечет их, как из воды в воздух и на брег, из жизни плотской в духовную, от греха к святости, от обуревания страстей к тишине безстрастия, от текущаго к постоянному, от тленнаго к нетленному, от временнаго к вечному, от земнаго к небесному, от мира к Богу и Его вечноблаженному царствию. После сего можно ли не сказать: счастлив тот, кто уловлен мрежею Христовою и охотно следует ея влечению? Или, напротив, будет кто жаловаться, что тесно в Евангельском неводе? Не станем отрицать сего: ибо и сам Христос не только не отрицал, но и провозгласил, что //узкая врата и тесный путь вводяй в живот// [[new:mf:07:13|(Мф. 7:13)]]. Но помысли жалующийся на тесноту пути Христова, будет ли тебе просторнее, если, уклонясь от мрежи Евангельской, или вырвавшись из нея, немногие дни поиграешь на просторе моря житейскаго, а потом впадешь на веки в челюсти глубиннаго змия? Помысли, что тесная мрежа Христова влечет тебя к безпредельному пространству райскому и небесному, пред которым сей, простором тебя прельщающий, мир теснее и хуже рыбарской мрежи. Помысли, что и у мира много своих сетей, которыми он тебя ловит, и теснит, и губит. Если в нем иногда просторно для плоти: то тем более тесно для духа. Напротив того, во мреже Евангельской если несколько и тесно для плоти: за-то в то же время пространно для духа, поколику Евангельскими заповедями обузданная и укрощенная плоть не препятствует духу, из вод чувственности возлетать к воздуху небесному. «Благословен еси, Христе Боже наш, иже премудры ловцы явлей, ниспослав им Духа Святаго, и теми уловлей вселенную!» Тропарь Пятидесятницы. Для нас же, братия, в особенности, благословен во Христе ловец Христов Андрей Первозванный, на горах Днепровских положивший удицу Креста в залог и предзнаменование, что ею после будет уловлен Равноапостольный Владимир и его народ. //**256. Беседа в неделю вторую по Пятдесятнице и в день рождения Благочестивейшаго Государя Императора Николая Павловича (Говорена в Успенском соборе Июля 25-го; напечатана в Твор. Св. От. 1850 г. и в собр. 1861 г.) 1850 год**// ===== Прп. Антоний Великий ===== Ст. 47-48 **Царствие Небесное подобно мреже, заброшенной в море и собиравшей от всякого рода. Когда мрежа наполнится, ее вытаскивают на борт и, сев, бросают хорошую рыбу в ведра, а худую – выбрасывают вон** К Евангельскому учению Господа, сказавшего: //«Пойдите за Мной, и я сделаю вас ловцами человеков»//[[new:mf:04:19|(Мф. 4:19)]], – я думаю, можно применить образ мрежи, с помощью которой Апостолы были ловцами бессмысленных рыб, сплетая и сшивая огромные сети из Ветхого и Нового Завета. Они опустили их в жизнь эту, как в море, вместо бессмысленных ловя мыслящих, так и теперь последователи Апостолов собирают от всякого рода – и лукавых, и благих. Праведников и грешников они ловят божественной сетью проповедания, невредимо при этом проходя по морю [жизни], богоносимы Писанием и Духом. Во множестве тела попадают в сети; великий в пророках Исайя более чем за пятьсот лет возвестил: //«И будет тогда жить волк с ягненком, и рысь лежать рядом с козой, и волк и медведь купно есть с волом траву (плевы), и теленок и лев вместе пастись, и Отрок младой поведет их»// (см. [[old:is:65:25|Ис. 65:25]]). Нераздельный обозначается духовный собор: ибо вместе в нем питаются в Духе хищники и убийцы, кроткие и страшные, предводительствуемые малым Отроком. О Нем и в другом месте сказал тот же Пророк: //«Отрок родился у нас Сын, и дарован нам, и нарицается имя Его Бог крепок Владыка»//. А когда наступит время конца [мира], то вытащат сеть на борт, и по велению Христову вместе с Ангелами сделают различение в этом сонме, отделяя грешников от среды праведников. //**Вопросы св. Сильвестра и ответы прп. Антония. Вопрос 203.**// ===== Блж. Иероним Стридонский ===== Ст. 47-50 **Еще царство небесное подобно сети, опущенной в море и поймавшей рыбы всякого рода. Когда же она наполнилась, то ее вытащили и сидя у берега, хорошую рыбу собрали в сосуды, а дурную выбросили вон. Так будет и при кончине мира: выйдут ангелы и отделят злых от среды праведников, и бросят их в печь огненную, там будет плач и скрежет зубов** По исполнении пророчества Иеремии, который говорит: //Вот, Я пошлю множество рыболовов// [[old:ier:16:16|(Иер. 16:16)]], то есть после того, как Петр, Андрей и сыны Зеведея - Иаков и Иоанн услышали: //Идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков// [[new:mf:04:19|(Мф. 4:19)]], они соткали себе сеть из евангельских учений Ветхого и Нового Завета и бросили ее в море этого мира, она и доныне простирается в глубине вод, схватывая в соляных и горьких пучинах все, что ни попадет в нее, то есть и добрых, и злых людей, или лучших и худших рыб. Когда же настанет кончина мира, - как Он сам сказал немного ниже, - тогда сеть будет вытащена на берег, тогда и будет показан истинный суд [или: признак] для отделения одних рыб от других, и, как бы в некоем безопаснейшем пристанище от бурь, добрые будут положены в сосуды небесного жилища, а злых охватит огонь геенны, чтобы высушить и сжечь их. //**Толкование на Евангелие от Матфея.