[<10>] ====== Толкования на Мф. 16:28 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Аминь, аминь глаголю вам: суть нецыи от зде стоящих, иже не имут вкусити смерти, дондеже видят Сына человеческаго, грядущаго во царствии Своем** Так как Христос много беседовал об опасностях, о смерти и страданиях Своих, об избиении учеников, и завещевал им тяжкие подвиги, которым они должны были подвергнуться в настоящей жизни, и притом весьма скоро, между тем как блага, - спасение, напр., души для тех, кто губит ее, пришествие Христа во славе Отца Своего, воздаяние наград за подвиги, - оставались для них в надежде и ожидании, то теперь, желая просветить взор их и показать, сколько то возможно для них, в чем будет состоять та слава, с которою Он придет, открывает им эту славу еще в настоящей жизни, чтобы они, а особенно скорбевший Петр, не печалились о своей смерти, равно как и о смерти Господа своего. И заметь, как Он поступает. Сказав о геенне и царствии [именно словами: //обретший душу свою погубит ю//, и если кто погубит //ее Мене ради, обрящет ю//, и: //воздаст комуждо по делом его// [[new:in:12:25|(Ин. XII, 25]]; [[new:mf:16:27|Мф. XVI, 27)]] Он означил и то, и другое, сказав о том и другом, Он царствие поставляет пред самыми глазами, а геенну удаляет от взора. Почему же так? Потому, что для людей более грубых нужно было говорить и о геенне; а так как ученики Его были опытны и сведущи, то Он убеждает их тем, что могло доставить им большое утешение. Притом же так говорить было и приличнее И. Христу. Впрочем Он не оставляет совершенно и геенны, но иногда и ее представляет пред глазами, когда, например, приводит образ Лазаря [[new:lk:16:start|(Лк. XVI)]], или заимодавца, или человека, требовавшего сто динариев [[new:mf:18:start|(Мф. XVIII)]], облеченного в грязные одежды, и многих других [[new:mf:22:start|(Мф. XXII)]]. //**Беседы на Евангелие от Матфея.**// ===== Свт. Иларий Пиктавийский ===== **Истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Сына Человеческого, грядущего в Царствии Своем** Господь учит, что и дела, и слова, и речь, и поступки в равной степени создают веру нашей надежды. Ведь может казаться, что Он тяжелое бремя возложил на человеческую немощь: когда люди только начали ощущать смысл жизни, претворяя его, они должны отказаться от ее радости, ласкающей плоть. Ради них самих Он учит их отвергнуть себя - то есть не желать быть тем, чем они однажды начали быть. Все это тесно связано и сопровождается соблазном расслабляющей радости и может вести к тому, что надежда поколеблется и перестанет быть крепкой. Потому и необходимо было верным и ясным примером научить их необходимости потерять нынешнее ради обретений в будущем. Все это может казаться противоречащим силе и восприятию суждения о настоящем. После того как Иисус предупредил о несении креста, потере души и вечной жизни в обмен на отрешение от мира, Он обратился к Своим ученикам и сказал, что **некоторые не вкусят смерти, покуда не увидят Сына Человеческого, грядущего в Царствии Своем**. И больше того, Иисус Сам вкусил смерть и показал верующим жертву вкушенной смерти. Так дело следует за словом. //**Комментарий на Евангелие от Матфея.**// ===== Прп. Антоний Великий ===== **Истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Сына Человеческого, грядущего в Царствии Своем** //Вопрос//: О ком говорит Господь: **«Аминь, говорю вам: есть из стоящих здесь, кто не вкусит смерти, пока не увидит Сына Человеческого, грядущего в славе Своей»**? Некоторые говорят, что это об Иоанне Богослове сказано, что он не умрет до второго пришествия Христа. //Ответ//. [Господь], обучив уже следующих за Ним учеников не обращать внимания на страсти и доблестно сопротивляться напастям, испытывая их помышления и находя еще неутвердившихся и двойственно размышляющих, решает налицо изложить чаемое, направляя их на подвиг и подстрекая их обещанием долгого жития – на служение за нас до смерти от всей души. Он видел, что они не утвердились, что они еще как тростник, колеблемый ветром. Ибо без бед, без гонений, без ударов совратился от будущего и возлюбил серебро, нашествием самолюбивого духа погиб предавший Господа Иуда Искариот. И верховный Апостол, испугавшись рабыни Валилы, три раза с клятвою отверг Господа, хотя вскоре к нему и пришло лекарство из слез. И, говоря кратко, когда Он шел на крестную муку, ими овладел дух страха. И всех он погнал в бегство. Бог попущает, чтобы одним Его словом побежал легион бесов. Это – чтобы ученики не уповали на себя. Но Он не велел, чтобы они погибли, пока они не проповедуют о Нем. Поэтому Он и сказал тем, кто Его схватил: //«Если вы Меня ищете, то отпустите их уйти»//. Он, зная наперед их бегство и смятение, делает их твердыми тем, что обещает будущее, и немного обнажает им его, в малом все извещая. Этого они не смогли вместить в то время. Они забылись на земле – и едва не погибли. И Он, взяв через шесть дней Петра, Иоанна и Иакова на вершину высокой горы, преобразился перед ними: //«...