[<10>] ====== Толкования на Мф. 15:3 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 3-6 **Он же сказал им в ответ: зачем и вы преступаете заповедь Божию ради предания вашего? Ибо Бог заповедал: почитай отца и мать; и: злословящий отца или мать смертью да умрет. А вы говорите: если кто скажет отцу или матери: дар Богу то, чем бы ты от меня пользовался, тот может и не почтить отца своего или мать свою; таким образом вы устранили заповедь Божию преданием вашим** Что же Христос? Он не стал ни порицать, ни защищать поведения учеников, но на обвинение фарисеев и сам отвечал обвинением, унимая дерзость их и показывая, что согрешающий в великих делах не должен с такою заботливостью подмечать в других маловажные проступки. Вас бы надлежало подвергнуть обвинению, - говорит Он, - а вы сами обвиняете других. Заметь, что когда Он хочет какое-либо постановление отменить, то делает это в виде отповеди; так и теперь поступил. Он не тотчас обращается к учиненному проступку, и не говорит, что он ничего не значит, - иначе Он увеличил бы их дерзость; но сперва сражает дерзость их, поставляя на вид преступление гораздо важнейшее, и возлагая его на главу их. Он не говорит и того, что нарушающие постановление хорошо поступают, чтобы не подать им случая к обвинению Себя; но и не осуждает поступок учеников, чтобы не подтвердить постановления. Равно не обвиняет и старцев, как людей законопреступных и порочных (иначе фарисеи отвратились бы от Него, как от ругателя и оскорбителя); но, все это оставив, избирает другой путь и, порицая, по-видимому, подошедших к Нему, касается между тем сделавших самые постановления. Он не упоминает вовсе о старцах, но в обличении, направленном против одних, низлагает и других, и показывает, что они вдвойне грешат, не покоряясь Богу и угождая людям. Он как бы так говорит: обыкновение повиноваться старцам, оно-то и погубило вас. Правда, Он не говорит этого, но то же самое дает разуметь в следующем ответе: **почто и вы преступаете заповедь Божию за предание ваше? Бог бо заповеда: чти отца и матерь, и: иже злословит отца или матерь, смертию да умрет. Вы же глаголете: иже аще речет отцу или матери: дар, имже бы от мене пользовался еси; и да не почтит отца своего, или матере; и разористе заповедь Божию за предание ваше**. Господь не сказал: за предание старцев, но - **за предание ваше**; также не сказал: старцы же глаголют, но - **вы глаголете**, смягчая тем Свою речь. Книжникам и фарисеям хотелось показать, что ученики Его нарушают закон; Христос, напротив, показывает, что они сами делают это, а ученики не подлежат обвинению. Постановление человеческое не есть закон (потому Он и называет его преданием), а особенно постановление людей беззаконных. Но так как предание, повелевающее умывать руки, не было противно закону, то Христос приводит другое, противное закону, именно следующее: фарисеи учили юношей, под видом благочестия, презирать отцов. Каким образом? Если кто из родителей говорил сыну: дай мне эту овцу, которую ты имеешь, или тельца, или иное что, то им отвечали: то, чем ты желаешь от меня пользоваться, я отдаю в дар Богу, и ты не можешь получить этого. Отсюда происходило двоякое зло: и Богу не приносили, и родителей, под предлогом приношения Богу, лишали дара; и оскорбляли родителей под предлогом обязанности к Богу, и Бога - под предлогом обязанности к родителям. Впрочем Господь не прямо указывает на это, но сначала читает им закон, в котором показывает, что Бог строго требует почтения к родителям. **Чти**, говорит Он, **отца твоего и матерь, да будеши долголетен на земли. И еще: иже злословит отца или матерь, смертию да умрет.