[<10>] ====== Толкования на Мф. 15:4 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Ибо Бог заповедал: почитай отца и мать; и: злословящий отца или мать смертью да умрет** См. Толкование на [[new:mf:15:03#svt_ioann_zlatoust|Мф. 15:3]] ===== Блж. Иероним Стридонский ===== Ст. 4-10 **Ибо Бог заповедал: "почитай отца и мать"; и: "злословящий отца и мать смертью да умрет"** [[old:ish:20:12|(Исх. 20:12]]; [[old:lev:20:09|Лев. 20:9)]]**. А вы говорите: если кто скажет отцу или матери: "Дар Богу то, чем бы ты от меня пользовался", тот может и не почтить отца своего или мать свою. Таким образом вы устранили заповедь Божию преданием вашим. Лицемеры! хорошо пророчествовал о вас Исайя, говоря: "Приближаются ко Мне люди сии устами своими и чтут Меня языком; сердце же их далеко отстоит от Меня. Но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим" **[[old:is:29:13|(Ис. 29:13)]]**. И, призвав народ, сказал им: Слушайте и разумейте** Под почитанием в Писании разумеются не столько приветствия и исполнения обязанностей, сколько милостыня и принесение даров [[old:ish:20:21|(Исх. 20:21]]; [[old:lev:20:start|Лев 20)]]. //Вдовиц//, - говорит апостол, //почитай, истинных вдовиц// [[new:1tim:05:03|(1 Тим. 5:3)]]; здесь под почтением разумеется дар. И в другом месте: //Достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь, особенно тем, которые трудятся в слове и учении// [[new:1tim:05:17|(1 Тим. 5:17)]]. Этим повелением нам также заповедано, чтобы //волу молотящему// мы //не закрывали уст// [[old:vtor:25:04|(Втор. 25:4)]], и //трудящийся достоин своей награды// [[new:lk:10:07|(Лк. 10:7)]]. Господь дал эту заповедь, или напоминая о слабости, или о преклонном возрасте, или о бедности родителей, чтобы сыновья почитали родителей своих, даже оказывая им помощь в необходимом для жизни. Книжники и фарисеи, желая извратить эту попечительнейшую заповедь Божию, - чтобы под именем благочестия ввести нечестие, - учили нечестивейших сыновей, что если бы кто по обету захотел Богу [истинному Отцу] посвятить то, что должно быть принесено родителям, в таком случае приношение Богу пусть будет предпочтено дару для родителей. Конечно, может быть и то, что сами родители, видя посвященное Богу и опасаясь, как бы не подпасть осуждению за святотатственное деяние, переносили бедность. Но при этом бывало так, что приношение детей, - под видом приношения в храм Божий, становилось прибытком священникам. Это нечестивейшее предание фарисеев происходило [и] из другого [или: такового] побуждения. Многие, взяв в долг чужие деньги и не желая возвратить вверенное им, передавали [его] священникам, чтобы требуемые от них деньги были употреблены на служение в храм и на их нужды. А может быть, что изречение: //Дар, который от меня, поможет тебе// имеют в кратких словах следующее значение. Вы, говорит Он, побуждаете детей, чтобы они говорили своим родителям: "Отец, мать! Тот дар, который я намереваюсь принести Богу, я трачу на твое пропитание, и он поможет тебе", чтобы они [отец и мать], боясь взять то, что, - как им известно, предназначено для Бога, предпочитали проводить жизнь в недостатке, чем питаться от того, что посвящено. //**Толкование на Евангелие от Матфея.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Ибо Бог заповедал: почитай отца и мать; и: злословящий отца или мать смертью да умрет** См. Толкование на [[new:mf:15:03#blzh_feofilakt_bolgarskij|Мф. 15:3]] ===== Ориген ===== **Ибо Бог заповедал: почитай отца и мать; и: злословящий отца или мать смертью да умрет** См. Толкование на [[new:mf:15:03#origen|Мф. 15:3]] ===== Евфимий Зигабен ===== **Бог бо заповеда, глаголя: чти отца и матерь: и иже злословит отца или матерь, смертию да умрет** Обе эти заповеди находятся в книге Исход. //**Толкование Евангелия от Матфея.**// ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== Ст. 4-6 **Ибо Бог заповедал: почитай отца и мать; и: злословящий отца или мать смертью да умрет. А вы говорите: если кто скажет отцу или матери: дар Богу то, чем бы ты от меня пользовался, тот может и не почтить отца своего или мать свою; таким образом вы устранили заповедь Божию преданием вашим** Эти слова Спасителя так объясняются: Иудеи имели обычай посвящать Богу разные предметы из своего имущества, и закон требовал, чтобы таковые предметы, если они обещаны были для принесения в дар Богу, непременно были принесены Ему [[old:vtor:23:21|(Втор. 23, 21-23)]]. Вследствие сего образовалось такое предание, что так как дар Богу важнее, чем дар даже самым близким людям, например, родителям; то родителям можно и не давать каких-либо предметов, если только эти предметы обещаны в дар Богу. Таким образом, фарисеи и сами нарушали и детей учили нарушать заповедь Божию о почтении к родителям ради преданий, например, если родители говорили детям: дайте мне овцу или тельца, или что другое; то дети отвечали: «это, чем желали бы вы от нас пользоваться, мы отдаем в дар Богу, – и потому вы не можете получить». Отсюда и происходило нередко двоякое зло: и Богу не приносили под предлогом обязанности к родителям, и родителей лишали дара под предлогом обязанности к Богу. Таким образом, фарисеи учили, как можно обойтись, не исполнить заповедь Божию, – и успокоить свою совесть. Указанными словами Господь, конечно, не осуждает приесения даров Богу. И Евангелие требует сего так же, как и закон Моисеев. Сам Господь Иисус Христос похвалил вдовицу, положившую две лепты в церковную сокровищницу [[new:mk:12:43|(Мк. 12, 43.]] [[new:mk:12:44|44)]]. Но Он осуждает только нарушителей заповеди Божией ради преданий, учит, что должно прежде исполнить прямую заповедь Божию, а потом уже приносить дары Богу. **//Толкование на Евангелие от Матфея.//** ===== Лопухин А.П. ===== **Ибо Бог заповедал: почитай отца и мать; и: злословящий отца или мать смертью да умрет** [[new:mk:07:10|(Мк. 7:10)]]. Цитаты из [[old:ish:20:12|Исх. 20:12;]] [[old:vtor:05:16|Втор. 5:16;]] [[old:ish:21:17|Исх. 21:17;]] [[old:lev:20:09|Лев. 20:9]]. По Иоанну Златоусту, Спаситель “не тотчас обращается к учиненному проступку и не говорит, что он ничего не значит, — иначе Он увеличил бы дерзость обличителей; но сперва сражает дерзость их, поставляя на вид преступление гораздо важнейшее и возлагая его на главу их. Он не говорит и того, что нарушающие постановление хорошо поступают, чтобы не подать им случая к обвинению Себя; но и не осуждает поступок учеников, чтобы не подтвердить постановления. Равно не обвиняет и старцев, как людей законопреступных и порочных; но, все это оставив, избирает другой путь и, порицая, по-видимому, подошедших к Нему, касается между тем сделавших сами постановления.” //**Толковая Библия.**// ===== Троицкие листки ===== **Ибо Бог заповедал: почитай отца и мать; и: злословящий отца или мать смертью да умрет** См. Толкование на [[new:mf:14:34#troickie_listki|Мф. 14:34]] [<10>]