[<10>] ====== Толкования на Мф. 17:4 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **При сем Петр сказал Иисусу: Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии** См. Толкование на [[new:mf:17:01#svt_ioann_zlatoust|Мф. 17:1]] ---- Смотри, как он любил Учителя и заметь внимательность его и благоразумие. Так как ему, после того необдуманного ответа, были заграждены уста [[new:mf:16:22|(Мф. 16:22)]], то здесь он предоставляет дело на волю Учителя, прибавляя: **если хочешь**. Может быть, говорит он, и теперь я скажу неосмотрительно, подвигаясь влечением. Поэтому, чтобы не получить того же самого укора, он говорит: **если хочешь.** Также, когда совершалась святая и страшная вечеря, и когда Иисус сказал: //один из вас предаст Меня//. Петр вследствие уже бывшего укора не осмеливался спросить Учителя; но по влечению, которое питал, не мог и молчать, старался узнать и не показаться поспешным и неосмотрительным [[new:mf:26:21|(Мф.26:21)]]. Как же он исполнил свое желание и устроил самому себе безопасность? Так, чтобы желанием узнать показать свое неудержимое влечение, а совершением этого не от себя, но предложением другому, выразить свою осторожность и всю вообще умеренность. Тесно мне отовсюду, говорит он, слово Владыки о предательстве; угрожает великая опасность; стремнина с обеих сторон, молчать ли? – Но забота снедает душу мою; сказать ли? – Но боюсь, как бы опять не получить укора. Поэтому он пошел средним путем и, хотя был везде впереди других, здесь имел нужду в дерзновении Иоанна, чтобы узнать, о чем было сказано. Ничем иным он не дышал и ничего не имел постоянно в душе своей, кроме одного только Учителя. Поэтому после он смело шел на узы и на тысячи смертей и презирал всю настоящую жизнь. Принимая за Него бичевания и нося раны на своем хребте, он говорил бичевавшим: //мы не можем не говорить того, что видели и слышали// [[new:act:04:20|(Деян.4:20)]]. **//Беседа, сказанная в старой церкви на слова апостола: Когда же Петр пришел в Антиохию.//** ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **При сем Петр сказал Иисусу: Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии** Петр не знал, что говорил. Ведь прежде страдания и воскресения Спасителя, и разрушения смерти, и тления наших тел невозможно было Петру быть вместе с Иисусом и стремиться к небесным скиниям. Ибо это должно произойти после воскресения Спасителя и восхождения на небо. **//Фрагменты.//** ===== Свт. Лев Великий ===== **При сем Петр сказал Иисусу: Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии** Тронутый откровениями тайны, апостол Петр, отвергая мирское и презирая земное, охвачен был приступом жажды вечного. Исполненный радостью всего увиденного, он возжелал обитать с Иисусом там, где он ликовал в явленной славе Христа. Потому и говорит: **Господи! хорошо нам тут быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии**. Но на его предложение Господь не ответил: не потому, что оно было дерзким, но потому, что было неуместным, ибо мир не мог быть спасен иначе, кроме как смертью Христа. Примером Христа вера людей призывается к ответу. Будем же понимать среди искушений нашей жизни, что нам следует просить терпения прежде славы, ибо удача правления не приходит раньше времени испытаний. //**Проповеди.**// ===== Прп. Симеон Новый Богослов ===== **При сем Петр сказал Иисусу: Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии** Кто убезмолвился, тот пусть будет и как три Апостола, которые восходили со Христом на гору Фавор и видели сияние, облиставшее Его, и изменение одежд Его и просвещение лица Его, и которые, увидев светлое облако и услышав глас Бога и Отца, свидетельствовавший свыше и говоривший: //Сей есть Сын Мой возлюбленный//, стали вне себя и пали ниц на землю, – чтоб и он мог сказать, подобно Петру: **добро есть нам зде быти, сотворим три сени** – для Тебя, и для Отца Твоего, и для Духа Святого, – единое Начало и единое Царство, то есть сотворим три новых обиталища – ум, душу и тело, очистив их сокрушением, слезами, покаянием, молитвою и исповедию, возведем строение их повыше и украсим всяким убранством добродетелей да обитаете в них вечно. **//Слова (Слово 85-е).//** ===== Прп. Максим Исповедник ===== **При сем Петр сказал Иисусу: Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии** См. Толкование на [[new:mf:17:03#prp_maksim_ispovednik|Мф. 17:3]] ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **При сем Петр сказал Иисусу: Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии** **А Петр** со своей стороны (respondens) **сказал Иисусу: Господи! хорошо нам здесь быть** Тот, кто восходит к горнему, не имеет желания сходить к земному, а хочет постоянно пребывать в высоте. **если хочешь, то мы устроим здесь три палатки** [или: шатра]: **Тебе - одну, Моисею - одну, и одну - Илии** Ты, Петр, заблуждаешься, как об этом свидетельствует и другой евангелист. Ты не знаешь, что говоришь [[new:lk:09:33|(Лк. 9:33)]]. Не проси о трех палатках, потому что есть один покров Евангелия, в котором повторено содержание закона и пророков. Но если уже ты ищешь три покрова; то не соединяй в одно рабов с Господом, а устрой три палатки, - и именно: одну - Отцу, [другую] - Сыну, и [третью] - Святому Духу, чтобы в твоем сердце был один общий покров для Тех, Божество Которых едино. //**Толкование на Евангелие от Матфея.