[<10>] ====== Толкования на Мф. 17:3 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **И вот, явились им Моисей и Илия, с Ним беседующие** См. Толкование на [[new:mf:17:01#svt_ioann_zlatoust|Мф. 17:1]] ===== Свт. Иннокентий (Борисов) ===== **И вот, явились им Моисей и Илия, с Ним беседующие** Фаворская слава требовала неукоснительных свидетелей; но избранные на земли свидетели //«бяху отягчени сном»//! [[new:lk:09:32|(Лк. 9:32)]]. Посему явились другие, из другого мира, привлеченные силою, может быть, той же необыкновенной молитвы, среди коей и от коей последовало самое Преображение. **«Явистася им Моисей и Илия, с Ним глаголюща»**. Моисей является, как ходатай и учредитель Ветхого Завета, пред Начальником и Совершителем Завета Нового; Илия – как главнейший из пророков, по своей ревности и действиям, пред Тем, в Коем получали теперь исполнение все пророчества. Являются оба – //"во славе"//, подобной славе Богочеловека, и от Него видимо заимствуемой, – показуя сим на себе, что и все последователи Его //«просветятся»//, чрез Него, некогда //«яко солнце в Царствии Отца»// Небесного [[new:mf:13:43|(Мф. 13:43)]]. К таковому, раннему в сравнении с другими праведниками, просветлению славою небесною, в Илии положено было начало беспримерным взятием его на небо с телом [[old:4ts:02:11|(4Цар. 2:11)]], а в Моисее – чудесным отсветом славы на лице его от собеседования с Богом [[old:ish:34:29|(Исх. 34:29–35)]], вследствие коего и во время смерти, как замечает святой историк, //«не отемнесте очи его, не истлеста устне его»// [[old:vtor:34:07|(Втор. 34:7)]]. А между тем, предварить видением во плоти Того, Кого все праведники и пророки ветхозаветные желали видеть и не видели, – было новой наградой и для законодателя Синайского и для пустынножителя Кармильского. На Фаворе исполнилось наконец желание их: видеть Бога лицом к лицу [[old:ish:33:13|(Исх. 33:13]]; [[old:3ts:19:13|3Цар. 19:13)]], ибо они узрели здесь Того, Который есть //«сияние славы и образ ипостаси Его»// [[new:evr:01:03|(Евр. 1:3)]], и сподобились беседовать с Ним лицем к лицу. И для Сына Человеческого первое свидание во славе с величайшими из предшественников и провозвестников Своих служило, без сомнения, некиим утешением среди Его земного многострадального поприща. **//Беседа в день Преображения Господня.//** ===== Прп. Максим Исповедник ===== Ст. 3-4 **И вот, явились им Моисей и Илия, с Ним беседующие. При сем Петр сказал Иисусу: Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии** Переходящие от буквального [смысла] к духовному видят Закон и пророков, которые пребывают со Словом и громким голосом возвещают о Его пришествии. Отчего Петр упомянул о кущах? Потому что всякое знание и всякая добродетель в сравнении с будущим состоянием ничем не отличаются от недолговечной кущи — по словам Апостола: //пророчества... умолкнут, и знание упразднится// [[new:1kor:13:08|(1 Кор. 13:8)]]. [Число] кущ — три: деятельная, естественная и богословская. Богословскую кущу Петр уделил Господу, ибо Он Бог, естественное созерцание — Моисею, ибо он написал о создании всего, деятельную же [кущу] — Илии, ибо он девственник, ревнитель и аскет. //**Вопросы и затруднения.**// ===== Блаж. Иероним Стридонский ===== **И вот, явились им Моисей и Илия, с Ним беседующие** Когда книжники и фарисеи испытывали Его, прося знамения с неба, Он не хотел им дать, но отверг нечестивое требование благоразумным ответом. А здесь, чтобы умножить веру апостолов, Он дает знамение с неба, когда Илия сходит оттуда, куда взошел, и когда Моисей восстал из преисподней. И Ахаз через Исайю получает повеление, чтобы он просил себе знамение с неба (de excelso) или из ада [[old:is:07:03|(Ис. 7 ст. 3]]: //И сказал Господь Исайи: выйди ты и сын твой Шеарясув навстречу Ахазу, к концу водопровода верхнего пруда, на дорогу к полю белильничьему//; [[old:is:07:10|ст. 10-11]]: //И продолжал Господь говорить к Ахазу, и сказал: проси себе знамения у Господа Бога твоего: проси или в глубине, или на высоте.