[<10>] ====== Толкования на Мф. 17:5 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Еще же Ему глаголюще, се облак светел осени их, и се глас из облака, глаголя: сей есть Сын Мой возлюбленный, о Немже благоволих, Того послушайте** Когда Бог изрекает угрозы, тогда показывает мрачное облако, как например, на горе Синайской: //сниде Моисей в облако и во мрак// [[old:ish:24:18|(Исх. XXIV, 18)]], и //восхождаше дым, яко дым пещный// [[old:ish:19:18|(гл. XIX, 18)]]. Равным образом и пророк, говоря об угрозах, сказал: //вода во облацех воздушных// [[old:ps:017:12|(Пс. XVII, 12)]]. Здесь же, поелику Он имел намерение не устрашить, а научить, является светлое облако. И в то время, как Петр сказал: //сотворим три сени// [[new:mf:17:04|(Мф. 17:4)]], сам Он показал сень нерукотворенную. Вот почему там курение и дым пещный, здесь - свет неизреченный и глас. Потом, чтобы показать, что не просто говорит об одном из трех, но именно о Христе, прочие двое, когда раздался глас, удалились, потому что если бы говорено было просто о ком-нибудь из них, то по удалении двоих не остался бы один Иисус. Почему же облако осенило не одного только Христа, но всех? Если бы оно осенило одного Христа, то можно было бы подумать, что глас происходил от самого Христа. Потому и евангелист, предотвращая это самое, говорит, что глас был из облака, то есть от Бога. Что ж говорит глас этот? **Сей есть Сын Мой возлюбленный**! Если же Иисус есть Сын возлюбленный, то не бойся, Петр! Тебе уж нужно было знать и могущество Его, и увериться в Его воскресении. Если же ты не знаешь, то по крайней мере ободрись гласом Отца. Если Бог всемогущ, - как Он и действительно таков, - то и Сын всемогущ. Потому не бойся угрожающих опасностей. Если же ты все еще не соглашаешься, то по крайней мере рассуди, что Он есть Сын, и Сын любимый: **сей есть Сын Мой возлюбленный**! Если же Он любимый, то не бойся. Кто погубит того, кого любит? Итак, не смущайся; хотя бы любовь твоя к Нему была безмерна, но ты не любишь Его так, как любит Родивший Его, Который о Нем благоволит. Он не потому только любит Его, что родил Его, но и потому, что Он равен Ему во всем, и одну имеет с Ним волю. Следовательно причина любви Его двоякая, или даже троякая, то есть: что Он Ему Сын, что возлюбленный, что в Нем все Его благоволение. Что ж значит: **о Немже благоволих**? Отец как бы так говорит: в Нем покой Мой и услаждение; и это потому, что Он во всем совершенно равен Отцу; воля у Него одна с волею Отца, и, будучи Сыном, Он во всем составляет одно с Рождшим. **Того послушайте**, - так что, если бы Он захотел быть распятым на кресте, ты тому не противься. //**Беседы на Евангелие от Матфея.**// ===== Свт. Лев Великий ===== **Когда он еще говорил, се, облако светлое осенило их; и се, глас из облака глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте** Голос с неба провозгласил: **Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте**. В проповеди Его Я делаюсь явным. В смирении Его Я прославляюсь. Потому слушайте Его непрекословно. Он - истина и жизнь. Он - сила Моя и мудрость. Слушайте Того, Кого предвещали таинства закона, Кого воспевали уста пророков. Слушайте Того, Кто кровью Своей искупил мир, Кто сковывает дьявола и сосуды его похищает, Кто разрушает узы греха и оковы вероломства. Слушайте Того, Кто открывает путь на небеса и болью креста готовит для вас ступени восхождения в Его Царство. //**Проповеди.