** Но, умолчав о награде, которая принадлежит почитающим родителей, Христос упоминает только о том, чего надобно страшиться, т. е. о наказании, которое угрожает непочитающим родителей, желая таковых устрашить, равно как и благонамеренных ободрить, указывая таким образом на настоящих виновников, достойных смерти. Если, говорит Он, непочтительные на словах наказываются, то тем более будете наказаны вы, непочтительные на деле, и не только сами так поступающие, но и других научающие тому же. Как же вы, которым и жить не подобало бы, обвиняете учеников? Что удивительного, если вы Меня, доселе неизвестного вам, так много оскорбляете, когда являетесь такими дерзкими и пред Отцом? Так Христос везде говорит и показывает, что из неуважения к Отцу и происходит такое безумное высокомерие их. Некоторые изъясняют иначе это выражение: **дар, имже бы от мене пользовался еси**, именно: я не обязан почитать тебя, и это мой дар тебе, если я стану тебя почитать [Смысл толкования таков: если я приношу тебе дар, то это зависит только от моей воли, это - дело моей милости, потому что этот самый дар я мог бы посвятить Богу]. Но Христос не о таком оскорблении упоминал здесь. Евангелист Марк выражает это яснее, говоря: //корван, иже аще от мене пользовался еси// [[new:mk:07:11|(Мк. VII, 11)]], что не означает ни дара, ни одолжения, но собственно выражает приношение. //**Беседы на Евангелие от Матфея.**// ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **Он же сказал им в ответ: зачем и вы преступаете** [или: обходите] **заповедь Божию ради предания вашего** Ложное обвинение Он опровергает вполне истинным возражением. Если, говорит, вы небрежете о заповедях Божиих ради предания человеческого, то почему считаете необходимым обличать Моих учеников за то, что они мало ценят приказания старцев ради сохранения того, что установлено от Бога? //**Толкование на Евангелие от Матфея.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== Ст. 3-6 **Он же сказал им в ответ: зачем и вы преступаете заповедь Божию ради предания вашего? ибо Бог заповедал: почитай отца и мать; и: злословящий отца или мать смертью да умрет. А вы говорите: если кто скажет отцу или матери; дар Богу то, чем бы ты от меня пользовался; тот может и не почитать отца своего или мать свою; таким образом вы устранили заповедь Божию преданием вашим** Фарисеи обвиняли учеников в том, что они преступают заповедь старцев; Христос же показывает, что они преступают Закон Божий. Ибо они учили, чтобы дети ничего не давали родителям, но полагали то, что имеют, в сокровищницу храма, так как в храме находилась сокровищница, в которую бросал желающий и называлась "газа". Сокровище раздавалось бедным. Итак, фарисеи, убеждая детей ничего не давать родителям, а полагать, что имеют, в сокровищницу в храме, учили их говорить: отец! то, чем ищешь ты воспользоваться от меня, дар есть, то есть посвящено Богу. Таким образом они, книжники, делили с детьми имущество их, а родители, удрученные старостью, оставались без пропитания. Это делали также и заимодавцы. Если кто-нибудь из них давал в займы деньги, а затем оказывалось, что должник не исправен и не отдает долга, то заимодавец говорил: "корван", то есть то, что ты мне должен, есть дар, посвященный Богу. Таким образом, должник делался как бы должником Божиим и против своей воли отдавал долг. Это же делать учили детей и фарисеи. //**Толкование на Евангелие от Матфея.