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== Ст. 47-50 **Еще подобно Царство Небесное неводу, закинутому в море и захватившему рыб всякого рода, который, когда наполнился, вытащили на берег и севши хорошее собрали в сосуды, а худое выбросили вон. Так будет при кончине века: изыдут ангелы и отделят злых из среды праведных, и ввергнут их в печь огненную: там будет плач и скрежет зубов** Страшна эта притча, ибо она показывает, что если мы и веруем, но не имеем доброй жизни, то брошены будем в огонь. Невод - это учение рыбаков-апостолов, которое соткано из знамений и пророческих свидетельств, ибо о чем ни учили апостолы, они подкрепляли это чудесами и словами пророков. Итак, этот невод собрал от всех родов людей - варваров, еллинов, иудеев, блудников, мытарей, разбойников. Когда же он наполнен, то есть когда мир кончил свое существование, тогда находящиеся в неводе разделяются. Ибо хотя бы мы и веровали, но если окажемся дурными, то будем выброшены вон. Не таковые же будут сложены в сосуды, разумею, вечные жилища. Всякое же действие, доброе ли или злое, говорят, есть пища души, ибо и душа имеет мысленные зубы. Итак, душа будет скрежетать ими тогда, сокрушая свои деятельные силы за то, что делала таковое. //**Толкование на Евангелие от Матфея.**// ===== Ориген ===== **Еще подобно Царство Небесное неводу, закинутому в море и захватившему рыб всякого рода** Следует считать, что слова о том, что **Царство Небесное** уподоблено **неводу, закинутому в море и захватившему рыб] всякого рода**, сказаны, чтобы показать многообразие человеческих произволений, в высшей степени различных между собой, так что выражение **захватившему [рыб] всякого рода** относится как к тем, кто достоин похвалы, так и к тем, кто достоин порицания, по причине своих наклонностей к [тем или иным] видам добродетелей или пороков. Кроме того, Царство Небесное уподоблено замысловатому плетению невода ввиду сплетения Ветхого и Нового Писания из многочисленных и разнообразных мыслей. Этот невод заброшен в море, то есть в волнующуюся по всей вселенной жизнь людей, плавающих в горько-соленых делах жизни. До нашего Спасителя Иисуса этот невод не был весь наполнен, ибо сплетению закона и пророков недоставало Того, Кто сказал: //Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить// [[new:mf:05:17|(Мф. 5:17)]]. И плетение невода наполнилось Евангелиями и словами Христа, [распространившимися] через апостолов. Поэтому **подобно Царство Небесное неводу, закинутому в море и захватившему [рыб] всякого рода**. //**Комментарий на Евангелие от Матфея.**// ===== Евфимий Зигабен ===== **Паки подобно есть Царствие Небесное неводу ввержену в море и от всякаго рода собравшу** Царством Небесным опять называет учение веры, морем – мир, по причине горечи и волн искушений,) всяким родом рыб – множество всякого рода обитающих в нем людей, мужей, жен, детей, стариков, безбрачных, находящихся в браке и др., или также – различные народы. //**Толкование Евангелия от Матфея.**// ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== Ст. 47-50 **Еще подобно Царство Небесное неводу, закинутому в море и захватившему рыб всякого рода, который, когда наполнился, вытащили на берег и, сев, хорошее собрали в сосуды, а худое выбросили вон. Так будет при кончине века: изыдут Ангелы, и отделят злых из среды праведных, и ввергнут их в печь огненную: там будет плач и скрежет зубов** Эта притча о **неводе** сходна с притчею о семени и плевелах [[new:mf:13:24|(ст. 24-30,]] [[new:mf:13:37|37-42)]]. **Море** означает мир; **невод** – учение церкви, веры; им, как рыба из воды на берег, извлекаются люди из жизни плотской в духовную, от греха к святости, от тленного к нетленному, от временного к вечному, от мира к Богу и Его вечно блаженному царствию. **Рыбари** – это Христос, апостолы и преемники апостолов – пастыри и учители церкви. «Этот-то невод, – говорит блаженный Феофилакт, – собрал рыб от всякого рода, т. е. варваров, эллинов, Иудеев, блудников, мытарей, разбойников». Хорошее (**добрыя**) – хорошая рыба, годная к употреблению, означает хороших праведных людей; а худое (**злыя**), т. е. худая рыба, мертвая или вредная для употребления, означает людей худых, грешных; **берег** и разборка рыбы означают кончину века и страшный суд, когда праведники будут отделены от грешников, первые для блаженства в царстве небесном, а вторые для мучения **в печи огненной** – в аду (о названии ада огненною печью чит. в объясн. [[new:mf:13:42#prot_ioann_buxarev|42 ст.)]]. **//Толкование на Евангелие от Матфея.//** ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 47-48 **Еще подобно Царство Небесное неводу, закинутому в море и захватившему рыб всякого рода, который, когда наполнился, вытащили на берег и, сев, хорошее собрали в сосуды, а худое выбросили вон** По мысли и форме притча есть вариант второй притчи о плевелах [[new:mf:13:30|(ст. 30,]] [[new:mf:13:40|40-43)]]. Рыбаки, бросающие сеть в море, едва ли суть другие лица сравнительно с теми, которые вытаскивают сеть на землю и отделяют хорошее и худое. “Хорошие” ни в каком случае не превосходная степень и не = optimos. Притча о неводе — только у Матфея. //**Толковая Библия.**// ===== Троицкие листки ===== **Еще подобно Царство Небесное неводу, закинутому в море и захватившему рыб всякого рода** См. Толкование на [[new:mf:13:44#troickie_listki|Мф. 13:44]] [<10>]