[<10>] ====== Толкования на Мф. 15:28 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Тогда отвещав Иисус рече ей: о, жено, велия вера твоя: буди тебе якоже хощеши. И изцеле дщи ея от того часа** См. Толкование на [[new:mf:15:22#svt_ioann_zlatoust|Мф.15:22]] и [[new:mf:15:23#svt_ioann_zlatoust|Мф. 15:23]] ---- **«О, женщина**, – говорит Он, – **велика вера твоя»**. «Ты вдруг стал хвалить, прославлять жену? Уже не отгоняешь, не отвергаешь ее?» – «Успокойся; для этого Я и медлил. Ведь если бы Я сначала отпустил ее, то ты не узнал бы ее веры; если бы она сразу получила, то тотчас и ушла бы, и никто не видел бы ее сокровища. Для того Я и медлил даянием, чтобы всем показать ее веру». **«О, женщина!»** Бог говорит ей: **«О, женщина!»** Христос произнес одно слово, и это слово не умолкает, но громким голосом возвещает ее веру, взывая: **«О, женщина! Велика вера твоя, да будет тебе по желанию твоему»**. Не сказал: «Пусть исцелится дочь твоя», но: **«Будет тебе по желанию твоему»**, – «Ты исцели ее; ты будь врачом; тебе вверяю врачевство; поди, приложи его, будет тебе по желанию твоему. Воля твоя пусть исцелит ее». Так хананеянка исцелила (дочь) волею своею, и Сын ли Божий не исцеляет Сам Собой? **«Будет тебе по желанию твоему»**. Жена не повелевала и не запрещала бесу, но только захотела, и хотение жены исцелило больную и изгнало бесов. Где те, которые дерзают говорить, что Сын совершал чудеса молитвой? **«Будет тебе по желанию твоему»**. Посмотри и на величие слов Его, в них Он подражает Отцу Своему. Когда Бог творил небо, то сказал: //«Да будет небо, да будет солнце, и было солнце; да будет земля, и была земля»//; повелением Он произвел бытие [[old:gen:01:start|(Быт.1)]]. Так и Христос говорит: **«Будет тебе по желанию твоему»**. Сродство выражений доказывает общность природы их. **«И исцелилась дочь ее»**. Когда? **«В тот час»**; не в то время, когда мать ее пришла домой, но еще прежде, нежели пришла. Она пришла найти ее беснующейся – и нашла здоровой, исцеленной ее желанием. **//Беседа о жене хананейской.//** ===== Свт. Григорий Палама ===== **Тогда Иисус сказал ей в ответ: о, женщина! велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему. И исцелилась дочь ее в тот час** Что – Оставляющий исповедающим грехи свои и нечестие сердец своих, как сказал, научив нас, псалмопевец-пророк? – принимает отверженную, очищает осквернившуюся, исцеляет и освящает вместе с ее дочерью и ее душу, и это делает, сопровождая похвалами, говоря ей: **«О жено, велия вера твоя: буди тебе якоже хощеши»**. Этой великой вере была предоставлена сила, так чтобы между словом и исцелением не было промежутка: **«И исцеле»**, говорится, **«дщи ея от того часа»**. Марк же говорит, что Господь сказал Хананеяныне: //«За сие слово твое изыде бес из дщери твоея»// [[new:mk:07:29|(Мк.7:29)]]; т.е. – за то, что ты так презрела себя и до такой степени смирилась, и несмотря на то, что была упорно отстраняема, не пришла в отчаяние и не была окрадена пониманием Промысла, но сознавала величину Моего человеколюбия и до конца стойко пребывала, с надеждой в смирении моля (Меня). Потому что: //«Смиренным Бог дает благодать»// [[old:pr:03:34|(Притч.3:34)]], как в начале мы и поспешили привести; и – //«Смиряяйся, вознесется»// [[new:mf:23:12|(Мф.23:12)]]; и – //«Смирися»//, – говорит Апостол, – //«и пред Господом обрящешь благодать»// [[new:iak:04:10|(Иак.4:10)]]; но так же и: – //«Всяк просяй приемлет, и ищай обретает, и толкущему отверзется»// [[new:mf:07:08|(Мф.7:8)]]. **//Омилия 48. На 17-е воскресение евангельских чтений по Матфею, говорящее о хананеянке.