[<10>] ====== Толкования на Мф. 14:33 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Бывшие же в лодке подошли, поклонились Ему и сказали: истинно Ты Сын Божий** См. Толкование на [[new:mf:14:32#svt_ioann_zlatoust|Мф. 14:32]] ===== Свт. Хроматий Аквилейский ===== **Бывшие же в лодке подошли, поклонились Ему и сказали: истинно Ты Сын Божий** В том, что Господь во время шторма вошел в лодку и смирил ветер, в том, что **бывшие в лодке пришли** и **поклонились Ему**, следует видеть то, что Господь наш и Спаситель, когда пройдет шторм гонений, снова в последние дни придет к ученикам Своим и Церкви Своей. Для того Он святого Петра сделал первым из апостолов и вручил ему овец Своих, сказав: //паси овец Моих// [[new:in:21:17|(Ин. 21:17)]]. Когда апостолы в Церкви верующих, словно находясь в лодке, узрели славу воскресения Господа, то, восхищаясь Господом и Спасителем нашим, они возвестили роду человеческому, что Он **истинно Сын Божий**. //**Трактат на Евангелие от Матфея.**// ===== Свт. Григорий Палама ===== **Бывшие же в лодке подошли, поклонились Ему и сказали: истинно Ты Сын Божий** Потому что и тогда (во время Второго Пришествия Христова): //«О имени Иисусове всяко колено поклонится небесных и земных и преисподних: и всяк язык исповесть, яко Господь Иисус Христос в славу Бога Отца»// [[new:fil:02:10|(Фил.2:10–11)]]. Но оставив уже символическое сравнение, вспомним начало нашей темы, именно: что искушения полезны не только для совершенных в вере, как Иову и Петру и Павлу и подобным, но и несовершенных делают совершенными; потому что и в данном случае не только Петр и не только иные Ученики, которые тогда и сами еще были несовершенными, но и все бывшие в лодке, настолько, вследствие постигшего их оного волнения, получили пользу в отношении своей веры, что и подвигнулись, придя, поклониться Иисусу и сказать Ему: **«Воистинну Божий Сын еси»**. Значит, прекрасно говорит Апостол, которого в начале мы привели, что //«Блажен муж, иже претерпит искушение: зане искусен быв, приимет венец жизни»// [[new:iak:01:12|(Иак.1:12)]]. **//Омилия 32, его же омилия на 9-е воскресное Евангелие по Матфею.//** ===== Свт. Игнатий (Брянчанинов) ===== **Бывшие же в лодке подошли, поклонились Ему и сказали: истинно Ты Сын Божий** Когда утишится сердечная буря от призывания Господа и отступят возбуждавшие ее ветры — бесовские помыслы, тогда помышления души воздают поклонение Сыну Божию, воздают поклонение духом, и исповедуют Его по причине полученного убеждения о Сыне Божием и Боге, о Спасителе мира, по причине полученного убеждения в самой сокровищнице души. **//Аскетическая проповедь.//** ===== Свт. Николай Сербский ===== **Бывшие же в лодке подошли, поклонились Ему и сказали: истинно Ты Сын Божий** Когда Господь первый раз укротил морскую бурю и запретил ветрам, ученики говорили, как и другие обычные маловерные люди: //кто это, что и ветры и море повинуются Ему?// Но с тех пор они видели от своего Учителя многие знамения и слышали многие поучения, так что вера в них уже достаточно окрепла. Теперь, при сем новом могущественном чуде, они больше не спрашивают: //кто это?// – но, преклонив пред Ним колени, исповедают: **истинно Ты Сын Божий**. Это первый раз, когда ученики исповедают Иисуса Сыном Божиим. Безусловно, среди них был и Иуда. Разумеется, и он исповедал сие, однако позднее из-за своего сребролюбия он полностью отрекся от Господа и Учителя своего. Отрекался, правда, и Петр, притом три раза, но отречение Петрово было минутным, страха ради, и Петр тут же и покаялся, горько плача. Глубинный смысл слов сих: **Бывшие же в лодке подошли, поклонились Ему и сказали: истинно Ты Сын Божий**, – весьма поучителен для всякого христианина. А именно: когда Господь однажды вселится в нас, все, что в нас есть, должно Ему поклониться