**// ===== Свт. Григорий Палама ===== **Когда он еще говорил, се, облако светлое осенило их; и се, глас из облака глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте** Не следовало Петру равнять Владыку с рабами; потому что Христос, как сущий Сын Божий находится в недрах Отчих; Пророки же, надлежащим образом, как подлинные сыны Авраама обитают в недрах Авраама. Итак, когда Петр, не зная (что говорит) говорил так, – **«се облак светел осени их»**, прерывая слова Петровы и показывая – каковая отвечает Христу куща. Но что такое сам этот облак и каким образом, будучи светлым, он осенил их? Не был ли тот облак тем неприступным Светом, в котором Бог обитает, и тем Светом, в который Он облачается, как в одежды; ибо говорится: //«Полагаяй облаки на восхождение Свое»// [[old:ps:103:03|(Пс.103:3)]]; и: – //«Положи тму за кров Свой, окрест Его селение Его»// [[old:ps:017:12|(Пс.17:12)]]? Хотя, как говорит Апостол: //«Един имеяй безсмертие, во свете живый неприступнем»// [[new:1tim:05:16|(1Тим.5:16)]]; так что здесь свет и тьма являются то же самое, по причине неприступного блеска сего сияния. Но и относительно самого того Света, который сначала был видим для глаз Апостолов, священные Богословы свидетельствуют, что он – неприступен. – «Ибо сегодня», как говорит один из них, – «бездна неприступнаго Света; сегодня на Фаворской горе зримо бывает Апостолам безпредельное излитие божественнаго сияния». И великий Дионисий, говоря, что оный неприступный Свет есть мрак, в котором, говорится, обитает Бог, утверждает, что «в нем бывает всякий удостоенный знать и видеть Бога». Итак, это был тот же Свет, который сначала видели Апостолы, как сияющий от лица Господня, а после сего – как осеняющий светлый облак; но тогда, вот, он представил для взора более слабое озарение, а затем явившись в гораздо более полной степени, он, вследствие чрезмерности света, стал неприступен для их зрения, и таким образом он осенил Источник божественного и приснотекущего Света – Солнце Правды Христа. Да и в чувственном солнце тот же свет дает себя видеть взору, когда проливается в виде лучей, и опять же бывает недоступен для взора, когда кто-нибудь устремит свой взгляд (непосредственно) на солнце: потому что свет его превышает меру возможностей наших глаз. Но чувственное солнце светит не по своему желанию, а по природе, и светит не только для тех, кому бы пожелало; Солнце же Истины и Правды Христос, обладая но только естеством и естественным сиянием и славою, но, в равной мере, и волею, промыслительно и спасительно озаряет тех только, кому пожелало бы, и – то в той степени, как Ему это было бы угодно. Посему, пожелав, как солнце, Он озарил и был зрим для глаз Апостолов, и то – не на долгое время, а затем еще сильнее просияв, как Ему это было угодно, Он, вследствие превосходящего сияния, стал недоступен для очей Апостолов, как бы вшед в светлый облак. Но и голос раздался из облака: **«Сей есть Сын Мой Возлюбленный, о Немже благоволих: Того послушайте»**. На Иордане, когда Господь крестился, разверзлись небеса, и был тот же глас, исходящий от оной, конечно, славы, – которую Стефан затем, когда раскрылись для него небеса, быв исполнен Духа Святого, устремив взор увидел, ныне же исходящий из оного облака, осенившего Иисуса. Итак, этот облак тождественен с сверхнебесной славой Божией. Ужели же чувственный свет будет – сверхнебесным? – Голос же Отца из облака показал, что все бывшее до пришествия Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, как то: жертвы, законоположения, усыновления, были несовершенными, и не были и не совершались на основании первичной воли Божией, но были (лишь) допущены ввиду сего имеющего быть пришествия и явления Господня. И Он есть Тот, о Котором, как о Сыне Возлюбленном, благоволит и совершенно довольствуется и в Котором почивает Отец; посему и повелевает Его слушать и Ему повиноваться. И хотя бы Он сказал: //«Внидите узкими враты: яко пространная врата и широкий путь вводяй в пагубу; узкая же врата и тесный путь вводяй в живот»// [[new:mf:07:13|(Мф.7.13–14)]], – слушайте Его; и если бы Он сказал, что этот Свет есть царство Божие, – слушайте Его и веруйте Ему, и делайте себя достойными этого Света. **//Омилия 35. Преображение Господне.//** ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **Когда он еще говорил, се, облако светлое осенило их; и се, глас из облака глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте** Так как Петр неразумно спрашивал, то и не заслуживает ответа от Господа; но вместо Сына отвечает Отец, так что оправдывается (compleretur) слово Господа: //Я не высказываю свидетельства о Себе, но Отец, Который Меня послал, Сам дает свидетельство о Мне// [[new:in:05:37|(Ин. 5:37)]]. А показывается сияющее облако и покрывает их тенью, чтобы желавшие плотского покрова из ветвей и полотна покрылись тенью светлого облака. Так же слышится с неба и голос говорящего Отца, которым Он и Сыну подает свидетельство, и Петра, подпавшего заблуждению, научает истине; притом еще через Петра говорит и прочим апостолам: **Сей есть Сын Мой Возлюбленный**; для Него должно утвердить покров, Ему должно повиноваться. Он есть Сын, а они - рабы; и сами Моисей и Илия вместе с вами должны приготовить кров Господу в сокровеннейших глубинах сердца своего. //**Толкование на Евангелие от Матфея.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Когда он еще говорил, се, облако светлое осенило их; и се, глас из облака глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в котором Мое благоволение; Его слушайте** Ты, Петр, желаешь, чтобы были рукотворенные кущи; Отец же, окружив Меня другой кущей, нерукотворенным облаком, показывает, что как Он, Бог, являлся древним в облаке, так и Сын Его. Здесь облако светлое, а не темное, как в древности; потому что Он хотел не устрашить, а научить. Из облака же голос для того, чтобы показать, что Он был от Бога. Слова "**в котором Мое благоволение**" - вместо слов: "в котором Я почиваю и который Мне угоден". Словами же: "**Его слушайте**" научает: не противьтесь Ему, хотя бы Он желал быть распятым. //**Толкование на Евангелие от Матфея.**// ===== Ориген ===== **Когда он еще говорил, се, облако светлое осенило их; и се, глас из облака глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в котором Мое благоволение; Его слушайте** Я думаю, что Бог, не позволяя Петру сделать //три кущи// [[new:mf:17:04|(Мф. 17:4)]], чтобы они обитали там по его желанию, показывает одну, лучшую (так сказать) и во многом отличную скинию - облако. Ибо если дело скинии - осенять и покрывать находящегося в ней, а **облако светлое осенило их**, то Бог сделал для них скинию - как более божественную, так и светлую, как пример будущего отдохновения. Ибо светлое облако осеняет праведников, которых оно закрывает, просвещает и просветляет. Что же это за светлое облако, осеняющее праведников, как не сила Отца, от которой исходит глас Отца, свидетельствующий о Сыне возлюбленном и благословенном и наставляющий осененных облаком слушать Его и никого другого? Говорит же Он так, как и издревле, так и всегда, через кого хочет. И, пожалуй, Святой Дух есть это светлое облако, осеняющее праведников и прорицающее слова Бога, действующего в нем и говорящего: **Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение**. И я бы осмелился сказать, что и наш Спаситель - это светлое облако. //**Комментарии на Евангелие от Матфея.