//** ===== Свт. Тихон Задонский ===== **Тогда Иисус сказал ей в ответ: о, женщина! велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему. И исцелилась дочь ее в тот час** См. Толкование на [[new:mf:15:22#svt_tixon_zadonskij|Мф. 15:22]] ===== Прав. Иоанн Кронштадтский ===== **Тогда Иисус сказал ей в ответ: о, женщина! велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему. И исцелилась дочь ее в тот час** Чего не можно сделать с верою! – Все, даже можно сделаться богом. Это не преувеличение: Бог сделался человеком для того, чтобы человека верующего сделать богом. Великое сокровище для христианина вера Божия: она на земле уже соединяет человека с Богом, делая его участником Божественного всемогущества, и сообщает ему залог будущего блаженного наследия на небесах. С верою человек и здесь, среди бед, скорбей и болезней, живет весело, утешаясь представлением будущих благ, уготованных ему на небе Отцом Небесным. //**Дневник. Том I. 1856.**// ===== Блж. Августин ===== **Тогда Иисус сказал ей в ответ: о, женщина! велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему. И исцелилась дочь ее в тот час** Смотрите, братья, как у этой женщины, которая была хананеянкой, - она пришла из язычников и являла собой прообраз (а именно: выступала образом Церкви), - славно увенчивается ее смирение. Действительно, народ иудеев, что сурово осуждается в Евангелии, воспылал гордостью, потому что избран был для получения закона, потому что из него вышли патриархи, явились пророки и слуга Божий Моисей произвел великие чудеса в Египте, о которых слышим в псалмах. Он провел народ по Чермному морю, когда расступились его воды, он получил закон, который передал тому самому народу. Таковы основания для превозношения иудеев. И в силу такой гордости они не пожелали ответить Христу - творцу смирения, смирителю высокомерия, Богу-целителю, Который, будучи Богом, стал человеком, чтобы познать Себя как человека. Какое великое средство исцеления! Если такое средство не исцеляет гордость, то что тогда может исцелить? Я не знаю. Бог стал человеком. Он сложил с Себя Божественность, так сказать, в определенной мере убрал из виду очевидность ее: Он сокрыл то, что было свойственно Ему, и сделал видимым то, что на Себя принял. Он стал человеком, хотя Он есть Бог. Однако человек еще не понимает, что он человек, что он смертен; он не признает, что он слаб, грешен, болен, что, будучи больным, ему нужно искать целителя! Что еще хуже, ему кажется, что он здоров! Потому народ этот не приближался - гордость препятствовала. И как сказано, от этой оливы, то есть народа, пошедшего от патриархов, отпали естественные ветви (именно иудеи, и заслуженно, ибо стали бесплодными в своей гордости). Тогда к этой оливе привился отросток дикой маслины, который и воплощает язычников. Апостол же говорит, что некоторые из ветвей отломились, а дикая маслина привилась на место их. Они отломились в силу гордости; дикая же маслина привилась в силу смирения. Такое смирение показала эта женщина, сказав: «Да, Господи, я - одна из псов, я желаю крох». Таким же смирением снискал расположение Иисуса и сотник: когда он обратился к Иисусу с просьбой исцелить своего слугу, Господь ответил: //Я приду и исцелю его//. Но сотник продолжал: //Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой// [[new:mf:08:07|(Мф. 8:7-8)]]. И он не принял Господа под кров свой - он принял Его в свое сердце. Чем больше смирение человека, тем более он получает, тем полнее. С холмов сбегает вода, долины наполняются. Что же ответил Господь, когда сотник сказал: //я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой//? - //Истинно говорю вам, и в Израиле не нашел Я такой веры// [[new:mf:08:10|(Мф. 8:10)]]. Это значит, среди тех людей, к которым Я пришел, Я не нашел такой веры. Что значит такой? Столь великой. В чем же великой? От малого, то есть в великом смирении. Я не нашел такой веры: подобной горчичному зернышку, - оно чем меньше, тем сильнее. Итак, Господь привил дикую маслину, когда сказал: //Истинно говорю вам, и в Израиле не нашел Я такой веры// (см. Мф. 8:10). //**Проповеди.**// ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **Тогда Иисус сказал ей в ответ: о, женщина! велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему. И исцелилась дочь ее в тот час** См. Толкование на [[new:mf:15:27#blzh_ieronim_stridonskij|Мф. 15:27]] ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Тогда Иисус сказал ей в ответ: о, женщина! велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему. И исцелилась дочь ее в тот час** Теперь Иисус открыл причину, по которой Он вначале отказывал женщине в исцелении: это сделано было для того, чтобы ясно открылась вера и благоразумие этой жены. Поэтому Христос не тотчас согласился, но и отсылал ее. Теперь же, когда открылась ее вера и благоразумие, она слышит похвалу: "**велика вера твоя**". "**Да будет тебе по желанию твоему**" - эти слова показывают, что если бы она не имела веры, то не достигла бы просимого. Так и нам, если пожелаем, ничто не препятствует достичь того, чего мы желаем, если только имеем веру. Обрати внимание, что хотя и святые просят за нас, как за эту хананеянку апостолы, однако мы достигаем желаемого более тогда, когда сами за себя просим. Хананеянка - символ церкви из язычников, ибо и язычники, которые прежде были отвергнутыми, после вступили в число сыновей и удостоились хлеба, разумею, Тела Господня. Иудеи же сделались псами, начав питаться, по-видимому, крохами, то есть малыми, скудными крохами буквы. Тир означает страх, Сидон - ловцов, Хананея же - это "уготованная смирением". Итак, язычники, которые заражены были злобою и в которых жили ловцы душ, демоны, уготованы были смирением, тогда как праведные уготованы высотою Царства Божия. //**Толкование на Евангелие от Матфея.**// ===== Евфимий Зигабен ===== **Тогда отвещав Иисус рече ей: о, жено, велия вера твоя: буди тебе якоже хощеши. И изцеле дщи ея от того часа** Марк [[new:mk:07:29|(7:29)]] говорит, что Христос сказал ей: //за сие слово, иди,// – бес вышел из твоей дочери, т.е. за то слово, которым ты благоразумно воспользовалась для защиты. Так как Спаситель похвалил и веру ее, и благоразумие, то потому Матфей записал похвалу ее веры, а Марк – благоразумия. Обрати внимание на то, что между тем как апостолы просили за нее и ничего не достигли, сама она скорее достигла. Отсюда мы узнаем, что Бог лучше желает, чтобы мы просили сами за себя. Ученики имели больше дерзновения, но жена обнаружила великую настойчивость. И действительно, много может постоянство в молитве. В аллегорическом смысле эта хананейская женщина прообразовала Церковь из язычников, которая, находясь в пределах своей религии, имела беснующуюся дочь, т.е. деятельность, над которою господствовали демоны. Но выйдя из этих пределов, т.е. забыв людей своих и дом отца своего [[old:ps:044:11|(Пс. 44:11)]], она удостоилась от Христа слова и освободилась от владычества демонов. //**Толкование Евангелия от Матфея.**// ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== **Тогда Иисус сказал ей в ответ: о, женщина! велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему. И исцелилась дочь ее в тот час** См. Толкование на [[new:mf:08:27#prot_ioann_buxarev|Мф. 8:27]] ===== Лопухин А.П. ===== **Тогда Иисус сказал ей в ответ: о, женщина! велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему. И исцелилась дочь ее в тот час** См. Толкование на [[new:mf:15:27#lopuxin_ap|Мф. 15:27]] ===== Троицкие листки ===== **Тогда Иисус сказал ей в ответ: о, женщина! велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему. И исцелилась дочь ее в тот час** См. Толкование на [[new:mf:15:21#troickie_listki|Мф. 15:21]] [<10>]