**// ===== Ориген ===== Ст. 3-4 **Он же сказал им в ответ: зачем и вы преступаете заповедь Божию ради предания вашего? Ибо Бог заповедал: почитай отца и мать; и: злословящий отца или мать смертью да умрет** Но давайте вернемся к тому, где Спаситель объяснил две заповеди закона: одну из десяти заповедей, данных в Исходе, а другую из Левита или какой-то другой книги Пятикнижия. Затем, после того как мы изложили, как [книжники и фарисеи] упразднили слово Божие, гласящее: **Почитай отца твоего и мать твою**, тем, что говорили: «Пусть не почитает своего отца или мать тот, кто скажет своему отцу или матери: Дар Богу то, чем бы ты от меня пользовался», - кто-нибудь мог бы спросить, каким образом они не замечали слов: **Злословящий отца или мать смертью да умрет**. Ибо пусть не почитает отца или мать тот, кто жертвует в сокровищницу то, что было бы принесено в честь отца и матери; но как же предание фарисеев упраздняет и гласящего: **Злословящий отца или мать смертью да умрет**? Но тот, кто скажет отцу или матери: //Дар Богу то, чем бы ты от меня пользовался// (см. [[new:mf:15:05|Мф. 15:5]]), никогда не оскорбляет отца или мать так, как тот, кто называет святотатцами родителей, берущих принесенное в сокровищницу от возложившего его туда. Так иудеи наказывают по закону сыновей, злословящих отца или мать и говорящих отцу или матери: //Дар Богу то, чем бы ты от меня пользовался// (см. [[new:mf:15:05|Мф. 15:5]]). //**Комментарии на Евангелие от Матфея.**// ===== Евфимий Зигабен ===== **Он же отвещав рече им: почто и вы преступаете заповедь Божию за предание ваше** Не сказал, что ученики хорошо делают преступая, дабы не подать иудеям повода к спору, – не сказал, что и худо они поступают, дабы не подтвердить такого рода предание; равным образом, не порицает и передавших это предание, дабы сами книжники и фарисеи не отвратились от Него, как надменного, но тотчас же с Своей стороны обвиняет их в большем преступлении, показывая, что преступающим заповедь Божию не должно порицать преступающих человеческое предание. Потом говорит, и какую заповедь Божию они преступают, и ради какого своего предания, – и обнаруживает наиболее распространенное тогда преступление. //**Толкование Евангелия от Матфея.**// ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== **Он же сказал им в ответ: зачем и вы преступаете заповедь Божию ради предания вашего** На обвинение фарисеев Господь и Сам отвечал обвинением, «унимая дерзость и показывая, что согрешающий в великих делах не должен с такою заботливостью подмечать в других маловажные поступки» (Златоуст). Из-за того, чтобы соблюсти не Моисеево, не древних пророков, а ваше, вашими учителями измышленное предание, вы оставляете заповедь Самого Бога? **//Толкование на Евангелие от Матфея.//** ===== Лопухин А.П. ===== **Он же сказал им в ответ: зачем и вы преступаете заповедь Божию ради предания вашего** [[new:mk:07:09|(Мк. 7:9)]]. Фарисеи и книжники обвиняют учеников в нарушении предания старцев, а сами виновны в нарушении заповеди Божией. Эта последняя нарушается “преданием вашим,” относящимся не к омовениям, а совсем к другому предмету. По Златоусту, Спаситель предложил этот вопрос, “показывая, что согрешающий в великих делах не должен с такою заботливостью подмечать в других мало важные поступки. Вас бы надлежало подвергнуть обвинению, — говорит Он, — а вы сами обвиняете других.” Спаситель раскрывает заблуждение фарисеев в том, что они обращали внимание на мелочи и упускали из виду важнейшее в человеческих отношениях. Омовение рук и почитание отца и матери — противоположные полюсы в человеческих нравственных отношениях. Как Иоанн Златоуст, так и Феофилакт и Евфимий Зигабен говорят, что Спаситель здесь не оправдывает учеников несоблюдении мелочных фарисейских установлений и допускает, что был некоторый род нарушения со стороны Его учеников человеческого установления. Но вместе с тем утверждает, что со стороны книжников и фарисеев было также нарушение и в гораздо высшем смысле; и, что имеет гораздо большее значение, в нарушении этом было виновато их предание. Господь здесь ставит clavum clavo retundit. //**Толковая Библия.**// ===== Троицкие листки ===== **Он же сказал им в ответ: зачем и вы преступаете заповедь Божию ради предания вашего** См. Толкование на [[new:mf:14:34#troickie_listki|Мф. 14:34]] [<10>]