**// ===== Евфимий Зигабен ===== **Еще (же) ему глаголющу, се, облак светел осени их: и се, глас из облака глаголя: сей есть Сын мой возлюбленный, о немже благоволих: того послушайте** **Еще (же) ему глаголющу, се, облак светел осени их: и се, глас из облака** Облако и голос подтверждают, что это голос Божий. Они знали, что Бог носится на облаках: //полагаяй//, говорит Писание ([[old:ps:103:03|Пс. 103:3]]), //облаки на восхождение Свое//, и многое в таком же роде оно имеет. Смотри: когда угрожает, полагает около себя темное облако, как на Синае, – а теперь, желая научить, полагает светлое... **глаголя: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, о Немже благоволих** Это же сказал Отец с неба, когда крестился Спаситель (Мф. 3 гл.); но там ради присутствовавшего народа, а здесь преимущественно ради Петра. Голос Отца как бы так говорил: Чего ты, Петр, боишься за Иисуса? Он Сын Мой; и не просто Сын, подобно тем, которые делаются сынами Моими чрез добродетель, но Возлюбленный, или Избранный, как Единородный, и – мало того – Такой, в Котором Мое благоволение, т.е. в Котором Я почиваю и Которым доволен, как единомышленным и равным Мне. Поэтому не бойся за Него; сколько бы ты ни любил Его, ты все-таки не любишь столько, сколько – Я. У Меня троякое побуждение любить Его: Я люблю Его как Сына, как Возлюбленного и как доставляющего Мне покой и довольство. Итак, если ты не полагаешься на Его силу, то положись на Мою. Никто столь любимого не оставляет без разумной причины. **Того послушайте** Повинуйтесь Ему, слушайте Его, если Он что-либо или скажет, или сделает. Поэтому если даже пожелает быть распятым, никто Ему пусть не препятствует, потому что вы не знаете тайны Его Домостроительства. Все, что Он ни говорит или делает, говорит и делает по Моей воле. Итак, слушайте Его, оставив закон Моисеев и пророческие тайноводства, потому что Христос есть исполнение закона и пророков, и все это уже исполнилось, как относящееся только к Нему одному. //**Толкование Евангелия от Матфея.**// ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== **Когда он еще говорил, се, облако светлое осенило их; и се, глас из облака глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте** **Облако** это было чудесное, оно было знаком особенного присутствия Божия. Таковое облако находилось в Святом Святых в еврейском храме [[old:3ts:08:10|(3 Цар. 8, 10,]] [[old:3ts:08:11|11.]] [[old:iez:01:04|Иез. 1, 4;]] [[old:iez:10:04|10, 4)]]. **Осенило их**, т. е. Иисуса Христа и Моисея и Илию, но не апостолов, потому что апостолы слышали голос из облака. Голос из облака был такой же, какой был слышан с неба при крещении [[new:mf:03:17|(3 гл. 17 ст.)]], только с прибавлением слов: **Того** (Его) **послушайте**, т. е. принимайте все, чему Он учит, что Он говорит. Слова: **Его послушайте**, – указывают на пророчество св. Моисея о Спасителе: //пророка от братии твоея, якоже мене, возставит тебе Господь Бог твой. Того послушайте// [[old:vtor:18:15|(Втор. 18, 15)]], и на то, что это пророчество исполнилось именно на Иисусе Христе. Так Бог Отец два раза торжественно возвещал миру, что Иисус Христос есть Сын Его: в первый раз после крещения, когда Господь начинал открытое служение спасению рода человеческого, и во второй раз при преображении, вскоре после которого Он долженствовал пострадать и умереть за спасение мира. **//Толкование на Евангелие от Матфея.//** ===== Лопухин А.П. ===== **Когда он еще говорил, се, облако светлое осенило их; и се, глас из облака глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте** [[new:mk:09:07|(Мк. 9:7;]] [[new:lk:09:34|Лк. 9:34-35]]; [[new:2pet:01:17|2 Пет. 1:17-18)]]. Слова, сказанные из облака, были, очевидно, словами Самого Бога. Они одинаковы с теми, какие были сказаны при крещении. Но здесь у всех синоптиков встречается одинаковое добавление: //“Его слушайте”//. //**Толковая Библия.**// ===== Троицкие листки ===== **Когда он еще говорил, се, облако светлое осенило их; и се, глас из облака глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте** См. Толкование на [[new:mf:17:01#troickie_listki|Мф. 17:1]] [<10>]