и исповедать имя Его: и ум со всеми мыслями нашими; и сердце со всеми чувствами нашими; и душа со всеми желаниями и стремлениями нашими. Тогда все тело наше будет светло и не будет в нем тьмы. Но горе нам, если, однажды приняв в себя Христа, мы затем изгоним Его каким-либо грехом или отречемся от Него, как Иуда. И будет последнее хуже первого. Ибо когда Христос оставил Иуду – //вошел в него сатана//[[new:in:13:27| (Ин. 13:27)]]. Не будем ни на мгновение забывать, что с Богом шутить можно еще меньше, чем с огнем [[new:evr:12:29|(Евр. 12:29)]]. //**Беседы на Евангелие.**// ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **Бывшие же в лодке подошли, поклонились Ему и сказали: истинно Ты Сын Божий** Когда по одному знаку [Господа] наступила тишина, иногда наступающая после страшной бури и случайно, - корабельщики и гребцы исповедали, что Он есть **поистине Сын Божий**, и тем не менее Арий проповедует в Церкви, что Он есть сотворенное существо. //**Толкование на Евангелие от Матфея.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Бывшие же в лодке подошли, поклонились Ему и сказали: истинно Ты Сын Божий** См. Толкование на [[new:mf:14:31#blzh_feofilakt_bolgarskij|Мф. 14:31]] ===== Евфимий Зигабен ===== **Сущии же в корабли пришедше поклонишася Ему, глаголюще: воистинну Божий Сын еси** Величие чуда сообщило им более совершенную веру; ибо ходить по морю – большее чудо, чем повелевать ему, и не только самому ходить, но и другому даровать то же, – и притом в такое время, когда бушует и сильно волнует море ветер. Этот евангелист говорит, что вообще все исповедали Христа Сыном Божиим; а Марк [[new:mk:06:51|(6:51-52)]] сказал, что они удивлялись, но не понимали. Он говорит: //и зело излиха в себе ужасахуся и дивляхуся. Не разумеша бо о хлебех: бе бо сердце их окаменено//. Смысл этих слов такой, что ученики чрезвычайно удивлялись Христу, как человеку, имеющему такую силу, между тем как скорее должны были поклониться Ему, как всемогущему Богу. Желая показать, что и предыдущим чудом насыщения и пятью хлебами они не узнали того, что должно, прибавил: //не разумеша бо о хлебех//. Присоединил и причину их непонимания, говоря: //бе бо сердце их окаменено//. Но мы говорим, что лишь только вошел Иисус в судно, как случилось то, что сказал Марк; потом же, когда окаменение сердца учеников было смягчено, произошло то, о чем написал Матфей. Нужно знать, что иногда сердце учеников делалось тверже, и они не могли понимать, а иногда – мягче, и они понимали. То и другое происходило по мудрому Промыслу Божию. Поэтому и мы, когда начинаем погружаться в волнах страстей, призовем Иисуса, и Он тотчас подаст и нам руку помощи, и исторгнет нас оттуда. //**Толкование Евангелия от Матфея.**// ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== **Бывшие же в лодке подошли, поклонились Ему и сказали: истинно Ты Сын Божий** См. Толкование на [[new:mf:14:32#prot_ioann_buxarev|Мф. 14:32]] ===== Лопухин А.П. ===== **Бывшие же в лодке подошли, поклонились Ему и сказали: истинно Ты Сын Божий** [[new:mk:06:51|(Мк. 6:51-52)]]. Во все время хождения Христа и Петра по водам буря продолжалась. Она утихла только тогда, когда они вошли в лодку недалеко от берега. У [[new:mk:06:51|Мк. 6:51]] вставлено: //"и чрезвычайно изумлялись в себе и дивились"//. И в [[new:mk:06:52|52]] стихе: //"ибо не вразумились чудом над хлебами: потому что сердце их было окаменено"//. Связь между этими выражениями не очевидна. По Оригену, слова “истинно Ты Сын Божий” сказаны были учениками в лодке (ср. [[new:mf:14:22|Мф. 14:22;]] [[new:mk:06:45|Мк. 6:45]]). //**Толковая Библия.**// ===== Троицкие листки ===== **Бывшие же в лодке подошли, поклонились Ему и сказали: истинно Ты Сын Божий** См. Толкование на [[new:mf:14:22#troickie_listki|Мф. 14:22]] [<10>]