// Также [[old:4ts:02:start|(4 Цар. 2)]], потому что слова: **Явились им Моисей и Илия, беседующие с ними**, приводятся и в другом Евангелии, как возвещающие им то, что Он должен претерпеть в Иерусалиме [[new:lk:09:31|(Лк. 9:31)]]. Здесь показываются закон и пророки, которые непрестанно повторяющимся пророчествами провозвестили как страдание Господа, так и воскресение Его. //**Толкование на Евангелие от Матфея.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **И вот, явились им Моисей и Илия, с Ним беседующие** О чем говорили? //"Об исходе"//, - говорит Лука, который ему предстояло совершить в Иерусалиме, то есть о кресте. Для чего Моисей и Илия сделались видимыми? Чтобы показать, что Он есть Господь закона и пророков, живых и мертвых, ибо Илия был пророк, пророчество его жило еще, Моисей же - законодатель и умер. Кроме того, и для того, чтобы показать, что Иисус Христос не противник закона и не враг Божий. В противном случае Моисей не беседовал бы с ним, как не стал бы беседовать с тем, кто противодействует ему, и Илия, ревнитель, не перенес бы Его присутствия, если бы Он был врагом Божиим. Еще и для того, чтобы уничтожить подозрение тех, которые считали Его Илиею или одним из пророков. Откуда же ученики узнали, что это были Моисей и Илия? Не по изображениям, ибо делать изображения людей тогда считалось делом беззаконным. По-видимому, они их узнали по словам, которые они говорили. Моисей, может быть, говорил: Ты Тот, страдание которого я заранее изобразил, заклав агнца и совершив пасху; Илия же: Ты Тот, воскресение которого я заранее изобразил, воскресив сына вдовы, и так далее. Показывая же их ученикам, Господь научает их подражать им, то есть подобно Моисею быть кротким и доступным для всех и подобно Илии быть ревностными и непреклонными, когда нужно, и подобно им готовыми подвергаться опасностям за истину. //**Толкование на Евангелие от Матфея.**// ===== Евфимий Зигабен ===== **И се, явистася им Моисей и Илиа, с Ним глаголюща** По многим причинам поставил подле Себя Моисея и Илию. Так как одни из народа говорили, что Он – Иоанн Креститель, другие – что Илия, третьи – что Иеремия или один из древних пророков, то и поставил пред Собою, как рабов, самых замечательных из процветавших в Ветхом Завете пророков, чтобы была видна средина между ними, и то, насколько Он их превосходит. Вот это одна причина. Другая причина. Так как Его обвиняли в преступлении закона, говоря: //несть Сей от Бога Человек, яко субботу не хранит// ([[new:in:09:16|Ин. 9:16]]), и затем называли Его хулителем и присваивающим Себе славу Божию, говоря: //о добре деле камение не мещем на Тя, но о хуле, яко Ты, человек сый, твориши Себе Бога// ([[new:in:10:33|Ин. 10:33]]), – то Он поставил подле Себя – Моисея, чтобы показать, что ни в каком случае законодатель не предстал бы пред Ним в образе раба, если бы Он был законопреступник, а Илию, чтобы показать, что если бы Он был богохульник и присваивал бы Себе славу Божию, то пред богопротивным никогда бы не предстал как раб тот, кто всегда ревновал о славе Божией. Третья причина – та, чтобы знали, что Он – Господь смерти и жизни (так как Моисей умер, а Илия остался в живых), и чтобы ученики, впоследствии видя Его умирающим, считали это страдание добровольным и сообразили, что Господь смерти и жизни не мог умереть против воли. Можно присоединить и еще иную причину, что Господь поставил здесь их ради учеников, чтобы возбудить к подражанию им. Моисей был косноязычен, а Илия – совсем необразован, оба были бедны и одинаково смелы против властителей: Моисей против фараона, а Илия против Ахава. От нечестивых людей, которым оказывали благодеяния, они претерпели