[<10>] ====== Толкования на Мф. 14:32 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 32-36 **И, когда вошли они в лодку, ветер утих. Бывшие же в лодке подошли, поклонились Ему и сказали: истинно Ты Сын Божий. И, переправившись, прибыли в землю Геннисаретскую. Жители того места, узнав Его, послали во всю окрестность ту и принесли к Нему всех больных, и просили Его, чтобы только прикоснуться к краю одежды Его; и которые прикасались, исцелялись** **И влезшим им в корабль, тогда преста ветр** [[new:mf:14:32|(ст. 32)]]. Раньше при подобном случае говорили: //кто есть человек Сей, яко и ветры и море послушают Его// (см. [[new:mf:08:27|Мф. 8:27]])? А теперь говорят иначе. **Сущии в корабли**, говорит евангелист, **пришедше поклонишася Ему, глаголюще: воистину Божий сын еси** [[new:mf:14:33|(ст. 33)]]! Видишь ли, как Господь мало-помалу вел всех выше и выше? Оттого, что Сам ходил по морю, велел другому сделать то же, и спас его от опасности, вера в учениках весьма уже возросла. Тогда запретил Он морю, а теперь не запрещает; но иначе, в высшей мере, показывает Свое могущество. Потому и говорили: **воистину Божий Сын еси**. Что ж? Запретил ли Он говорить так? Совершенно напротив, даже подтвердил сказанное тем, что с большею властью и не по прежнему стал исцелять приходящих к Нему. **И пришедше**, говорит евангелист, **приидоша в землю Генисаретскую** [[new:mf:14:34|(ст. 34)]]. **И познавше Его мужие места того, послаша во всю страну ту, и принесоша к Нему вся болящия** [[new:mf:14:35|(ст. 35)]]. **И моляху Его, да токмо прикоснутся воскрилию ризы Его: и елицы прикоснушася, спасены быша** [[new:mf:14:36|(ст. 36)]]. Теперь приступили к Нему не с такими уже просьбами, как прежде: не зовут Его в дом, не домогаются, чтобы прикоснулся рукою, или приказал словом; напротив, с возвышеннейшим любомудрием и с обильнейшею верою просят об исцелении. Кровоточивая жена всех научила любомудрию. Между тем евангелист, желая показать, что И. Христос давно уже не был в этой стране, говорит: **познавше мужие места того, послаша во всю страну ту, и принесоша к Нему вся болящия.** Однако время не только не истребило веры (в народе), но еще увеличило ее и сохранило во всей силе. //**Толкование на Евангелие от Матфея. В двух книгах. Книга II.**// ===== Свт. Иларий Пиктавийский ===== **И, когда вошли они в лодку, ветер утих** Как только Он вошел в лодку,** ветер стих** и море успокоилось: после возвращения сияния вечности в Церкви наступает мир и покой. А поскольку тогда Его приход будет явным, то все в восхищении воскликнут: «//Истинно, Ты - Сын Божий//» (см. [[new:mf:14:33|Мф. 14:33]]). Тогда все люди с абсолютной уверенностью и открыто заявят, что Сын Божий восстановил мир в Церкви, уже не смирением тела, а славой небесной. //**Комментарий на Евангелие от Матфея.**// ===== Свт. Григорий Палама ===== **И, когда вошли они в лодку, ветер утих** Когда они вошли в корабль, т.е., Иисус и Петр, вышедший к Нему из лодки, перестал ветер, и, переправившись, они прибыли на землю. Так и Господь и все преставившиеся от нас Святые, которых собою предызобразил Петр, во время Второго Пришествия Христова будут с нами, и запретит Он окончательно духовному противному ветру, и мы, перейдя многоволненное море жизни, приидем в землю кротких, идеже отбеже всякая болезнь, печаль и воздыхание. **//Омилия 32, его же омилия на 9-е воскресное Евангелие по Матфею.//** ===== Свт. Николай Сербский ===== **И, когда вошли они в лодку, ветер утих** Как только Христос вошел в лодку, ветер перестал дуть. Не сам собою ветер утих, но по повелению Господа нашего Иисуса Христа. Ибо хотя здесь не говорится прямо, как при описании той первой знаменитой бури, что Христос запретил ветрам и морю [[new:mf:08:26|(Мф. 8:26)]], тем не менее это понятно и так. Несомненно, евангелист Матфей полагает, что ветер утих если не по явному, то по тайному повелению Христову. Яснее сие выражает евангелист Марк, говоря: //«И вошел к ним в лодку, и ветер утих»// [[new:mk:06:51|(Мк. 6:51)]]. Однако из этих слов не следует, что Христос гласно запретил ветру. Ветер был успокоен самим Его могуществом и мыслью. Внутренний смысл сего вхождения Христова в лодку и усмирения ветра достаточно ясен. Когда Живый Господь наш Иисус Христос войдет в лодку нашего тела, чрез Святое ли Причастие, или чрез молитву, или каким-либо другим благодатным путем, ветры страстей в нас утихают, и лодка спокойно плывет к своему берегу. //**Беседы на Евангелие.**// ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **И, когда вошли они в лодку, ветер утих** См. Толкование на [[new:mf:14:31#blzh_ieronim_stridonskij|Мф. 14:31]] ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **И, когда вошли они в лодку, ветер утих** См. Толкование на [[new:mf:14:31#blzh_feofilakt_bolgarskij|Мф. 14:31]] ===== Евфимий Зигабен ===== **И влезшема има в корабль, преста ветр** Не тотчас они вошли в лодку, но при сильно налегающем ветре прошли еще большое пространство для уверения Петра и обличения его маловерия. Иоанн ([[new:in:06:21|6:21]]) говорит, что ученики хотели взять Иисуса Христа в лодку, и тотчас лодка пристала к берегу, куда плыли. Отсюда ясно, что тогда только они вошли в лодку, когда она была близко от берега. //**Толкование Евангелия от Матфея.**// ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== Ст. 32-33 **И, когда вошли они в лодку, ветер утих. Бывшие же в лодке подошли, поклонились Ему и сказали: истинно Ты Сын Божий** **Поклонишася** (поклонились) **Ему** – в знак благоговения. **Воистину Божий Сын еси** (истинно Ты Сын Божий), т. е. Мессия, единородный Сын Бога Отца, воплотившийся для спасения рода человеческого. Чудеса: необыкновенное умножение хлебов [[new:mf:14:17|(17-21 ст.)]], чудесное хождение Самого Иисуса Христа и с Ним ап. Петра по воде и утишение бури вызвали со стороны учеников Его твердое исповедание веры в то, что Он Христос – Мессия. **//Толкование на Евангелие от Матфея.//** ===== Лопухин А.П. ===== **И, когда вошли они в лодку, ветер утих** ([[new:mk:06:51|Мк. 6:51]], где говорится только об одном Спасителе, что Он вошел в лодку). У Матфея — множественное число — //“вошли они.”// Марк говорит об одном Спасителе, потому что раньше сообщил о хождении только Его одного по морю. Иоанн [[new:in:06:21|6:21]] говорит: “они хотели принять Его в лодку.” Отсюда выводили, что если ученики хотели, то Сам Христос не хотел этого, а вместе с Петром прошел много, чтобы утвердить его веру; но когда они подходили к берегу, то вошли в лодку. //**Толковая Библия.**// ===== Троицкие листки ===== **И, когда вошли они в лодку, ветер утих** См. Толкование на [[new:mf:14:22#troickie_listki|Мф. 14:22]] [<10>]