[<10>] ====== Толкования на Мф. 14:24 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **А лодка была уже на средине моря, и ее било волнами, потому что ветер был противный** См. Толкование на [[new:mf:14:23#svt_ioann_zlatoust|Мф. 14:23]] ===== Свт. Григорий Палама ===== **А лодка была уже на средине моря, и ее било волнами, потому что ветер был противный** Не больше тогда был противный им бездушный ветер, чем позднее – Дометиан и Траян и Нерон; но лучше сказать, что эти и подобные им люди были жестокими и страшными волнами, восстающими на Церковь, возбуждающий же и поднимающий их противный ветер – дух лукавый, диавол, всегдашний враг Церкви Христовой. **//Омилия 32, его же омилия на 9-е воскресное Евангелие по Матфею.//** ===== Свт. Николай Сербский ===== Ст. 24-25 **А лодка была уже на средине моря, и ее било волнами, потому что ветер был противный. В четвертую же стражу ночи пошел к ним Иисус, идя по морю** Когда ученики вечером спускали лодку на воду, море было спокойным, однако затем подул противный ветер, поднялись огромные волны, какие часто бывают на том море, лодку качало из стороны в сторону, и ученики были в большой беде и великом страхе. Господь наш Иисус Христос все сие предвидел, но Он намеренно хотел подвергнуть Своих учеников опасности, чтобы они почувствовали свое полное без Него бессилие, и вера их в Него утвердилась. Чтобы они вспомнили о той ранее бывшей морской буре, когда Он был с ними в лодке и они, устрашенные, разбудили Его криком: //«Господи! спаси нас, погибаем»// [[new:mf:08:24|(Мф. 8:24–25)]], вспомнили и пожелали, чтобы Он и теперь был с ними. Чтобы они заранее ощутили и познали истинность Его святых слов, кои Он скажет им только при расставании: //«без Меня не можете делать ничего»// [[new:in:15:05|(Ин. 15:5)]]. Во время той, прежней, морской бури ученики подверглись меньшему искушению, а их вера – более легкому испытанию. Ибо тогда Он был с ними в лодке, но только спал. Теперь же, во время этой второй бури, им было попущено намного более сильное искушение, и гораздо серьезнее испытывалась их вера. Ибо Он отсутствовал, Он был вдали от них, на горе в пустынном месте. Как докричаться до Него? Как поведать Ему о своей беде? Кто передаст Ему: Господи! спаси нас, погибаем? Некому. Ученики в тот момент считали себя обреченными на гибель. Как будто может погибнуть ходящий в законе Господнем! Ах, сколь дивное поучение праведнику: не отчаивайся на пути, которым тебя управляет Господь; веруй, что Пославший тебя печется о тебе и знает о бедах твоих, но не сразу поспешает на помощь, дабы искусить твою веру, словно злато огнем. Когда ученики впали в отчаяние и уже дошли до его последней степени, внезапно им явился Христос, идущий по волнам. Сие произошло **в четвертую же стражу ночи**, то есть перед самым рассветом. Ибо иудеи, как и господствующие над ними римляне, разделяли ночь на четыре стражи. Каждая из страж длилась три часа. Господь явился ученикам в четвертую стражу ночи, что означает – в четвертую или последнюю четверть, перед рассветом. //**Беседы на Евангелие.**// ===== Блж. Августин ===== **А лодка была уже на средине моря, и ее било волнами, потому что ветер был противный** Тем временем **лодка**, в которой плывут ученики, - то есть Церковь - содрогается и раскачивается среди штормовых волн; да и **ветер противный** не стихает, то есть ее противник диавол препятствует тому, чтобы ветер успокоился. Однако величественнее Тот, Кто заступается за нас, ибо среди превратностей жизни нашей Он подает нам уверенность, приходя к нам и укрепляя нас, чтобы мы в смятении не оказались выброшенными из лодки за борт. Ведь лодка, пусть и подвергается опасности, все же остается лодкой. Одна она несет учеников и принимает Христа. Она действительно находится в опасности на воде, но без нее они тут же погибнут. Так что оставайся в лодке и моли Бога. И вот когда окажутся бесполезны любые советы, беспомощен руль, если натягивание парусов несет больше опасности, чем пользы, когда нет уже помощи человеческой и не осталось сил, тогда для плывущих остается только одно - возопить к Богу. Ведь Тот, Кто заботится о плывущих, чтобы они целыми прибыли в порт, разве оставит Церковь, чтобы не привести ее к миру и покою? //**Проповеди.**// ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **А лодка была уже на средине моря, и ее било волнами, потому что ветер был противный** Вполне основательно апостолы как бы с неохотой и раздумьем оставили Господа, чтобы не претерпеть кораблекрушения в Его отсутствие. Действительно, пока Господь проводил время в молитве на вершине горы, поднялся неблагоприятный ветер, взволновал море, и апостолы устрашились, а грозный призрак кораблекрушения представлялся им до тех пор, пока не явился Иисус. //**Толкование на Евангелие от Матфея.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **А лодка была уже на средине моря, и ее било волнами, потому что ветер был противный** См. Толкование на [[new:mf:14:23#blzh_feofilakt_bolgarskij|Мф. 14:23]] ===== Евфимий Зигабен ===== **Корабль же бе посреде моря влаяся волнами: бе бо противен ветр** Опять ученики подвергаются опасности от волн, как и прежде. Но прежде, так как они были более несовершенны, Христос присутствовал и Сам для их утешения, хотя и спал; теперь же, так как они стали совершеннее, Он отсутствовал, чтобы не имея ниоткуда утешения, они были мужественнее. //**Толкование Евангелия от Матфея.**// ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== **А лодка была уже на средине моря, и ее било волнами, потому что ветер был противный** «Почто Изводяй ветры от сокровищ своих и Владычествуяй державою морскою не извел ветра попутного для учеников своих?» – вопрошает один из святителей (Никан. Астрах.) и отвечает: «Он сделал так для того, чтобы приучить их к бедствиям, какие им предстояли при проповеди евангельской по всей вселенной». Равным образом Господь и не спешил к апостолам на помощь – для того, чтобы побудить их к молитве о помощи. **//Толкование на Евангелие от Матфея.//** ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 24-25 **А лодка была уже на средине моря, и ее било волнами, потому что ветер был противный. В четвертую же стражу ночи пошел к ним Иисус, идя по морю** ([[new:mk:06:48|Мк. 6:48;]] [[new:in:06:19|Ин. 6:19]], с довольно значительными различиями). Марк один добавляет: “хотел миновать их.” Ночные посты и стражи сменялись у иудеев и греков три раза в течение ночи. У римлян было четыре стражи, и этот обычай, со времени Помпея, распространился и в Палестине. На четыре стражи намекается в [[new:act:12:04|Деян. 12:4]] и прямо говорится здесь у Матфея и Марка. Четыре воина, из которых обыкновенно состояла стража, назывались кватернионом, и четыре кватерниона сменялись в течение ночи (ср. [[new:in:19:23|Ин. 19:23]]). Так как насыщение народа было около времени Пасхи [[new:in:06:04|(Ин. 6:4)]], т.е. в последней половине марта или начале апреля, или около времени весеннего равноденствия, когда ночь равнялась дню, то четвертая стража ночи была около трех часов утра. Буря же продолжалась в течение трех ночных стражей до четвертой. В течение девяти часов ученики с трудом проплыли 25 или 30 стадий (стадия приблизительно равна 182 или 192 метрам). //**Толковая Библия.**// ===== Троицкие листки ===== **А лодка была уже на средине моря, и ее било волнами, потому что ветер был противный** См. Толкование на [[new:mf:14:22#troickie_listki|Мф. 14:22]] [<10>]