много бед, и, однако, не переставали заботиться о них. Моисею они должны были подражать в незлобии, Илии – в ревности к Богу, а им обоим – в умении управлять народом и в перенесении трудов. Тысячекратно они готовы были умереть, насколько это было в их власти, за угодивших Богу и за вверенный им народ и, погубив свои души, нашли их. Беседовали с Ним, показывая, что данный Моисеем закон и пророческое слово согласно предсказывали о Его смерти, первый – образами жертвы, а второй – различными пророчествами. Лука говорит ([[new:lk:03:31|3:31]]), что также Моисей и Илия явились во славе, или сиянии, чтобы мы знали, что все жившие по Богу участвуют в Божественной славе. О чем они беседовали? – об этом опять сказал Лука ([[new:lk:09:31|9:31]]), свидетельствуя, что они говорили об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме, – называя исходом – исход из этой жизни. Некоторые же книги пишут не ε ξοδον – исход, но δοξαν – славу, так как славою называется самый крест. Для всех других он был бесчестен, как наказание за великие преступления, – для одного только Христа он сделался славою, как награда за Его великую любовь к нам. Ибо кто, имеющий благодарное сердце, не прославит Его, слыша, что Он претерпел ради нашего спасения такого рода бесчестие, будучи достойным всякой почести. Есть и другое основание, по которому крест называется славою Его, – которое мы приведем в свое время. Итак, Моисей и Илия беседовали об исходе Его или же о славе Его, т.е. о кресте, – как Он должен быть распят. Следует также спросить, откуда ученики после стольких лет узнали Моисея и Илию, так как у евреев не было изображений на досках. На это скажем, что некоторые из древних евреев оставили для потомков образы замечательных мужей в книгах, так что читающие узнали их. Вероятно, что помнили их образы и по преданию живым словом. А может быть, апостолы узнали их и по Божественному Откровению. Или еще иначе. Моисей и Илия явились около Христа, показывая, что тайны закона и пророков сводятся к одному Христу и указывают на все то, что относится к Нему. //**Толкование Евангелия от Матфея.**// ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== **И вот, явились им Моисей и Илия, с Ним беседующие** Почему во время преображения Господня явились **Моисей и Илия** и беседовали о предстоящей крестной смерти Иисуса Христа? Явления Моисея и Илии при преображении возвещало ученикам, что Иисус Христос именно есть тот самый Мессия, о котором Моисей писал в законе и предвозвестили пророки, коих представитель здесь Илия. Беседа была о крестной смерти Христовой для того, чтобы апостолы нисколько не соблазнялись такою смертью Его: она не недостойна Божественного лица Спасителя и вполне сообразна с законом и пророчествами. **//Краткое толкование Евангелий читаемых на литургии во все воскресные и праздничные дни года.//** ---- См. также Толкование на [[new:mf:17:02#prot_ioann_buxarev|Мф. 17:2]] ===== Лопухин А.П. ===== **И вот, явились им Моисей и Илия, с Ним беседующие** [[new:mk:09:04|(Мк. 9:4;]] [[new:lk:09:30|Лк. 9:30-32)]]. Матфей и Марк говорят об этом кратко, с небольшими различиями. Но у Луки сообщается то, чего нет у первых двух синоптиков, именно что явившиеся мужи говорили с Христом об исходе Его в Иерусалиме, что ученики были отягчены сном и, пробудившись, увидели славу Его и двух мужей, стоявших с Ним. Когда же эти последние начали отходить от Него, то Петр сказал слова о кущах. Откуда, спрашивает Феофилакт, узнали ученики, что это были Моисей и Илия? Не по изображениям, ибо делать изображения людей тогда считалось делом беззаконным. По-видимому, они их узнали по словам, которые они говорили. //**Толковая Библия.**// ===== Троицкие листки ===== **И вот, явились им Моисей и Илия, с Ним беседующие** См. Толкование на [[new:mf:17:01#troickie_listki|Мф. 17:1]] [<10>]