[<10>] ====== Толкования на Мф. 16:14 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Они сказали: одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию, или за одного из пророков** См. Толкование на [[new:mf:16:13#svt_ioann_zlatoust|Мф. 16:13]] ===== Блж. Иероним Стридонский ===== Ст. 14-16 **Они сказали: одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию, или за одного из пророков. Он говорит им: а вы за кого почитаете Меня? Симон же Петр, отвечая, сказал: Ты - Христос, Сын Бога Живаго** **Они сказали: одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию, или за одного из пророков. Он говорит им** Я удивляюсь тому, что некоторые толкователи отыскивают причины заблуждений отдельных людей и измышляют весьма длинные разъяснения по вопросу о том, почему одни в Господе нашем Иисусе Христе видели Иоанна, другие - Илию, третьи Иеремию или одного из пророков; когда [на самом деле] они могли ошибаться относительно Илии и Иеремии подобно тому, как Ирод впал в заблуждение относительно Иоанна, говоря: //Это Иоанн, которого я обезглавил; он воскрес из мертвых// [[new:mk:06:16|(Мк. 6:16)]]. **А вы за кого почитаете Меня **[quern me esse dicitis]? **Симон же Петр отвечая сказал: Ты Христос, Сын Бога Живого** Благоразумный читатель, обрати внимание на то, что из следующего и из связи речи [видно], что апостолы называются уже не людьми, а богами. Действительно, когда Он сказал: //Кем называют люди Сына человеческого?// то присоединил: **А вы за кого почитаете Меня?** [Первое обращено] к ним, думающим по-человеческому, потому что они - люди. А вы, будучи богами, за кого Меня считаете? От лица всех апостолов Петр исповедует: **Ты Христос, Сын Бога Живого.** Он называет Его Богом живым, в отличие от тех богов, которые считаются богами, а [в действительности] мертвы, указывая на: Сатурна, Юпитера, Венеру, Минерву (или: Цереру), Либера, Геркулеса и прочие идольские диковинки. //**Толкование на Евангелие от Матфея.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Они сказали: одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию, или за одного из пророков** Те, которые называли Его Иоанном, были из числа тех, кои подобно Ироду думали, что Иоанн после воскресения и этот дар (дар чудотворения) получил. Другие называли Илиею, потому что Он обличал и потому что ожидали, что он придет; третьи - Иеремиею, потому что Его мудрость была от природы и без научения, а Иеремия определен был на пророческое служение еще дитятей. //**Толкование на Евангелие от Матфея.**// ===== Ориген ===== **Они сказали: одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию, или за одного из пророков** Кроме того, посмотри, каким образом из-за различных волнений среди иудеев по поводу Христа одни из-за неких ложных учений говорили, что Он - Иоанн Креститель (подобно Ироду четвертовластнику, сказавшему своим рабам: //Это Иоанн Креститель; он воскрес из мертвых, и потому чудеса делаются им// [[new:mf:14:02|(Мф. 14:2)]], другие - что тот, кого ныне называют Иисусом, есть Илия, или переживший второе рождение, или живший с того времени и теперь появившийся вновь. И утверждающие, что Иисус - это Иеремия, <...> вероятно, исходили из сказанного в начале [книги] Иеремии о Христе, которого Бог //поставил над народами и царствами, чтобы искоренять и разорять, губить и разрушать, созидать и насаждать// [[old:ier:01:10|(Иер. 1:10)]], сделав Его пророком у язычников, которым Он возвестил Слово. //**Комментарии на Евангелие от Матфея.**// ===== Евфимий Зигабен ===== Ст. 14-15 **Они же реша: ови убо Иоанна Крестителя: инии же Илию, друзии же Иеремию или единаго от пророк. Глагола им (Иисус): вы же кого Мя глаголете быти** **Вы**, говорит, которые постоянно живете со Мною и хорошо знаете Мое могущество в деле и в слове. Сказав им: **вы же кого Мя глаголете быти**? – показал, что народ говорит неверно. //**Толкование Евангелия от Матфея.**// ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== **Они сказали: одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию, или за одного из пророков** Почему считали Иисуса Христа одни за Иоанна крестителя, другие за Илию, третьи за Иеремию? О Иоанне крестителе думали, что он, убитый Иродом, воскрес из мертвых. О Илии и Иеремии было явление, что они должны явиться пред пришествием Мессии. **//Краткое толкование Евангелий читаемых на литургии во все воскресные и праздничные дни года.//** ---- За кого люди почитают Меня (//кого Мя глаголют человецы быти//)? Св. Златоуст так пишет, объясняя причину, почему Господь спрашивал об этом апостолов: «Спрашивал сначала не об их мнении, а о мнении народа для того, чтобы самым порядком вопросов они были возведены к высшему разумению и не думали о Нем так же низко, как народ. Для сей цели спрашивает их не в начале проповеди, но когда совершил много чудес, беседовал с ними о многих и высоких истинах и многократно доказал пред ними Свою Божественность и единство со Отцем». И не говорит: за кого почитают Меня книжники и фарисеи, но желает знать непритворное мнение народа, потому что мнение народа было хотя гораздо ниже надлежащего (так как народ, хотя конечно не весь, почитал Иисуса Христа за предтечу Мессии чит. [[new:mf:15:14|14 ст.)]], но без всякого лукавства; мнение же книжников и фарисеев внушено было сильною злобою. //Сына человеческого//... Иисус Христос любил так называть себя (чит. о сем в объясн. [[new:mf:08:20#prot_ioann_buxarev|20 ст. 8 гл.)]]. **Одни** (ови) **за Иоанна Крестителя, воскресшего из мертвых**. Так, напр., думал Ирод Антипа [[new:mf:14:02|(14 гл. 2 ст.)]] и некоторые другие. **Другие** (ови) **за Илию, иные за Иеремию, или за которого-нибудь из пророков**, так как в народе было верование, что пред явлением Мессии придет пророк Илия или Иеремия, или другой кто из древних пророков [[new:mf:11:14|(11 гл. 14 ст.)]], чтобы возвестить о Нем, т. е. апостолы высказали, что народ (конечно, не весь) считал Иисуса Христа за Предтечу Мессии, а не за Самого Мессию. Господь, конечно, и без вопроса знал, что думает о Нем народ, как равно и то, за кого сами апостолы, ближайшие Его ученики, принимают Его, но Ему нужно было, чтобы апостолы собственными устами высказали и первое, особенно же второе. **//Толкование на Евангелие от Матфея.//** ===== Лопухин А.П. ===== **Они сказали: одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию, или за одного из пророков** См. Толкование на [[new:mf:16:13#lopuxin_ap|Мф. 16:13]] ===== Троицкие листки ===== **Они сказали: одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию, или за одного из пророков** См. Толкование на [[new:mf:16:13#troickie_listki|Мф. 16:13]] [<10>]