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **При сем Петр сказал Иисусу: Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну и Моисею одну, и одну Илии** Петр, по многой любви ко Христу, желая, чтобы Он не пострадал, говорит: "**хорошо здесь быть**", не уходить и не быть убиту, ибо если бы кто и пришел сюда, мы имеем Моисея и Илию помощниками нам; Моисей победил египтян, Илия же огнь свел с неба; таковыми же они будут и тогда, когда придут сюда враги. Это он говорил от великого страха, по замечанию Луки, не зная, что говорит. Ибо необычайность поразила его или он действительно не знал, что говорит, желая, чтобы Иисус оставался на горе и не уходил, и не пострадал за нас. Но, боясь показаться своенравным, говорит: "**если хочешь**". //**Толкование на Евангелие от Матфея.**// ===== Евфимий Зигабен ===== **Отвещав же Петр рече (ко) Иисусови: Господи, добро есть нам зде быти: аще хощеши, сотворим зде три сени, Тебе едину, и Моисеови едину, и едину Илии** Сильно любя Учителя и не желая, чтобы Он ушел в Иерусалим, чтобы там пострадать, как Он предсказал, Петр, однако, не смеет прямо отклонять Его, чтобы опять не заслужить упрека, но советует остаться здесь, так как видит, что гора вполне безопасна, как неизвестная злоумышляющим против Него, и так как знает, что Моисей и Илия могут защитить Его: первый победил весьма много народов, а второй низвел с неба огонь на пятидесятиначальников. Сказав: **добро есть нам зде быти** и зная, что сказал худо, выразив только свое мнение, прибавил: **аще хощеши, сотворим зде три сени, Тебе едину, и Моисеови едину, и едину Илии**. Что ты говоришь, Петр? Немного прежде ты исповедал Его истинным Сыном Божиим, а теперь, поставляя Владыку между рабами, надеешься, что Он будет охранен ими? Смотри, как еще несовершенны были ученики до крестных страданий. Петр тогда испытывал двоякого рода душевное волнение: с одной стороны, страх за Учителя, с другой – необычайное это видение поразили и удивили его, и он проговорил это, сам не зная, что говорит, как сказал Лука ([[new:lk:09:33|9:33]]), т.е. говорил необдуманно. Марк ([[new:mk:09:06|9:6]]) сказал: //не ведяше бо, что рещи//, т.е. не знал, что другое сказать ему лучшее. Затем он присоединил и причину, говоря: //потому что они были в страхе//. А Лука ([[new:lk:09:32|9:32]]) написал, что они были отягчены сном. Они были в страхе – потому что увидели образ выше человеческого; были отягчены сном, или вернее – обмороком, от сияния. Хотя тогда была не ночь, а день, однако чрезмерное сияние затемнило их глаза и помрачило ум, до тех пор пока они, совершенно пробудившись, как сказал Лука ([[new:lk:09:32|9:32]]), или придя в себя из такого обморока, не увидели, насколько могли, славу Его. Поэтому-то Петр, не придя еще в себя, сказал необдуманно. Три кущи можно понимать как три пути ко спасению – путь деятельности, созерцания и богословия. Образцом деятельности был Илия – муж смелый и благоразумный, – созерцания – Моисей, как законодатель и судия, – богословия – Христос, как во всем совершенный. Это – кущи, по сравнению с будущими покоями, несравненно лучшими. //**Толкование Евангелия от Матфея.**// ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== **При сем Петр сказал Иисусу: Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии** Апостол говорил как бы таким образом: зачем оставлять такое прекрасное место, чтобы идти во Иерусалим на крест? Лучше здесь устроить жилище для всех, и никто не узнает, что мы здесь, и здесь в уединении будем наслаждаться блаженством. **//Краткое толкование Евангелий читаемых на литургии во все воскресные и праздничные дни года.//** ---- Свв. евангелисты Марк и Лука, передавая историю преображения, прибавляют о словах ап. Петра, что он, //сам не зная, что говорил// [[new:mk:09:06|(Мк. 9, 6.]] [[new:mk:09:33|Лк. 9, 33)]]. Осчастливленный и вместе пораженный дивным видением на Фаворе, апостол желал, чтобы оно продолжалось долго, — если можно, чтобы навсегда остались они тут в палатках. Тем более Петр еще думал так, что если они не пойдут отсюда (в Иерусалим), то и Христос не умрет, не нападут на Него и книжники. **Сделаем три кущи** (сени) или палатки: **Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии**. О палатках для самого себя с прочими апостолами Петр не говорит, думая, что им около Господа и пророков и без особых кущ будет хорошо. **//Толкование на Евангелие от Матфея.//** ===== Лопухин А.П. ===== **При сем Петр сказал Иисусу: Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии** ([[new:mk:09:05|Мк. 9:5-6;]][[new:lk:09:33| Лк. 9:33]], — с небольшими различиями в речи). У Марка добавлено: “ибо не знал, что сказать; потому что они были в страхе" [[new:mk:09:06|(9:6)]]; у Лк. то же, но гораздо короче: “не зная, что говорил” (русск. в скобках [[new:lk:09:33|9:33)]]. У Матфея все это пропущено. Слова Петра, обращенные ко Христу, по мнению Златоуста, суть выражение любви и необычайной восхищенности, причиной которой было видение. Под “кущами” следует разуметь не палатки, но шалаши из древесных ветвей, как на празднике кущей. //**Толковая Библия.**// ===== Троицкие листки ===== **При сем Петр сказал Иисусу: Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии** См. Толкование на [[new:mf:17:01#troickie_listki|Мф. 17:1]] [<10>]