и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет»// (см. [[new:mf:17:02|Мф. 17:2]]), – говорит божественный Матфей. Здесь они и увидели, еще не вкусив смерти, Сына Человеческого во славе Его: как Он и обещал им раньше. Он обнаженным им явил Божество. И их повергнул, совокупно падших на землю, научая тем, что нельзя было вынести этого вида, что если бы Христос пожелал явиться, как Он есть, то все тотчас же загорелось, не выдерживая этого вида. Как и воск от приближения огня погибает. [Потому] Он представил и Моисея и Илию. Оба были возвышенными старейшинами в праведниках; они беседовали с Ним, показывая, что Он владеет не только земными, но и невидимыми, и преисподними (нижними). И не только четверодневца, как Лазаря; или в тот же день, как сына вдовицы, но и за тысячу лет умерших. И тех, кто изначально, издавна истлел, и рассыпался в прах, Он проявлением воли ставит пред Собою живыми и здоровыми, имея на то силу. Он творит это до страстей и Воскресения, делая известным, что не благодаря терпению и мужеству Он удостоен иметь власть, которая надо всеми; но что Бог всегда самовластен (имеет источник власти в Самом Себе). Поэтому и тех, кто различным образом закончил свою жизнь, Он ставит пред собою, показывая прежде гроба и Воскресения, что Он владеет живыми и мертвыми. Моисей общей смертью закончил свою жизнь; а Илия был как на небо невидимо на четырех огненных конях перемещен из земной местности. Так что первого Он возвел из преисподних, а второго – во мгновение ока призвал от приявшего его места и перед Собою поставил. И еще: когда Он говорил с ними, – рассказывает великий Матфей, – вот, облако светлое осияло их, и голос был из облака, говорящий: //«Сей есть Сын Мой Возлюбленный ... Его слушайте»// (см. [[new:mf:17:05|Мф. 17:5]]). Отец Ему сквозь облако так говорил. Внезапно те из великих разошлись, а ученики пали, закрыв очи от нестерпимого гласа. Чтобы по достоинству в теле явился Единый Сын, присный, Возлюбленный, с Отцом той же природы дружески беседующий. Подобает, чтобы одни служащие при божественном и царском престоле не прикасались ему, а другие со страхом предстояли и молчанием почитали престол. Поэтому, не вкусили смерти, ученики Господа, пока не увидели Сына Человеческого во славе Его, не как Он есть, но как им было возможно («якоже можаху»). И это только три прозорливца, большие в хороводе святых. Ибо сказал Господь: «**Есть некоторые из здесь стоящих** – а не все – **которые не вкусят смерти, пока не увидят Царствие Божие**». И его ненадолго увидев, через некоторое время окончили жизнь: Иоанн и все Апостолы и Пророки ушли из сего жития, кроме Еноха и Илии, которые во плоти живы доселе, но весьма вскоре и они умрут. //**Вопросы св. Сильвестра и ответы прп. Антония. Вопрос 200.**// ===== Прп. Максим Исповедник ===== **Истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Сына Человеческого, грядущего в Царствии Своем** См. Толкование на [[new:mk:09:01#prp_maksim_ispovednik|Мк. 9:1]] ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **Истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Сына Человеческого, грядущего в Царствии Своем** Ужас апостолов Он хотел исцелить надеждой на обетования, говоря так: //Приидет Сын Человеческий во славе Отца Своего с Ангелами Своими//. Сверх того, с властью Судии присоединены слова: //И тогда воздаст каждому по делам его// [[new:mf:16:27|(Мф. 16:27)]]. Невысказанная мысль апостолов могла заключать в себе также соблазн такого рода: "Ты теперь говоришь, что должна последовать смерть; а то, что Ты обещаешь придти в славе Отца Своего в сослужении ангелов и с властью судии, это отлагается на отдаленный день и срок". Поэтому Он как ведающий тайное, предвидя то, что они могли возразить Ему, успокаивает настоящий страх их и наградою теперь же, потому что слова Его: **Есть же некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Сына Человеческого, грядущего в Царствии Своем**, имеют тот смысл, что ради неверия нашего Он в настоящее время покажется таковым, каковым Он впоследствии должен придти. //**Толкование на Евангелие от Матфея.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Сына Человеческого, грядущего в Царствии Своем** Сказал, что придет Сын Человеческий во славе Своей, и чтобы они поверили, говорит, что **некоторые из стоящих здесь увидят**, насколько это возможно для них, в преображении славу второго пришествия. Вместе с тем показывает, в какой славе будут те, которые пострадают за Него. Как просияла тогда Его плоть, так по аналогии просветятся в то время и праведники. Разумеет здесь Петра, Иакова и Иоанна, которых Он взял на гору и показал им царство Свое, то есть грядущее состояние, когда и Он придет, и праведники просветятся. Поэтому говорит: **некоторые из стоящих здесь** не умрут до тех пор, пока не увидят Меня преобразившимся. Обрати внимание, что те, которые стоят в добре и тверды, видят светлейшее преображение Иисуса и постоянно преуспевают в вере и заповедях. //**Толкование на Евангелие от Матфея.**// ===== Евфимий Зигабен ===== **Аминь глаголю вам, (яко) суть нецыи от зде стоящих, иже не имут вкусити смерти, дондеже видят Сына Человеческаго грядуща во Царствии Своем** Сказав о Себе, что придет во славе, дориносимый и сопровождаемый Ангелами, и зная, что ученики не доверяют этим словам, подтверждает их, присоединив, что немного спустя некоторые увидят Его славу, – которую Он здесь назвал Царством. Указывал Он этим на сияние Своего Преображения, которое должен был вскоре показать Петру, Иакову и Иоанну. О них и сказал: **нецыи от зде стоящих**. Царством же Своим, или славою Своею – назвал то сияние, с которым впоследствии должен придти, когда //воздаст каждому// по делам его. //**Толкование Евангелия от Матфея.**// ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== **Истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Сына Человеческого, грядущего в Царствии Своем** Здесь Господь говорит, что многие из стоявших около Него и слушавших Его настоящую речь не умрут, но доживут до воскресения Его, когда откроется царство Его на земле и на небе (чит. объясн. [[new:mf:10:23#prot_ioann_buxarev|23 ст. 10 гл.)]]. Некоторые же из свв. отцов относят это видение к последовавшему вскоре затем преображению Господню [[new:mf:17:01|(17, 1-9)]]. «Для вас, — как бы так говорит Господь, — трудно представить, что Я, Которого вы теперь видите в таком странном виде, приду некогда в небесном величии; но чтобы вы знали, что это несомненно будет, Я дам некоторым из вас увидеть это величие теперь же, пока Я с вами: **аминь, глаголю** (истинно говорю) **вам**... увидеть образ Моего будущего пришествия и славы праведных. И действительно трое из апостолов видели славу Господню в Его преображении; все, кроме Иуды предателя, стали свидетелями Его воскресения; Иоанн пережил исполнение грозных пророчеств Его об Иерусалиме и видел прекращение ветхозаветных жертв и разрушение храма. А во всех этих событиях полагалось основание духовному царству Христову на развалинах обрядового закона Моисеева. «Когда же Господь воссел одесную Бога Отца, когда посредством Святого Духа действительно начал устроят из верующих одно богоучрежденное общество Своих последователей — церковь Свою, царствие сие во все страны распространилось с необыкновенною скоростию; тогда не обинуясь могли апостолы сказать Господу на Его предсказание, что воистину, еще не вкусив смерти, видели они царствие Божие, пришедшее в силе» (митр. Филарет моск.). **//Толкование на Евангелие от Матфея.//** ===== Лопухин А.П. ===== **Истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Сына Человеческого, грядущего в Царствии Своем** [[new:mk:09:01|(Мк. 9:1;]] [[new:lk:09:27|Лк. 9:27)]]. У Марка и Матфея выражения почти сходны; у Луки несколько иначе. Смысл изречений понятен. Не как земной царь, но как небесный, после гонения, страданий и смерти, Христос войдет в славу Свою. Некоторые из слушавших Его лиц доживут до этого, будут свидетелями Его страданий, смерти и воскресения. Нет надобности говорить, как это предсказание Христа исполнилось, и притом с буквальною точностью. //**Толковая Библия.**// ===== Троицкие листки ===== **Истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Сына Человеческого, грядущего в Царствии Своем** См. Толкование на [[new:mf:16:25#troickie_listki|Мф. 16:25]] [<10>]